Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Косарева Валентина Владимировна

Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развити его личностных качеств, познавательных и созидательных способностей". Поэтому перед нами стоит сегодня задача сформировать поисковый стиль мышления нашего ученика, привить интерес к самостоятельному решению проблем, развить способность доказательного мышления. Одной из технологий, способной решить данные задачи, является технология проблемно-диалогиеского обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravopisanie_pristavok_na_z_i_s.docx26.52 КБ
Файл olimpiyskie_igry.pptx574.96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2009г.

Учебник: «Русский язык 5 класс» Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской  –  М.: Просвещение, 2010г.

Класс: 5

Тема: Правописание приставок на З и С.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Применяемая технология: технология проблемного обучения.

Действия учителя

Ответы учеников

1. Оргмомент

Правила проведения Олимпийских игр.

Здравствуйте. Садитесь.

  • Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы зиму? Чем она вам нравится?
  • А какие зимние виды спорта вам известны?
  • Назовите событие, которое происходит сейчас в стране? Хотели бы вы там побывать?
  • А знаете ли вы девиз Олимпиады?

«Быстрее. Выше. Сильнее»

(Девиз произносится хором)

Сегодня на уроке я вам предлагаю провести свою зимнюю олимпиаду.

Перед вами «Протокол олимпиады», куда вы будете записывать все свои достижения. Впишите имя, фамилию и дату открытия наших игр (19 февраля) в соответствующую графу. Все задания вы будете выполнять в этих бланках. Не забывайте, что это документ. Будьте внимательны и аккуратны.

XXII Зимние Олимпийские игры.

2. Повторение изученного материала.

РАЗМИНКА

Перед тем, как приступить к соревнованиям, вам необходимо размяться. Предлагаю вам небольшую разминку.

Кто вспомнит, сколько колец на олимпийском флаге? Какого они цвета?

На слайде олимпийские кольца. Как они должны располагаться?  Давайте попробуем восстановить   символ  на Олимпийском  флаге. В этом нам помогут слова внутри колец. Если вы все сделаете верно, то удастся сконструировать предложение.

Кольца и слова:

1. На з..снеженном

2. ст..дионе

3. ра..вевается

4. олимпийский

5. фла..

(предложение записывается в протоколе)

Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.

(слова уже представлены в протоколе, проверяют их ученики)

5 колец: синий, черный, красный, желтый, зеленый.

На з..снеженном ст..дионе ра..вевается олимпийский фла..

Заснеженном (ЗА – приставка, которая пишется по традиции).

Стадионе (словарное слово).

Развевается (?).

Флаг – флаги.

3. Постановка темы и проблемы урока.

Настраиваемся на игру.

С какой проблемой вы столкнулись, вставляя необходимые буквы?

В какой морфеме находится орфограмма? Какие буквы могут писаться на конце данной приставки?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (зафиксировать в протоколе).

Не смогли проверить слово развевается, потому что такую орфограмму еще не изучали.

Правописание приставок на З и С.

4. Изучение нового материала

КЁРЛИНГ

После того, как сформулирована тема урока, можно приступать к олимпийским играм. Итак, первое состязание - КЁРЛИНГ! Кто-нибудь знает, что это за игра?

В кёрлинге важен точный расчет. Прежде чем что-то сделать, надо несколько раз подумать. Вот и вы подумайте над проблемой: где в данных словах пишется З, а где С? (слова представлены на доске и в протоколах)

1. ра..вевается флаг

2. ра..сматривать соперников

3. в..ходить на пьедестал

4. в..махнуть клюшкой

У вас есть две попытки. Приступим к первой.

Кто самый смелый? Кто не боится трудностей?

(Выходит первый ученик и вставляет в слова С или З на магнитах. Ученики свою первую попытку записывают в протокол.

Выходит второй ученик. Меняет местами буквы. В протокол заносится вторая попытка)

Чтобы выявить, кто прав, необходимо выдвинуть гипотезы: отчего зависит написание З или С? (ваше предположение, ответ не обязательно должен быть правильным)

Гипотезы необходимо проверить.

Проверка методом от противного:

1. Расставьте ударение, на какие морфемы они падают в тех словах, где пишется З.. и в тех, где – С.

2. Определите части речи слов, где пропущена буква.

3. Посмотрите на согласный, который стоит после пропущенных букв. Охарактеризуйте их по тв./мяг., глух/зв.

З и С – это наши орфограммы. Они подчеркиваются одной чертой. Обязательно выделяется морфема, в которой они стоят. А звонкие и глухие буквы, стоящие в начале корня, - это условие написание орфограммы, поэтому буквы подчеркиваются двумя чертами.

После этого ученики стараются правильно выполнить задание.

Ученики пытаются угадать.

Гипотезы: зависит от постановки ударения, от части речи, от рядом стоящей буквы.

З – суффиксы, С – корень и суффиксы. Нет закономерности.

Все глаголы.  Нет закономерности.

Они все твердые, но там, где З – звонкие, где с – глухие.

Ученики записывают правильный вариант в протокол, оформляя орфограммы.

5. Закрепление изученного.

ФРИСТАЙЛ

Послушайте лингвистическую сказку, ответьте на вопрос. Сформулируйте правило.

Давно это было. Жили на свете две приставки РАЗ и РАС. РАЗ любила кататься на горных лыжах. Как РАЗгонится с горы, РАЗбежится еще на старте, так совсем за ней не угонишься. А приставка РАС любила кататься на сноуборде. Если РАСположится на склоне, РАСкрутит фигуру в воздухе, то точно пьедестал почета обеспечен.

Но часто спорили эти приставки, не могли решить, кто из них важнее. Может вы поможете, ребята?

Только у нас небольшая проблема, лыжник и сноубордист забыли своих помощников. Помогите им распределить звонкие и глухие звуки: [б,п,в,ф,з,с,к,г,х,ц,л,м,д,т,н,ш,ж,щ,р,ч,й]

Сформулируйте правило.

Как все зимние виды спорта важны в нашей жизни, так и все приставки важны в русском языке.

Звонкие: [б,з,в,г,л,м,д,н,ж,р,й];

Глухие: [п,ф,с,к,х,ц,т,ш,щ,ч].

В приставках на З и С буква З пишется перед звонкими согласными, а С – перед глухими.

6. Физминутка.

Разминка перед следующим лыжным забегом.

Учитель называет слова. Если на конце приставки пишется З, то ученики встают на носочки, руки тянут вверх. Если С – ученики приседают с вытянутыми перед собой руками.

Слова:

  • Бесшумный
  • Вздохнуть
  • Бесчисленный
  • Возделать
  • Разжимать
  • Расщелина
  • Безвкусный
  • Изгонять
  • Расчертить
  • Расписать
  • Разгорячиться

7. Продолжаем закрепление материала.

Игра «Третий лишний»

1. ра..сказать об Олимпиаде, ра..делить первенство, ра..бить соперников;

2. во..двигнуть объекты, в..поминать игру, во..хождение на гору;

3. и..давать крики,  и..следовать трассу, ра.. будить рано

Игра «Фигуры»

В парном фигурном катании все зависит от того, насколько четко каждый из членов команды выполняет поставленную задачу. Результат зависит от двух человек. Я вам предлагаю поработать в паре. На столах у вас карточка, где зашифровано слово. Один ученик синей пастой закрашивает слова, где на месте пропуска должна стоять буква С; а второй ученик зеленой закрашивает такое слово, где на месте пропуска должна стоять буква З.

и..гнать

ра..бинтовать

чре..мерный

в..помнить

в..кочить

ра..слабиться

обе..заразить

ни..вергнуть

бе..донный

бе..домный

и..пекут

в..скружить

бе..радостный

в..молиться

и..править

ра..свет

и..гнать

бе..донный

чре..мерный

ра..слабиться

ни..вергнуть

в..кочить

в..кружить

бе..помощный

во..глас  

в..дыхать

и..пекут

ра..бег

ра..писание

ра..цвет

Проверь себя. Соедините полученные слоги. Название какого города получилось?

Игра «Быстрая езда»

Разгадайте кроссворд, заменив существительное с предлогом прилагательным с приставками на з- (с-). Сделать это задание необходимо как можно быстрее. Тогда вы узнаете, как называются зимние виды игр на санях.

Пр: небо без звезд – беззвездное


1. Зритель  без забот 

2. спортсмен без помощи 
3. будущее без облаков

4. движение без шума 

5. противник без силы 
6. дорога без конца 
7. лед без цвета 

1

2

3

4

5

6

7

Какое слово не подчиняется правилу, почему?

БИАТЛОН

1. рассказать об Олимпиаде

2. воздвигнуть объекты

3. и..следовать трассу

ПАРНОЕ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Сочи

БОБСЛЕЙ (не называется, узнаем после проведенной игры)

беззаботный

беспомощный

безоблачное

бесшумный

бессильный

бесконечный

бесцветный

б

е

з

з

а

б

о

т

н

ы

й

б

е

с

п

о

м

о

щ

н

ы

й

б

е

з

о

б

л

а

ч

н

о

е

б

е

с

ш

у

м

н

ы

й

б

е

с

с

и

л

ь

н

ы

й

б

е

с

к

о

н

е

ч

н

ы

й

б

е

с

ц

в

е

т

н

ы

й

БОБСЛЕЙ

8. Вывод

ЗАКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ

Наша олимпиада подходит к концу.  Но надеюсь, что она у вас не последняя. Я уверена, что вы будете заниматься спортом, и вскоре попадете в великую сборную нашей страны. Вы уже большие, понимаете, что необходимо делать на олимпиаде, чтобы победить. Я предлагаю вам составить небольшую памятку для малышей из начальной школы. Но! В каждом предложении должны быть использованы слова с приставкой на З/С.

Памятка ученику младшей школы.

Что необходимо делать, чтобы победить на Олимпиаде:

1. ___

2. ___

3. ___

4. ___

5. ____

Памятка ученику младшей школы.

Что необходимо делать, чтобы победить на Олимпиаде:

1. усердно разминаться

2. быстро разбегаться

3. быть бесстрашными

4. разбивать соперников

5. уметь исправлять ошибки

9. Постановка домашнего задания. (на выбор)

ПРОГРАММА НА БУДУЩЕЕ

Домашнее задание заранее напечатано на отдельных листочках, чтобы не тратить время на запись в дневники.

На выбор:

I На формате А4 составить ребус, где будет зашифровано предложение на тему «Олимпийские игры». Одно из зашифрованных слов должно быть с приставкой на З и С.

II. Составить текст из пяти предложений на тему «Олимпийские игры», используя слова с приставками на З и С.

10. Релакс

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ

На доске и в протоколе нарисован пьедестал. Если вы считаете, что урок был интересным, вам все удалось выполнить, то поставьте человечка на первое место. Если что-то не удалось выполнить, то на второе. А если совсем ничего не поняли, то на третье. (три ученика к доске, чтобы объяснили, почему?)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпийские игры 2014!

Слайд 2

Сочи 2014 на з ..снеженном ст.. дионе ра .. вевается олимпийский фла ..

Слайд 3

Олимпийский флаг

Слайд 4

Кто важнее? РАЗ- РАС-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах"

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах по ФГОС....

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.

В статье даётся не только общая информация по технологии  проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на  уроках русского языка и литературы, приводятся пример...