Нетрадиционные методы работы в логопедической работе при коррекции речевых нарушений. Песочная терапия.
учебно-методический материал на тему

Халитова Халида Хусаиновна

     Игры с песком в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Нетрадиционные методы работы  в логопедической работе

                        при коррекции речевых нарушений. Песочная терапия.

    Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

    На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

   Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной,  приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и  содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

   Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными.

 Их использование, скорее всего, служит   для создания  благоприятного эмоционального  фона .

  На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много.   Я сегодня хочу остановиться на песочной терапии.

  Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы и очень пластичный. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
 Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

  Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

   Во первых усиливается   желание   ребенка узнавать что то новое, экспериментировать  и работать самостоятельно.  Во  вторых,  в песочнице развивается тактильная чувствительность  как основа ручного интеллекта. В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика. В  четвертых,  совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

  Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, логопед  может сделать традиционную методику по развитию дыхания,  мелкой и артикуляционной  моторики, по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

    Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии.
   В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

  Песочница  на одну треть или наполовину заполняется  чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

   Для организации игр с песком  необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек.

  Цели  песочной терапии в логопедической работе.

Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Развивать дыхание.

Снять мышечную напряженность.

Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

Развивать активность

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширить словарный запас

Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и  лексико – грамматические представления.

Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

   

  Применять  песочную терапию можно  на всех этапах  логопедической  работы.

         

        Логопедические игры в песочной стране для развития  дыхания.
   Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля, песок должен быть сухим.

   Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
                                 

 Игра « Выровняй дорогу»  От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
 Игра «Что под песком»  Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Игра «Ямка» Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

                                               

  Игра  «Помоги зайцу»
   В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
 Игра «Дорога к другу»
 На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
 Игра «Секрет»
 В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить  спрятанное.
Игра «Добрый великан»
  Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

                            Игры с песком для развития мелкой  моторики.

                                         Игра "Необыкновенные следы"

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

     Многие дети с нарушением речи не умеют сочетать  движения языка и рук, сочетать  речь с движением руки ( они либо играют, либо говорят).Следующие игры  направлены на коррекцию этих нарушений. При этом часто  требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно.

               Игры с песком  при выполнении  артикуляционных упражнений


     «Лошадка»
   Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .
    «Качели»
   Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку  в том же направлении.

   «Часики»
  Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
 
 «Накажи непослушный язычок»
 Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

                        Пескотерапия     при   автоматизации   звуков.
  «Сильный мотор»

  Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
 «Слабый моторчик»
  Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
 «Горочка»
  Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку .
 «Дорожка»
 Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
  «Раскопки»
 Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем ребенок  раскапывает песок находит игрушку и называет ее

                         Развитие фонематического слуха и восприятия.
 «Спрячь ручки»
 Прятать руки в песок, услышав заданный звук. Спрячь правую руку если услышишь звук л, левую-  звук р
 «Слоговые дорожки»
  Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
 
«Два города»
   Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
                           

                          Коррекция лексико-грамматического строя речи
  «Подбери слово»
 Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое)
  «Я делал, я сделал.»
Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю -закапывал, откапываю -откапывал).
Оборудование:Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

 

 «Волшебная песочница»
Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование:Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.
 В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов.  Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Прежде чем искать ребенок должен повторить  место нахождения предмета.

      Использование песочницы для формирования навыков  чтения и письма.

 -  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

 -  Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

 -   Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

 -   Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

   

    Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; 
- обучающиеся чувствуют себя более успешными; 
- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- формируются навыки чтения и письма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме...

Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».

Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...