Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Сенчило Лариса Дмитриевна

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

.

                                           учитель русского языка и литературы

                            Сенчило Лариса Дмитриевна

                                   

Самое главное приобретение,

 которое необходимо сделать ребенку

в период школьного ученичества ,

– это чувство собственного достоинства,

 вера в себя, то, что он знает, умеет и может.

                                                                                                       А.Сухомлинский

В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Урок, построенный по принципу, учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач.

Проблемное обучение – форма  организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.

Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение - это творчество, оригинальный подход, это эксперимент, опыт, исследование.

Цели проблемного обучения:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Технологическая схема проблемного урока:

 Учитель

Создаёт проблемную ситуацию;

Направляет учащихся на её решение;

Организует поиск решения.

Ученик

Приобретает новые знания и способы работы с материалом;

Формирует своё отношение к проблеме

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

          Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

  Как же я это делаю на уроке? Основная движущая пружина активизирующего, поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить.  Например, при изучении «Горе от ума» А.С.Грибоедова (9класс) не сложно выяснить, чем не похожи друг на друга Чацкий и Молчалин. Я задаю учащимся такой проблемный вопрос: «В чём сходство между этими героями?» Он вызывает у детей интерес, заставляет их размышлять, анализировать материал, сопоставлять его. Каждый ученик включается в работу и задаёт себе вопрос: «А в чём?»

   Люблю подавать детям знания не в готовом виде, а учу их самих находить решение.  Вот примеры таких заданий:

Задания на сравнение, анализ, классификацию и вывод:

Фрагмент урока по теме «Правописание  букв О - А в суффиксах наречий»(7 кл.)

 Однажды мои ученики были озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала громадное «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А» записать такие слова: издавна, издалека, докрасна, слева. А внизу под «О» -вправо, влево, заново, набело, насухо. Теперь попросила учащихся присмотреться к этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О». От чего зависит правописание суффикса? Сверьте свои выводы с учебником. Составьте формулу для запоминания  этого

 правила.

Урок по теме «Правописание букв А - О в корнях с чередованием» (5 кл.), этап «открытия» новых знаний.

-Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание О – А в корне слова?    

Предложить, предлагать, изложить, излагать, расположить, располагать. 

Или задания:

 Фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.).

 Употребите следующие существительные с числительными 3,5:      бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь.

 Образуйте форму единственного числа следующих существительных:         качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота

  Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Сформулируйте вывод.

Поисковые задачи

 Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах.  Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть;  Свеч.., сплеч..., каланч.., саранч…

Какой частью речи являются следующие слова:  пряди, окуни, соли, потом, дорогой, издали,

Чем являются слова и, да в предложениях:

    Ум да разум надоумят сразу.     Да здравствует солнце!     Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!     Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников:

  Фрагмент урока по теме «Омонимы»(5 кл.) 

  • Я  записываю на доске слово «коса».
  •   Сколько слов записано на доске? (детьми выдвигаются предположения -1,2,3 слова)
  • Объясните значение записанного слова (дети приходят к выводу, что они имели в виду разные слова).
  •  Нарисуйте картинки к этим словам. Есть ли что-то общее в значении этих слов? Как бы вы их назвали?

Посмотрите в учебнике, как называются такие слова?                                                  

Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения.

        К «+» можно отнести:

  • Высокий уровень мотивации;
  • Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
  • Развитие продуктивного мышления;
  • Развитие критического мышления;
  • Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
  • Формирование активной личности

      К «-» можно отнести:

  • Сложность подготовки к занятию;
  • Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;
  • Требует больше времени на достижение цели урока.

Итак, при работе с новым материалом, на этапе  закрепления  и тренировке возможно создание большого количества ситуаций, активизирующих мышление школьников. Это способствует развитию у учащихся опыта учебно-исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.

В статье даётся не только общая информация по технологии  проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на  уроках русского языка и литературы, приводятся пример...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного обучения использовалась на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы "Правописание приставок ПРЕ-ПРИ" и на уроке литературы в 7 классе при изучении темы "...