Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Свиридова Екатерина Александровна

В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_metody_statya._sviridova_e.a.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Свиридова

учитель русского языка и литературы

Круглинского филиала

имени Героя Советского Союза И.А. Хромова

МБОУ Кочетовской СОШ

Мичуринского района Тамбовской области

Интерактивные методы обучения

на уроках русского языка

как способ повышения мотивации

и познавательной активности обучающихся

В современном образовательном процессе все большей популярностью стали пользоваться интерактивные методы обучения. Это не значит, что традиционные методы обучения утратили актуальность, просто меняется время, меняется государственный и социальный заказ на образование и компетенции обучающихся, соответственно требуют усовершенствования и методы образовательного процесса. Одним из основных помощников для педагога в новых условиях стали интерактивные методы.

Как известно, по степени осознанности восприятия учебного материала различают следующие виды методов[1]:

  1. пассивные,
  2.  активные,
  3. интерактивные.

Рассмотрим, в чем особенность интерактивных методов.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.  В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Основу плана урока составляют интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал.

Схематично этот метод можно изобразить так:

        

Признаки интерактивного обучения:

        • возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой     рассматриваемой проблеме;

        • диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи;

        • организация активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности;

        • осознанное создание учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни;

        • свобода выбора;

        • создание ситуации успеха, т.е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;

        • рефлексия, т.е. самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом [2]:

  1. сходства/различия,
  2. ранжирование,
  3. поиск соответствий,
  4. рейтинг,
  5. классификация,
  6. обобщение,
  7. верно/неверно,
  8. правильно или требует изменений,
  9. преимущества и недостатки,
  10. выявление последствий,
  11. как вы думаете?
  12. исследование и отчет,
  13. ролевая игра,
  14. мозговой штурм,
  15. дебаты.

С целью повышения мотивации и познавательной активности обучающихся на уроках русского языка в 6 классе я применяю следующие методы и приемы интерактивного обучения.

Рангажирование – прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений или понятий и определить относительную важность или ценность каждого из них.

Например, при изучении темы «Склонение имен существительных» я предлагаю детям такого рода задание: Расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении склонения имен существительных (работа в группах):

Утверждение

Ранг

  1. Найди окончание существительного.
  2. Определи его род.
  3. Поставь существительное в И.п. ед.ч.
  4. По роду и окончанию определи склонение

        Поиск соответствий – прием, в котором от обучающихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию. На вводном уроке перед изучением разделов языкознания я предлагала  такое задание (работа в группе): соотнесите раздел науки о языке и его значение.

        

        

        Прием «Верно/неверно»  заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют верны они или нет. При изучении темы «Корни с чередующимися гласными» возможно такое задание (работа в группах):

        

Утверждение

Верно/ неверно

1


2


3

4

В корнях -кос-, -кас- написание о/а зависит от ударения

В корнях -раст-, -ращ- , -рос- пишется а, если есть ст или щ

В конях -зор-, -зар- написание гласно зависит от суффикса а

В корнях -гор-, -гар- написание гласной зависит от ударения

        Правильно или требует изменений – прием, который предполагает оценивание утверждений с точки зрения правильно / неправильно и их изменение.

        Например, для тренировки грамматической  и пунктуационной зоркости можно использовать следующее интерактивное задание: Прочитай предложения и оцени их: правильны ли они или нет, исправь ошибки (работа в группах).

Предложение

Правильно / требует изменения

История Мальты похожа на соседнюю Сицилию.

Предлагаю тебе Алексей  прокатиться на санях говорил дядя.

В бегу на пятьсот метров победила наша команда.

Ночь уже ложилась на горы и туман бродил по ущельям.

        Классификация – прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т.п.

        Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: Распределите слова по способам образования, расставив цифры (работа в малых группах).

        

                

                

1 – приставочный способ

2 – суффиксальный способ

3 – приставочно-суффиксальный способ

4 – сложение (основ или целых слов)

5 – сложение сокращенных слов

6 – переход одной части речи в другую

        Ролевая игра – метод интеракции, предполагающий разыгрывание различных ситуаций, т.е. проекция знаний в жизнь.

        Так, при изучении стилей речи данный метод оказывается очень уместным. Например, для тренировки умения писать заявления различного рода  и культуры деловой речи я использую ролевую игру. Предлагаю детям разыграть ситуацию: Вы пришли записаться на курсы иностранного языка (или любые другие вариации). Вам необходимо написать заявление. При этом один ученик выступает в роли  секретаря или директора, другой в роли поступающего на занятия.

Продуктивным считаю прием интерактивного обучения «Как вы думаете?», благодаря которому обучающиеся могут высказать свое мнение. Данный вид интеракции может включать элементы дискуссии, поскольку взгляды детей на какую-либо проблему могут различаться.

Например, при  изучении темы «Жаргонизмы» я предложила детям такой вид работы: Как вы думаете лучше ли жаргонизмы литературных слов?

«Мозговой штурм» - вид интеракции, заключающийся в оперативном решении проблемы на основе стимулирования творческой активности.

При изучении темы «Фразеологизмы» я предлагаю ученикам такое задание: Рассмотрите иллюстрации и назовите фразеологизм (работы в парах).

                                   

                                                                                                                                                                                                        

             Занимательным для ребят является прием «Флажок», включающий элементы игры, суть которого заключается в том, что ребята передают  по кругу флажок и отвечают на вопросы. Данный прием продуктивен при повторении какого-либо раздела, когда учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

        Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволило мне повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, сделать  качественным усвоение новых знаний, вызвать у ребят заинтересованность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения. Кроме того, подобные методы оказали  мотивирующее действие и на меня, поскольку позволяют сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Электронные источники

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://festival.1september.ru/articles/514847

   

Ученик

Ученик

УЧИТЕЛЬ

Ученик

лексика

раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова

раздел науки о языке, в котором изучаются слово как единица языка, а также его словарный состав

фразеология

словообразование

раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

синтаксис

морфология

раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение

фонетика

раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи

морфемика

раздел науки о языке, в котором изучается звук

орфография

учительская

преподнести

летчик

парашютистка

электровоз

МГУ

турпоход

ЦБ

малодоступный

привстать

птицефабрика

престранный

сбербанк

кресло-кровать

сотрудник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся

Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Перечисленные  в статье методы и приемы  обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности на всех этапах занятия, а также помогают сформировать его  благоприятный фон....

Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих пр...