Главные вкладки

    Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
    статья на тему

    Овчинникова Наталья Викторовна

    В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_v_mae_pesochnaya_terapiya.odt23.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Песочная терапия как инновационная форма работы учителя — логопеда  в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Одной из инновационной формой работы в логопедической практике  является песочная терапия.

     Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

    Песок — загадочный материал, обладающий  способностью завораживать  человека — своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким или влажным.  

     В логопедической работе применяется песочная терапия, которая способствует  повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям, развитию мелкой моторики рук, развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, фонематического восприятия, обучению грамоте.

    Игры с песком  способны заинтересовать, отвлечь ребёнка, а значит, обеспечить успешное выполнение задания и эффективный способ подачи материала.

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице, развивается мелкая моторика, развивается тактильная чувствительность. В играх с песком развиваются  восприятие, внимание, память, мышление, мелкая моторика, а главное  - речь.  Совершенствуется игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель - логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Дети чувствуют себя более успешными.

    Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

    Основные принципы игр на песке.

    1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

    Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

    2. "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

    Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

    Игры на развитие мелкой моторики рук.

    «Отпечатки рук»

    На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

    Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

    Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует.

    • "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.),
    •  выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
    • "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
    •  создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
    • "пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и, наконец - мизинчиком).
    •  далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
    • "поиграть" по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения "вверх-вниз". Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

    Эти упражнения оказывают положительное влияние для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствуем развитию речи, произвольного внимания и памяти.

    «Что же спрятано в песке?»

    Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры "Чудесный мешочек") и т.п.

    Работа над фонетической стороной речи

    Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха,  но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать называемые  логопедом фигурки с определенным звуком.   Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием  слов (фигур). Например, собрать в зоопарк  (лес и т. д.) только тех животных, в названии которых есть звук «Л»: слон, волк, лось, лошадь, белка. Перенося фигурки  животных в песочницу, ребёнок их называет.

    Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Например, при дифференциации звуков «Ш» - «С»  детям выставляются фигурки совы, мишки, лисы, лягушки, мыши, страуса и т. д. После обозрения дети должны разделить пространство песочницы и заселить одну часть животными со  звуком  «С», а другую часть - животными со звуком «Ш».

    Можно детям предложить выбрать из песочницы животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).

    Похожие сюжеты можно разыграть с растениями, одеждой, предметами мебели, посуды.

    Развитие грамматического строя речи.

    «Где находятся животные?»

    Цель: развитие навыков правильного употребление в речи предлогов «между», «перед», «из — за», «за».  Логопед расставляет животных в  песочнице. Ребёнок рассказывает о местоположении животного относительно других.

    «Какой, какая, какое?»

    Цель: согласование существительных с прилагательными.

    Ребёнок находит спрятанные в  песке игрушки ите подбирает к их  названию прилагательные. Например: машина (какая?) - красная, маленькая;      банан  (какой?)  - желтый и т. д.

     

    Формирование слоговой структуры слова.

    «Начерти полоски».

    Цель: формирование  слоговой  структуры слова.

    Ребёнок делит слово на слоги и чертит на песке полоски в зависимости от их количества в названии данного слова.

    Литература

    Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

    Сапожникова О. Б.,  Гарнова  Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.:  ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

    В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

    Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....

    Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией

    В статье перечислены причины речевого негативизма и  некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией....