Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.
статья

Спайкова Ирина Натановна

В статье даётся не только общая информация по технологии  проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на  уроках русского языка и литературы, приводятся примеры проектирования проблемного урока, разработки  критериев эффективности этой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и       литературы как эффективный способ развития учащихся.

  1. Введение.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Необходима « ориентация  образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.

Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы.

До недавнего времени было принято считать, что обучение– это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков . Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии, новая техника, открываются новые явления природы.Поэтому необходимо формулировать у школьников поисковый стиль мышления, прививать интерес и вкус к решению проблем, развивать способность доказательного рассуждения.

Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.

В педагогической практике работы наметились некоторые противоречия:

  • между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода. Между способностью большинства учащихся легко овладевать определённой суммой знаний репродуктивно и их неумением добывать эти знания самостоятельно.
  • между ориентированностью традиционных методов обучения на “среднего” ученика и невозможностью развития в таких условиях “сильного” ученика.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель:  выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения .

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу;
  • познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии

проблемного обучения в образовательный процесс;

  • обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями;
  • выявить и создать условия для внедрения технологии проблемного обучения в практику работы (разработка проблемных заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами проблемного обучения, систему тренингов для учащихся по решению проблемных задач) для трансляции педагогического опыта.

2. Теоретическое обоснование методики.

В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859–1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа)

В 80-е годы 20 в. Российские авторы теоретических работ, посвященных проблемному обучению, не только защитили его дидактический статус, разработали некоторые аспекты , но и создали конкретные методики по разным предметам (Скаткин М.Н. – 1967 г., Лернер И.Я. – 1968 г., Оконь В – 1968 г., Матюшкин А.М.,-1972г., Кудрявцев В.П.,– 1975 г., Ильина Т.А. – 1976 г., Ильинская И.А., – 1985 г.,)

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев:”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.

Чтобы внедрить в практику технологию проблемного обучения, необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями.

Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация --проблема --поиск способов ее решения -- решение проблемы.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации,
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  • доказательство гипотезы,
  • проверка правильности решения проблем.

  1. Приемы создания проблемной ситуации.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

  1. Специфика проектирования проблемного урока.

Урок возник около четырехсот лет назад и всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Структура урока претерпевает изменения, учитывая современные подходы к обучению. На основе полученных знаний о технологии проблемного обучения можно выстроить следующую структуру урока:

ученик проходит четыре этапа: введение знаний – постановку проблемы и поиск решения, воспроизведение – выражение решения и реализация проекта.

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой отдельные фразы, для сильных детей).

Второй -подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, то есть логическая цепочка, для слабых детей).

Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? 

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее: 

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

 На уроке возможны три метода поиска решения учебной проблемы:

1) побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и речь учеников;

2) подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной учебной проблемы – он развивает логическое мышление и речь;

3) подводящий диалог, который разворачивается без  учебной проблемы – он развивает логическое мышление и речь.

Таким образом, лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез на уроке – это побуждающий диалог.

При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы, словом “так” – и предложил учащимся переформулировать проблему.

Если схематически сопоставить традиционный урок и урок по тех и урок по технологии проблемного обучения, то можно наглядно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся.

На основе выстроенных мною  алгоритмов были разработаны проблемные задачи, ситуации по русскому языку и литературе, а также уроки по данной технологии.

На уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно”(ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).

Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог.

  1.  Разработка критериев эффективности применяемой технологии.

Для определения эффективности внедряемой технологии проблемного обучения мною  было разработано три формы диагностики:

Диагностика № 1. Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации .

Цель диагностики :

– проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации;

– выявить, на каком уровне (не обнаруживает, обнаруживает удовлетворительно, обнаруживает хорошо) обнаруживает учащийся проблему, может ли найти путь решения проблемной задачи. При этом учитывается самостоятельность этих действий.

Для этой диагностики даны четыре проблемные ситуации из разных учебных дисциплин (русский язык, литература). Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.

Диагностика № 2. Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.

Во время диагностики отслеживались действия учеников: активность и отвлекаемость. Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений.

Диагностика № 3. Отношение учащихся к учению.

Цель: через анкетирование учащихся выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до применения метода проблемного обучения.

После проведения данного исследования выяснилось, что большинство учащихся сразу же замечают проблемную ситуацию, многие самостоятельно осознают существующую в ней проблему.

Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.

Таким образом, результаты трех исследований показали, что дети способны видеть и воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, но нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации (найти проблему, сформулировать ее, искать пути решения, доказать верность выбора).

  1. Выводы.

Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать выводы:

  • отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону;
  • у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;
  • на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
  • ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;
  • отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;
  • развиваются творческие способности.

Данный опыт может быть использован учителями-словесниками в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех видов действующих программ.

Методическое обеспечение:

УМК по русскому языку  для 5-9 классов  под ред. М.М. Разумовской;

УМК  по литературе для 5-9 классов  под ред.  В.Я. Коровиной;

Комплект рабочих тетрадей по русскому языку и литературе;

Список литературы.

Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.

Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.

Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.

Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения....