Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка посредством нетрадиционных методов работы
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Анна Александровна Чернова

В статье представлены нетрадиционные методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы , которые, по мнению автора, повышают мотивацию к обучению школьников по указанной дисциплине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_pedsovetu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка посредством нетрадиционных методов работы

                                                                                                                                         Бармина А.А.

В системе образования предмет “Русский язык” занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно-категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.
   Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва. Соответственно, цель образования - формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа".


В настоящее время
важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

По определению С.В.Кульневич, нетрадиционный (нестандартный) урок – это “импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру”. Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству.

Нетрадиционный урок не только может, но и
должен быть использован на уроках русского языка. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

                                            Классификации нетрадиционных уроков русского языка

Нестандартные уроки организуются на основе учебной программы. Существующая (современная) их классификация неоднозначна, неполна и будет пополняться в будущем за счет разработок новых типов нетрадиционных уроков.

В современных школьных программах по русскому языку и в материалах, изложенных в стабильных учебных комплексах, предусмотрен творческий подход учителя к процессу обучения, построению урока, выбору форм и методов работы, организации творческих уроков. В настоящее время нетрадиционные уроки вышли за пределы первоначального замысла: организовать своеобразный смотр творческих поисков учителей в аспекте построения уроков.

Принимая за основу цели и задачи обучения, этапы обучения, основные методы работы с учебным материалом, целесообразно использовать следующую классификацию нетрадиционных (нестандартных) уроков:

1. Уроки, проводимые в соответствии с целями и задачами обучения:
- уроки ознакомления с новым учебным материалом;
- уроки изучения нового материала;
- уроки закрепления и повторительно-обобщающие;                                                        

- уроки проверки и самопроверки знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе.

2. Уроки, соотносящиеся с этапами усвоения материала:
- урок усвоения новых знаний;
- урок формирования умений и навыков;
- урок применения знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки знаний, умений и навыков.

3. Уроки с учетом используемых в процессе обучения основных методов и приемов, уровня подготовки учащихся по русскому языку, их возрастных особенностей:
- уроки-лекции;
- уроки-беседы;
- уроки-практикумы;
- уроки-лабораторные занятия;
- уроки-исследования;
- уроки-семинары;
- уроки-дискуссии (диспуты);
- уроки-диалоги;
- уроки-заседания;
- уроки-конференции;
- уроки-конгрессы;
- уроки-зачеты;
- уроки-игры;
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях и объединяющие соотносимые учебные темы. Возможно объединение учебного материала по русскому языку, литературе, истории, иностранному языку, изобразительному искусству, музыке и др.

4. Уроки по способу восприятия учебной информации:
- зрительные уроки (кино-уроки);
- слуховые уроки (лекции, беседы, дискуссии, заседания, конференции, конгрессы);
- зрительно-слуховые уроки (практикумы, семинары, исследования, интегрированные и игровые).

Перечисленные типы нетрадиционных (нестандартных) уроков имеют свое место и время проведения в общей системе традиционных уроков. Так, например,
в старших классах более целесообразны и дают более эффективные результаты обучения уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, уроки-исследования. В 5-х-6-х классах более приемлемы уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-экскурсии. Интегрированные уроки уместны для учащихся любого возраста, но с учетом специфики межпредметных связей и содержания конкретного урока.

                       Результативность использования нетрадиционных методов работы:

  1. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
  2. Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
  3. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

    Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – инсценировка, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев.
  4. Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний учащихся повысился. Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в школьных и городских олимпиадах, в конкурсе чтецов.
  5. Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся.

    Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.
    Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка при изучении морфологии, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

    Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.


                                                          Список литературы:
    1. Кошкина Э. Е. Нестандартные формы обучения младшего школьника. – Курск: Просвещение, 2003 г. – 44 с.
    2. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в средней школе. – Ростов н/Д.: Учитель, 2006 г. – 176 с.
    3. Кушнарева Т.Н. Формирование интереса школьников к истории русского языка (на материале устаревшей лексики). – Белгородский государственный университет, 2009 г.