Творческая работа "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"
план-конспект по теме

Поталай Валентина Александровна

Творческая работа посвящена проблеме, над которой я работаю "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Городской отдел образования

Творческая работа

по теме:

«Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы»

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г. Зверево

Поталай В.А.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность использования  нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка…………………………………………………………
  2. Классификация нетрадиционных уроков…………………………………
  3. Результативность использования нетрадиционных методов работы…..
  4. Список литературы…………………………………………………………

  1. Актуальность использования нетрадиционных форм изучения

                                             русского языка

В системе образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как  средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

 За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. Особенно нелегко учащимся даётся изучение некоторых тем по разделу «Морфология». Но ведь обучение морфологии воздействует на речь детей путём отработки языковых норм, внесения в речь детей коррективов, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идёт вразрез с нормой. Кроме того, в результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки. А от этих умений в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а, следовательно, и овладение соответствующими нормами русского литературного языка.

В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

По определению С. В. Кульневич, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как  педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству.

Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован на уроках русского языка. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

В настоящее время нетрадиционные уроки как форма получения, закрепления и углубления знаний учащихся не получила достаточного обоснования и оценки. Поэтому тема моего исследования достаточно актуальна.

Предмет моего исследования – повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных видов работы

  1. Классификации нетрадиционных уроков русского

языка

Нестандартные уроки организуются на основе учебной программы; существующая (современная) их классификация неоднозначна, неполна и будет пополняться в будущем за счет разработок новых типов нетрадиционных уроков.

В современных школьных программах по русскому языку и в материалах, изложенных в стабильных учебных комплексах, предусмотрен творческий подход учителя к процессу обучения, построению урока, выбору форм и методов работы, организации творческих уроков. В настоящее время нетрадиционные уроки вышли за пределы первоначального замысла: организовать своеобразный смотр творческих поисков учителей в аспекте построения уроков.

Принимая за основу цели и задачи обучения, этапы обучения, основные методы работы с учебным материалом, целесообразно использовать следующую классификацию нетрадиционных (нестандартных) уроков:

    1. Уроки, проводимые в соответствии с целями и задачами обучения:

- уроки ознакомления с новым учебным материалом;

- уроки изучения нового материала;

- уроки закрепления и повторительно-обобщающие;

- уроки проверки и самопроверки знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе.

    2. Уроки, соотносящиеся с этапами усвоения материала:

        - урок усвоения новых знаний;

        - урок формирования умений и навыков;

        - урок применения знаний, умений и навыков;

        - урок обобщения и систематизации знаний;

        - урок проверки знаний, умений и навыков.

   3. Уроки с учетом используемых в процессе обучения основных методов и приемов, уровня подготовки учащихся по русскому языку, их возрастных особенностей:

   - уроки-лекции;

   - уроки-беседы;

   - уроки-практикумы;

   - уроки-лабораторные занятия;

   - уроки-исследования;

   - уроки-семинары;

   - уроки-дискуссии (диспуты);

   - уроки-диалоги;

   - уроки-заседания;

   - уроки-конференции;

   - уроки-конгрессы;

   - уроки-зачеты;

   - уроки-игры;

   - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях и объединяющие соотносимые учебные темы. Возможно объединение учебного материала по русскому языку, литературе, истории, иностранному языку, изобразительному искусству, музыке и др.

 4. Уроки по способу восприятия учебной информации:

   - зрительные уроки (кино-уроки);

   - слуховые уроки (лекции, беседы, дискуссии, заседания, конференции, конгрессы);

   - зрительно-слуховые уроки (практикумы, семинары, исследования, интегрированные и игровые).

Перечисленные типы нетрадиционных (нестандартных) уроков имеют свое место и время проведения в общей системе традиционных уроков. Так, например, в старших классах более целесообразны и дают более эффективные результаты обучения уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, уроки-исследования. В 5-х-6-х классах более приемлемы уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-экскурсии. Интегрированные уроки уместны для учащихся любого возраста, но с учетом специфики межпредметных связей и содержания конкретного урока.

Типы нестандартных (нетрадиционных) уроков по Рунковой:

  1. Уроки-лекции;
  2. Уроки-семинары;
  3. Уроки-семинары-исследования;
  4. Уроки-практикумы;
  5. Уроки взаимоконтроля;
  6. Уроки «эмоционально-нравственного воздействия»;
  7. Уроки «прозрения», «человековедения»;
  8. Уроки комментированного управления;
  9. Уроки-исследования;
  10. Парный опрос;
  11. Уроки-диалоги;
  12. Уроки «изобретательства»;
  13. Уроки-сочинения;
  14. Уроки-аукционы;
  15. Компьютерные уроки;
  16. «релейные» (финишные) уроки;
  17. Уроки «свободных мыслей» и «свободных суждений»;
  18. Уроки-конференции;
  19. Уроки-«восхождения»;
  20. Уроки-конкурсы;
  21. Уроки - «эврика»;
  22. Групповые уроки;
  23. Урок-бенефис;
  24. Уроки-зачеты;
  25. Уроки-экспедиции;
  26. Уроки-турниры;
  27. Уроки решения задач;
  28. Уроки-уроки-экскурсии;
  29. Уроки-консультации;
  30. Уроки-взаимообучения;
  31. Уроки по типу «Следствие ведут знатоки»;
  32. Уроки творчества;
  33. Творческие отчеты;
  34. Уроки-деловые игры;
  35. Уроки-состязания;
  36. Уроки-КВН;
  37. Уроки-диспуты;
  38. Уроки «мозговой атаки».

Урок-матч, урок-аукцион и некоторые другие не приемлемы в преподавании русского языка. Каждый тип урока имеет свою мотивацию, время, место и форму проведения, соотносится с содержанием, уровнем сложности изучаемого материала, реализуется в особой атмосфере взаимопонимания и доверия, в особо оформленном классе и др.

На основе предложенной классификации нетрадиционных уроков с учетом основных методов и приемов, новых подходов к обучению опишу психологические и методические основы наиболее распространенных видов нестандартных уроков.

Урок-лекция

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала.

Лекция позволяет экономить время урока, дает возможность учителю раскрывать перед учащимися систему научных знаний в ее целостности и органической связи частей на основе сочетания дедуктивного и индуктивного способов изложения материала.

Урок-лекция имеет обычно проблемный характер, поскольку содержит проблему и намечает оптимальные способы активизации мыслительной деятельности учащихся. Такой урок дает возможность учителю раскрывать учащимися систему научных знаний в ее целостности, в органической связи частей на основе целесообразности сочетания дедуктивного и индуктивного способов изложения материала. Лекционный способ изложения знаний на уроках преобладает, но включает элементы беседы, в ходе которой учащиеся решают вопросы проблемного характера, выполняют определенные задания учителя, связанные с воспроизведением ранее изученного материала или с необходимостью его обобщения и систематизации. С учетом затрат учебного времени школьная лекция может быть продолжительностью 20-30 минут, на сдвоенных уроках-до 40 минут. Оставшееся время урока обычно используется на самостоятельную работу учащихся по изучаемой теме. Для изложения знаний лекционным способом целесообразно отбирать достаточно сложный материал.

Урок-беседа

Чаще всего уроки-беседы имеют повторительно-обобщающий характер и предназначены для закрепления изученного и его систематизации. С этой целью необходимо провести систематизацию знаний учащихся и закрепить их в процессе выполнения упражнений. Материал для повторения должен быть достаточно объемен. Рекомендуется сочетать ответ на определенный вопрос с последующим выполнением упражнения. Чем больше учащихся принимает участие в беседе и обсуждении, тем выше степень усвоения учебного материала.

Обычно такие уроки проводятся в доверительной атмосфере. Ребята стремятся высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, описать свои чувства.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает интерес к предмету и немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-практикум

Урокам-практикумам свойственны проблемность и практическая направленность. Они способствуют развитию творческих возможностей учителей и учащихся, повышают ответственность за подготовку и качество выполнения задания, позволяют учителю изучить личность каждого ученика, создают атмосферу заинтересованности, доверия и уважения друг к другу и реализуются при изучении различных разделов школьного курса русского языка, особенно при повторении и обобщении ранее изученного. Учащиеся заранее повторяют основные теоретические сведения к уроку, готовят наглядный материал: схемы, таблицы, справочники, словари, ТСО и др.

Уроки-практикумы позволяют освоить «алгоритмы» выполнения действий и осмыслить теоретические обобщения. Выбирая данный тип урока, следует учитывать общий уровень подготовленности класса, а также ориентироваться на те приемы учебных действий, которыми владеют отдельные ученики, с целью максимального обеспечения индивидуального подхода в обучении.

В.А.Сидоренков приводит следующие основные структурные типы урока-практикума:

1.Традиционный урок-практикум. Учитель готовит задание по вариантам, в процессе выполнения которых учащиеся используют учебники, справочники, словари. В конце занятия ученики дают развернутые ответы на основе сделанного. Сообщение правил правописания иллюстрируется примерами из выполненного задания, что обеспечивает контрольную проверку.

2.Группа наиболее подготовленных учеников дома готовит для урока-практикума взаимодиктанты: учащиеся подбирают тексты и выписывают предложения из художественных произведений, пропуская орфограммы и пунктограммы. В классе заготовки передаются соседям по парте, которые и выполняют задания своих одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученными правилами, консультируют одноклассников или же проверяют их работы и оценивают ее.

3. Этот тип урока-практикума предполагает максимальную самостоятельность ребят. По заданию учителя дети выписывают из художественных произведений 15-20 предложений, которые зашифровывают для взаимодиктанта. На уроке обмениваются заданиями, и выполняют их, вновь обмениваются, что произвести взаимопроверку работ. Затем сдают тетради на проверку учителю, который ставит оценку и за подготовку взаимодиктанта, и за правильность проверки.

Урок-исследование, урок-лабораторная работа

Уже в самом названии «урок-исследование» усматривается основная проблема - исследования языкового материала на основе текстов разных типов. Целесообразно использовать для анализа художественные тесты разных авторов, но объединенные одной общей темой. Учитель предлагает план для анализа в ходе исследования. Работа осуществляется или в группах, или индивидуально. С этой целью размноженный текст получает каждый ученик. Можно предположить и такой вид работы, при котором ученики записывают индивидуально текст по памяти, предварительно выучив его наизусть. Такие уроки очень эффективны, так как самореализуются знания, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, вырабатывается привычный для исследования темп работы, что дает учителю контролировать работу поэтапно. Более сильные ученики получают дополнительные задание, а остальные заканчивают выполнять ранее полученное задание. На таком уроке перед учителем и учениками возникает задача: исследовать язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишать художественное произведения его поэтического очарования и целостности.

Уроки-исследования включают ребят в групповую исследовательскую работу, в которой происходит восстановление и закрепление знаний.

В лабораторных работах по русскому языку обязательно используется метод наблюдения, который представляет собой простейший вид лабораторного исследования. Наблюдение может иметь самостоятельный характер, а также являться начальной ступенью более сложной деятельности.

Важнейшее условии работы – самостоятельность и целеустремленность наблюдений, в результате которых может быть сделан определенный вывод. Практика показывает, что учащиеся, к сожалению, не умеют наблюдать. Они привыкли к готовым образцам, правилам в учебниках, к подробнейшему объяснению учителя, который старается передать им свои знания. Конечно, учитель включает в свои объяснения и наблюдения учащихся, но наблюдать вмести с учителем легче, чем сделать это самому, самостоятельно.

Система лабораторных работ как метод формирования навыков исследовательской деятельности учащихся предусматривает самостоятельное изучение разделов программы по русскому языку и овладение научной речью, приучает работать со справочной литературой.

Лабораторные работы по русскому языку дают положительные  результаты, они обеспечивают:

  1. наиболее прочное усвоение теоретических знаний по теме;
  2. совершенствование навыков и умение распознать, например,                      

        придаточные предложения, пунктуационно оформлять сложные  

       предложения;

  1. минимальный объем домашнего задания;
  2. развития навыков письменной речи;
  3. побуждение учащихся к творческой деятельности: выработку  

         умения наблюдать, сопоставлять, обобщать, а также проявлять  

         инициативу самостоятельность.

Урок-семинар

     Уроки-семинары имеют повторительно-обобщающий характер, и их обычно рекомендуют проводить с учащимися 8-х – 9-х классов. Однако эта форма занятий не только доступна, но и необходима для творческого осмысления пройденного материала, своевременного развития самостоятельности учащихся и воспитания интереса к изучению русского языка. Уроки-семинары способствуют овладению научным стилем речи, формированию оценки собственных взысканий, оказываются эффективной формой контроля, самоконтроля и взаимооценки знаний учащимися. Создаются условия для активной самостоятельной работы и приобретения творческой деятельности.

         Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель такого урока- формирования теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно изучать новую информацию и применять полученные знания на практике.

Уроки-семинары рекомендуется проводить 1-2 раза в году.  

Вопросы и список литературы к семинару предлагаются за 7-10дней до его проведения. Целесообразно дать список дополнительной литературы отдельно по каждому вопросу, это поможет ученику лучше сориентироваться в нужном материале. Во время подготовки к семинару по русскому языку рекомендуется учащихся ознакомить с видами практических заданий. Каждый ученик должен принять участие в подготовке теоретического и практического задания. Из числа учащихся можно выбрать экспертную группу, в задачу которой входит анализ предложенных учителем текстов и выбор текста для работы.

Результаты труда обязательно должны оцениваться в трех аспектах: за устное выступление, за подготовленный материал в семинарской тетради и за практическое задание, выполненное на уроке.

Выступление учащихся на семинаре обязательно свободны. Написанное заранее не читается, а излагается своими словами по составленному плану. Иногда для этой цели краткие тезисы.

 После проведения семинара учащиеся сдают доклады в письменном виде учителю. Он тщательно проверяет и оценивает их, выставляя две оценки: за содержание и за грамотность.

Воспитательная и образовательная ценность семинара заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся напряженно и самостоятельно работать, ощущают радость творческого поиска, открывают тайны родного языка. Пробуждается любовь к русскому языку и интерес к его познанию.

Урок-зачет

Урок-зачет – один из видов контрольных нетрадиционных уроков, позволяющий на основе обратной связи проверить результативность предшествующих уроков. Такой урок очень уместен после урока семинара и др.

Урок-зачет имеет цель не только осуществить обратную связь в цепочке «учитель-ученик». Форма зачета и отведения на него целого урока позволяют учащимся проявить себя в выборе именно того аспекта рассмотрения темы, или того типа задачи, вида, жанра работы, который ближе данному ученику, его способностям.

Тема урока-зачета соответствует ранее изученному учебному материалу. Это могут быть уроки по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, уроки-зачеты по разделу «Развитие связной речи», «Культура речи» и др.

Функция урока-зачета может быть не только контролирующей, но и обучающей на основе творчества учащихся. Вопросы и задания к текстам, подготовленные учителем, могут быть сообщены ученикам заранее. Но ученики могут самостоятельно составлять и формулировать вопросы, исходя из особенностей конкретного текста, учитель, же только готовит карточку с текстом. Структуры вариантов уроков-зачетов могут быть самыми разнообразными, в том числе творческими как по форме, так и по содержанию.

Уроки-зачеты формируют самостоятельность при выполнении экспериментальных заданиях в группах, парах и.т.д.

Интегрированный урок

Интегрированные уроки – это уроки, на которых сочетается материал нескольких школьных курсов (дисциплин) одновременно, т.е. проводятся различные уроки, темы которых способствуют взаимодействию и более реальному творческому изучению материала. Так, например, могут быть объединены такие уроки, как русский язык и литература, русский язык и иностранный язык, русский язык и музыка и.т.д. Интегрированный урок творческий не только по форме, но и по содержанию. Способы подачи учебного материала тоже творческие.

Особо длительной подготовки такие уроки, как правило, не требуют. Но прежде, чем приступить к проведению интегрированного урока, учителю нужно тщательно продумать и сопоставить темы двух разных дисциплин, наметить этапы перехода одного урока в другой и их сочетаемость. На таком уроке весьма уместными окажутся сборники пословиц и поговорок, книги, где собраны изречения известных деятелей науки и культуры, специально подобранные – с учетом интересов школьников – научно популярные книги по разным отраслям знаний, публикации в газетах и журналах соответствующей задуманному плану урока тематики, темы художественных произведений, изучаемых ранее на уроках литературы и.т.д.  

Такой урок может строится в аспектах подготовки высказывания на одну и ту же тему, в рамках одного стиля и жанра, но возможно привлечение и разнообразных тем, разных стилей, жанров, форм речи.

Урок может включать элементы лекции (слово учителя), семинара (заранее подготовленные выступления учащихся), практикума (самостоятельное выполнение учащимися заданий различного типа), собеседования (вопросно-ответная форма работы).

Урок может быть проведен «на стыке» двух разделов программы по русскому языку (например, грамматики и развития связной речи) или программ двух предметов.

Урок-игра

Уроки-игры можно условно представить двумя большими группами: учебно-ролевые и соревновательные (урок-ролевая игра и урок-деловая игра).

Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения; учащиеся и учитель представляют себя в определенных ролях и оказываются в заданной ситуации совместно решающими соответствующую задачу.

Учебно-ролевые игры бывают нескольких видов: с пониманием и принятием учащимися ролевых функций (масок); с использованием сказочного сюжета, фантазирования, деловых игр. Идея ролевых функций может быть заимствована из театрального спектакля, кинофильма, известного рассказа, сказки и др. Роли схематизированы и во многом символичны.

Следует заметить, что обучающий и развивающий эффект таких уроков-инсценировок невысок. Такие уроки творческие в большей степени по форме, чем по содержанию. А поэтому на содержательную сторону следует обратить более пристальное внимание.

Отличительной особенностью уроков, на которых используется сказочный сюжет, является то, что привлекаются к учебным действиям сказочные персонажи, присутствуют элементы фантазии. Значительное развитие учебно-ролевые игры получили в связи с изучением нового учебного материала. Ученики своими действиями помогают сказочным героям решать соответствующие темы учебные задачи.

Деловые игры, также построены на проигрывании ролей, но только не художественных, а в большей степени творческих, профессиональных (функциональных). Психологически моделируются, воспроизводятся с необходимыми взаимодействиями (применительно к требованиям учебной деятельности) условия профессиональной деятельности. Возникает вопрос, могут ли такие игры использоваться на уроках русского языка, где, как известно, формируются лишь образовательные умения и навыки. Да, могут, но ограниченно. Главной предпосылкой успеха служит продуманный выбор моделируемой профессиональной деятельности.

Уроки, построенные по принципу деловой игры, позволяют осуществить потребности творческого созидания. Когда в процессе игры учащиеся оказывают друг другу помощь, их действия приобретают социальную значимость, ими движет не только потребительская, но  и производительная мотивация. Совершенно очевидно, что аспект деловых игр необходимо обогащать и совершенствовать.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.  

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.  

  1. Результативность использования нетрадиционных методов работы

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. 

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. 

Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – инсценировка, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев.

 Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний учащихся повысился. Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в школьных и городских олимпиадах, в  конкурсе чтецов. С каждым годом увеличивается количество участников международной игры-конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех». Ребята активно принимают участие в международных предметных чемпионатах, в конкурсах сочинений «В кругу семьи», «Если бы депутатом выбрали меня…», «С любовью к человеку!» и другие.

Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка при изучении морфологии, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Список литературы:

  1. Кошкина Э. Е. Нестандартные формы обучения младшего школьника. – Курск: Просвещение, 1993. – 44 с.
  2. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов н/Д.: Учитель, 2002. – 176 с.
  3. Кушнарева Т.Н. Формирование интереса школьников к истории русского языка (на материале устаревшей лексики). – Белгородский государственный университет.