Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"
методическая разработка (английский язык) по теме

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.innovacionnaya_razrabotka.docx60.03 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Инновационная разработка

Использование метода проектов при обучении

английскому языку как условие повышения мотивации

и познавательной активности обучающихся

Пояснительная записка

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». [Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001. –  С. 82.]

Чем сложнее вид деятельности, тем меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих проблем: недостаточно высокий уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Мотивационный

Интерес к изучению английского языка

Готовность к спонтанному иноязычному общению

Устойчивое стремление к совершенствованию коммуникативных  и информационных  навыков

Деятельностный

Усиление творческой работы обучающихся (проектная деятельность)

Реализация практических навыков переработки, анализа и передачи информации на уроках, внеурочных мероприятиях и в домашних условиях

Публикации работ

Познавательный

Изучение и применение на практике знаний метода проекта

Обучение участников проекта основам методологии и логики социологического исследования

Знание разговорного английского языка

Приобретение знаний об информационной сфере, современных средствах коммуникации

Эмоционально-ценностный

Наличие интересов, потребностей в англоязычном общении

Активность в использовании ресурсов интернет

Участие в творческих конкурсах

Формы представления результатов проекта: размещение информации на сайте школы и на других сайтах рунета; оформление выставки печатной, фото и видео продукции для обучающихся, преподавателей, родителей в кабинете ИЯ и на школьном стенде; аналитические отчёты по этапам проекта

Паспорт проекта 

"Использование метода проектов при обучении английскому языку

как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Руководитель проекта

Ваторопина Елена Васильевна,                                     учитель английского языка высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов

Участники проекта

Учащиеся 5 – 11 классов МБОУ СОШ № 67,

учителя иностранного языка, студенты Института иностранных языков УрГПУ.

Сроки осуществления

2009-2012 гг.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности.

Задачи: 

Внедрить метод проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.

Проанализировать влияние работы с использованием метода проектов на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.

Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Сроки и этапы

реализации проекта

Подготовительный этап (февраль 2009г. - май 2009 г.)

Анализ исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

Разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.

Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.

Основной этап (сентябрь 2009 - март 2012 г.)

Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.

Заключительный этап (апрель - май 2012 г.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Основные мероприятия

Развитие коммуникативной и информационной компетенций обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся, в т.ч. проведение анкетирования среди обучающихся и педагогов школы.

Создание исследовательских и творческих работ.

Участие в НПК и конкурсах разного уровня.

Публикации работ.

Размещение информации о проекте на школьном сайте.

Ожидаемые результаты

I. Результаты первого этапа реализации проекта

План основных мероприятий по развитию коммуникативной и информационной компетенций.

Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

II. Результаты второго этапа реализации проекта

Применение ИКТ на уроках английского языка.

Повышение готовности обучающихся к проектной деятельности.

Установление контактов с сотрудниками и студентами Института иностранных языков УрГПУ (создание совместных проектов, переписка по E-mail, проведение совместных мероприятий).

Публикации работ.

Размещение информации о проекте на школьном сайте.

III. Результаты третьего этапа реализации проекта

Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.

Анализ результатов, выявление проблем и определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.

Презентация результатов проекта.

Актуальность проекта.

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Чем сложнее вид деятельности, тем обычно меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта сможет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся при изучении английского языка.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Согласно ФГОС нового поколения эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается  инновационной  образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Новые технологии требуют изменения роли участников образовательного процесса. Так, учитель теперь должен не просто транслировать информацию, но организовать деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Ученик не получает готовую информацию, но осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Метод проектов удовлетворяет этим требованиям стандарта.

Научная новизна проекта.

Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование проектной методики в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования: проектная деятельность учащихся.

Предмет исследования: процесс преподавания английского языка с использованием метода проектов, формирование речевых умений и навыков обучающихся.

Гипотеза исследования.

Использование метода проектов в обучении английскому языку стимулирует учебную деятельность школьников: повышает их мотивацию и творческую активность, т.к.  является эффективным способом развития творческих способностей участников проекта, приобретения ими коммуникативных умений – развития умения работать в команде, расширения общего кругозора учащихся. В процессе проектной деятельности эти знания, умения и навыки обогащаются и шлифуются. Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.

Используя методику  WOT-анализа, применяемую для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, мы выявили противоречия: сильные и слабые стороны проекта.

Сильные стороны:

наличие мультимедийного оборудования в кабинете английского языка;

наличие современной методической литературы по теме проекта;

рост числа учащихся и учителей, активно использующих Интернет-ресурсы.

Слабые стороны:

недостаточная оснащённость техническими средствами обучения;

отсутствие высокоскоростного Интернета в кабинете иностранного языка;

низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых учащихся и учителей;

нехватка временного ресурса.

Цель проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность. Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности.

Задачи:

Выяснить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

Изучить теорию и методику преподавания с использованием метода проектов. Провести обучающие занятия с участниками проекта.

Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.

Проанализировать влияние работы с использованием метода проектов на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.

Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Методы исследования: Изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.

Реализация проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Результаты

Подготовительный этап

Проведение опроса обучающихся и учителей. Анализ исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.

Разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.

Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

Основной этап

Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.

Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся.

Применение ИКТ на уроках английского языка.

Повышение готовности обучающихся к проектной деятельности.

Создание исследовательских и творческих работ.

Участие в НПК и конкурсах разного уровня.

Установление контактов с сотрудниками и студентами Института иностранных языков УрГПУ (создание совместных проектов, переписка по E-mail, проведение совместных мероприятий).

Публикации работ.

Размещение информации о проекте на школьном сайте.

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.

Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.

Презентация результатов проекта.

Разработка плана дальнейшего развития проекта.

С целью выявить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся, а также знания учителей и обучающихся в области использования метода проектов, был проведен опрос участников образовательного процесса. В опросе приняли участие 50 учеников 7 - 10 классов и 7 учителей иностранного языка МБОУ СОШ № 67.

Анкета

Уважаемые участники опроса! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.   Обведите кружочком выбранные ответы или, где это требуется, предложите свой вариант ответа.

1. Знаете ли Вы, что такое метод проектов?

1 - да, 2 - нет.

2. Используете ли Вы метод проектов в своей учебной (преподавательской) деятельности?

1 - часто, 2 - редко, 3 - нет

3. Умеете ли Вы создавать мультимедийную презентацию?

1 - да, 2 - нет

4. Что Вы считаете самым главным в изучении иностранного языка? (Можно выбрать только 1 вариант ответа)

1 - грамотность речи,

2 - умение вести диалог,

3 - навыки чтения и перевода,

4 - письмо

5 - Ваш вариант

5. Что Вы считаете самым трудным в изучении иностранного языка? (Можно выбрать только 1 вариант ответа)

1 - грамотность речи,

2 - умение вести диалог,

3 - навыки чтения и перевода,

4 - письмо

5 - Ваш вариант

6. В развитии каких навыков и умений, по Вашему мнению, метод проектов может быть наиболее эффективен? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

1 - грамотность речи,

2 - умение вести диалог,

3 - навыки чтения и перевода,

4 - письмо

5 - Ваш вариант

7. На развитие каких личных качеств, по Вашему мнению, может повлиять участие во внеклассной работе по иностранному языку?

1 - коммуникабельность,

2 - ответственность,

3 - компетентность,

4 - Ваш вариант

Сообщите, пожалуйста, сведения о себе:

8. Пол:

1 - мужской,

2 - женский

9. Класс (для учащихся): __________

10. Возраст: _______________

Благодарим Вас за участие в опросе.

Были получены следующие результаты:

Метод проектов известен лишь 30% учащихся, все они используют этот метод в своей учебной деятельности. 90% учащихся умеют создавать мультимедийные презентации. 86% школьников самым главным в изучении иностранного языка считают умение вести диалог, 78% - грамотность речи, 44% - письмо. Самым трудным аспектом в овладении иностранным языком, по мнению учащихся, является грамотность (84%), письмо - на 2 месте (60%), умение вести диалог - на 3 (56%). Большинство опрошенных (92%) уверены в эффективности метода проектов в развитии всех речевых навыков и умений. Участие во внеклассной работе влияет на развитие личных качеств - коммуникабельности (88%), компетентности (70%), ответственности (56%).

Данные опроса учителей несколько отличаются по следующим вопросам. Так, широко используют метод проектов в своей работе 5 педагогов из 7 (71%), 2 человека не владеют навыками работы с компьютером. 100% учителей считают метод проектов эффективным в формировании всех речевых компетенций и хотели бы расширить свои знания в этой области, а также навыки и умения владения компьютером.

После анализа результатов опроса и их обсуждения на заседании школьного методического объединения учителей иностранного языка, были сделаны следующие выводы: необходимы обучающие занятия для учащихся и учителей с целью изучить теорию, практику метода проектов, его возможности и способы применения в процессе изучения и преподавания иностранного языка. Был также разработан план внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся. Среди них - подготовка и участие школьников и педагогов в научно-практических конференциях, творческих конкурсах школьного, районного, городского уровня, фестивалях и т.д. (см. Основные показатели проекта).

Работа по созданию проектов.

При создании проектов мы активно используем социальную проблематику, что, на мой взгляд, повышает интерес учащихся к предмету. «Роль СМИ в жизни общества», «Проблемы молодежи», «Образование в Британии, США и России. Сравнительная характеристика», «Терроризм в современном мире», «Туристические маршруты Урала», «Кумиры молодежи» – темы, над которыми мы работали в последние годы. Работа над исследовательским проектом – это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1 – подготовительный; 2 – сбор информации, данных, подлежащих дальнейшей обработке; 3 – анализ и обобщение полученных данных.

На первом этапе необходимо составить программу исследования, в которой сконцентрированы методологические, методические и организационные предпосылки исследовательской деятельности. Выявляется и формулируется проблема, ставятся цель и задачи исследования. Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. От нее зависит общая направленность исследования, практические действия и результат. На этом этапе также определяется объект исследования (кого мы изучаем – определенная общность, социальная группа, например, учащиеся старших классов общеобразовательной школы) и предмет исследования (что мы будем исследовать – стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению). Вслед за определением объекта и предмета исследования формулируются  гипотезы, которые  должны быть проверены в ходе исследования.

Вслед за разработкой методологических задач ведется работа над методическим разделом первого этапа: разработка общего логического плана исследования, построение выборки, выбор метода исследования. Чаще всего мы используем в своей практике такие методы социологического исследования, как опрос, наблюдение, интервью. Одной из основных своих задач в организации проектной деятельности учащихся я считаю обучение участников проекта основам методологии и логики социологического исследования. Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, изучая специальную литературу по социологии, посещая курсы и семинары, работа которых связана с внедрением метода проектов в исследовательскую деятельность школьников («Проектная деятельность в обучении иностранным языкам», УрГПУ, 2006 – 2009 гг.,  «Использование методов социологического исследования в работе школы», Гуманитарный университет, 2010 г.).

Второй этап – это собственно сбор данных путем проведения опроса (интервью, анкетирования). Научный подход к работе на этом этапе необходим: качество и достоверность полученных данных зависит от многих факторов, в том числе от умения методически верно составить анкету (социологическая анкета имеет определенную структуру), а также техники сбора информации.

Третий этап – обработка, анализ и обобщение полученных данных. Проводится тщательный подсчет следующих показателей: сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа, сколько респондентов затруднились с ответом, сколько – не дали ответа на вопрос и т.д. Составляются диаграммы, таблицы, графики. Это позволяет наглядно проиллюстрировать результаты исследования. На этом этапе полученные данные оцениваются,  сопоставляются с гипотезами, объясняются предположительные причины ответов. Необходимо ответить на несколько вопросов: получена ли в итоге исследования некоторая новая информация? какие результаты оказались неожиданными? какие выводы можно сделать в итоге? Ведущие преподаватели социологического факультета Гуманитарного университета не раз рецензировали наши работы, консультировали по содержанию работ, подготовке интервью и анкетирования, которые проводили учащиеся, корректному использованию данных, полученных в ходе проведенных исследований.

Результаты проектной работы учащихся часто используются мною на уроках (на разных этапах урока, во время дискуссий, в качестве иллюстративного материала). По моему мнению, проект может успешно интегрироваться в традиционную систему обучения языку. Проекты своих учеников я использую на уроках на темы: «ТВ в жизни общества», «Проблемы молодежи», «Молодежная субкультура», «Образование», «Путешествие» и др. Творческий проект как форма внеурочной деятельности по предмету незаменим, на мой взгляд, при проведении школьных НПК, КВН, «круглых столов», конкурсов газет, при подготовке к концертам и спектаклям на английском языке. С учащимися 8-11 классов мы подготовили литературно-музыкальный концерт на английском языке «The Beatles  forever», в котором ребята рассказывали о жизни и творчестве известной во всем мире английской группы, их родине – городе Ливерпуле, музее, названном их именем,  их самых популярных песнях. Рассказы ребят сопровождались презентацией  слайдов с фотографиями из архива «Битлз», а также песнями из репертуара «знаменитой четверки» в исполнении наших десятиклассников. При подготовке к выступлению участники проекта познакомились и проработали большое количество материала и оформили результаты своего исследования в виде презентации. Это было бы невозможно без большого желания учащихся и без использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

За 3 года реализации проекта значительно выросло число школьников, принимавших участие в олимпиадах, НПК, конкурсах. Приведенные данные свидетельствуют о существенном росте активности обучающихся в исследовательской и творческой проектной деятельности и их стремлении продемонстрировать свои достижения.

В процессе работы над проектом были сделаны доклады по теме проекта и результатам инновационной деятельности на семинарах и конференциях разного уровня:

Год

Тема доклада

Место выступления

2009, ноябрь

Метод проектов как один из методов, направленных на развитие одаренности детей

Заседание педагогического совета МОУ СОШ № 67 «Развитие детской одаренности как результат повышения социально-адаптивных возможностей образования».

2010, март

Применение ИКТ в развитии социокультурной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности

Семинар-презентация МО учителей иностранного языка Орджоникидзевского района «Творческая позиция учителя как условие развития креативности учащихся», МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».

2010, май

Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе

IV Педагогические чтения учителей иностранного языка «Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку в г. Екатеринбурге», МБУ ИМЦ ЕДУ.

2010, июнь

Оценивание владения учащимися иностранным языком: из опыта работы в средней школе

Международная научно-практическая конференция-форум «Языковое образование сегодня – векторы развития», УрГПУ.

2010, октябрь

Из опыта работы с Интернет-ресурсами по английскому языку

Районная методическая учеба «Возможности Интернет ресурсов в работе с одаренными детьми»,  МБОУ СОШ № 67.

2010,  ноябрь

Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку

Региональный семинар  «Современная система языкового образования в России и инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: требования стандартов нового поколения», УрГПУ.

2011, февраль

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной

деятельности

Региональная научно-практическая конференция «Совершенствование языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к ГИА», ИРО

2011, апрель

Использование интерактивных технологий для формирования коммуникативных компетенций учащихся при обучении английскому языку

Развитие профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка в ходе педагогической практики в школе

Районный семинар «Использование интерактивных технологий на уроках иностранного языка», МБОУ СОШ № 67.

Вторая  международная научно-практическая конференция-форум «Языковое образование сегодня – векторы развития», УрГПУ.

2011, май

Дискуссия как эффективный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

V Педагогические чтения учителей иностранных языков «Интерактивные методы обучения иностранному языку в г.Екатеринбурге»,   МБУ ИМЦ ЕДУ.

2011,

19 декабря

Проектная работа в организации внеклассных мероприятий по английскому языку в общеобразовательной школе

Заседание РМО учителей иностранного языка «Новые образовательные стандарты. Развитие языковой и коммуникативной компетенций учащихся начальной ступени образования».

Практическая значимость проекта определяется тем, что он имеет четко выраженный практико-ориентированный характер. Проект нацелен на развитие у обучающихся навыков и умений работы с ИКТ, развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных стратегий и функциональной грамотности, а также развитие культуры презентации и публичного выступления. Формируется языковая компетенция обучающихся.

Технологичность проекта. Материалы исследования, педагогические технологии, их элементы могут быть перенесены в новые условия, использованы в учебно-воспитательном процессе другими школами. Имеется банк творческих работ обучающихся, методические разработки педагогов, публикации по теме проекта.

Определение перспектив дальнейшего развития (с учётом анализа проведенной работы).

Более широкое использование метода проектов при обучении английскому языку в начальных классах школы - мини-проекты, рассчитанные на один урок или часть урока, и большие проекты, для выполнения которых требуется длительное время.

Увеличение комплекса проектных мероприятий и расширение их географии для обучающихся на всех ступенях обучения.

Организация районного и/или городского семинара по теме проекта для обмена опытом с коллегами из других школ. Публикации учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.

Методические рекомендации по внедрению метода проектов 

в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку

Очень важно на первом этапе проекта провести диагностику исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся с тем, чтобы составить план дальнейшей работы с учетом особенностей и уровня обученности учащихся, а также подготовленности педагогов к данному виду деятельности.

Обязательно проведение занятий по обучению участников проекта методу проектов, с подробным объяснением и описанием основных стадий, этапов, способов реализации, типов проектов, их структуры, критериев оценивания и т.д.

Проведение уроков-факультативов "Что такое учебный проект?", "Как сделать хорошую презентацию?" и др.

В кабинете английского языка необходимо создать банк методических разработок и работ учащихся и педагогов по теме проекта, которым всегда при необходимости можно воспользоваться.

Эффективно использование проектных работ (или их фрагментов) в урочной деятельности. Это разнообразит урок, делает его более наглядным, насыщенным и информативным.

Важна индивидуальная работа с каждым учеником, когда есть возможность исправить, посоветовать, придти к совместному решению сложного вопроса.

При работе над проектами очень важен психологический контакт с обучающимися. Мой принцип: подбадривать за малейший успех, одобрять за  победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим.  Своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности (грамотами, дипломами, и т.п.). Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями к языкам, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т.д. Использовать на уроках групповые формы работы, когда оценка за выполнение задания выставляется группе в целом, способствуя возможности взаимопомощи. В такие группы нужно включать ребят с разными способностями, чтобы слабоуспевающие могли выполнить работу, ориентируясь на сильных и с их же помощью.

Информировать учащихся о мероприятиях в школе, районе, городе. Как правило, недостаток информированности является часто причиной того, что дети не принимают в участие в конкурсах. Мотивировать детей. Их успехи должны стать известны в школе. Информация размещается нами на школьном сайте, стенде, в школьном журнале "TeenLife".

Целесообразно использование методической литературы и публикаций по теме проекта:

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.

Полат Е.С. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/ 

Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.

Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Екатеринбург:           Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002.

Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.

Девяшина Е.В. Как сделать презентацию к уроку и не только...: пособие для учителей и обучающихся. Екатеринбург. МОУ-гимназия № 99, 2010.

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.

М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.

Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.

Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе. // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.– 100 с.

Ваторопина Е.В. Метод проектов в работе над школьным журналом на английском языке. // Современные тенденции лингводидактики и методики преподавания иностранных языков  : сборник научных трудов. Выпуск № 1, Екатеринбург, / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. —  181 с.

Паспорт проекта 

"Использование метода проектов при обучении английскому языку

как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Руководитель проекта

Ваторопина Елена Васильевна,                                     учитель английского языка высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов

Участники проекта

Учащиеся 5 – 11 классов МБОУ СОШ № 67,

учителя иностранного языка, студенты Института иностранных языков УрГПУ.

Сроки осуществления

2009-2012 гг.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности.

Задачи: 

Внедрить метод проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.

Проанализировать влияние работы с использованием метода проектов на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.

Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Сроки и этапы

реализации проекта

Подготовительный этап (февраль 2009г. - май 2009 г.)

Анализ исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

Разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.

Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.

Основной этап (сентябрь 2009 - март 2012 г.)

Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.

Заключительный этап (апрель - май 2012 г.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Основные мероприятия

Развитие коммуникативной и информационной компетенций обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся, в т.ч. проведение анкетирования среди обучающихся и педагогов школы.

Создание исследовательских и творческих работ.

Участие в НПК и конкурсах разного уровня.

Публикации работ.

Размещение информации о проекте на школьном сайте.

Ожидаемые результаты

I. Результаты первого этапа реализации проекта

План основных мероприятий по развитию коммуникативной и информационной компетенций.

Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

II. Результаты второго этапа реализации проекта

Применение ИКТ на уроках английского языка.

Повышение готовности обучающихся к проектной деятельности.

Установление контактов с сотрудниками и студентами Института иностранных языков УрГПУ (создание совместных проектов, переписка по E-mail, проведение совместных мероприятий).

Публикации работ.

Размещение информации о проекте на школьном сайте.

III. Результаты третьего этапа реализации проекта

Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.

Анализ результатов, выявление проблем и определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.

Презентация результатов проекта.

Пояснительная записка

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». [Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001. –  С. 82.]

Чем сложнее вид деятельности, тем меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих проблем: недостаточно высокий уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Мотивационный

Интерес к изучению английского языка

Готовность к спонтанному иноязычному общению

Устойчивое стремление к совершенствованию коммуникативных  и информационных  навыков

Деятельностный

Усиление творческой работы обучающихся (проектная деятельность)

Реализация практических навыков переработки, анализа и передачи информации на уроках, внеурочных мероприятиях и в домашних условиях

Публикации работ

Познавательный

Изучение и применение на практике знаний метода проекта

Обучение участников проекта основам методологии и логики социологического исследования

Знание разговорного английского языка

Приобретение знаний об информационной сфере, современных средствах коммуникации

Эмоционально-ценностный

Наличие интересов, потребностей в англоязычном общении

Активность в использовании ресурсов интернет

Участие в творческих конкурсах

Формы представления результатов проекта: размещение информации на сайте школы и на других сайтах рунета; оформление выставки печатной, фото и видео продукции для обучающихся, преподавателей, родителей в кабинете ИЯ и на школьном стенде; аналитические отчёты по этапам проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"

Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

организация учебно–познавательной деятельности учащихся на устной основе, так как учащиеся не владеют основами иностранного языка;посильность и доступность учебного материала, соответствующего возраст...

Метод проектов и исследовательской деятельности как условие повышение мотивации обучения учащихся

В нашей гимназии  активно  внедряются методы учебных проектов практически по всем предметам. К 8 классу обучающиеся владеют ИКТ умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики ИКТ....

Статья по иностранному языку на тему: Использование ИКТ технологий на уроках английского языка, как эффективного средства повышения мотивации познавательной активности обучающихся.

Статья по английскому языку Малинина Н.И. МОУ "Мустаевская СОШ"Использование ИКТ технологий на  уроках английского языка, как эффективного средства повышения мотивации познавательн...

Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих пр...