Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
презентация к уроку

Чагина Мария Николаевна

Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_statya_1.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

В сегодняшних образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

     В.А.Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах речевого развития детей. Для учителя-логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приёмами обучения и развития речи, помочь родителям увидеть актуальную проблему ребёнка, убедить в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. 

     Взаимодействие логопеда с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения,  родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

     В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации  коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей:

 ( СЛАЙД 2) 

     1. Коллективные формы взаимодействия.

     2. Индивидуальные формы работы с семьёй.

     3. Формы наглядно-информационного обеспечения.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям. 

(СЛАЙД 3)

Информационное:
    - знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
    - знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
    - знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:

( СЛАЙД 4)
    - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
    - обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
   - формирование у родителей представления о готовности к обучению ребенка  в школе.

     При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

(СЛАЙД 5)

1Создание у родителей объективного положительного образа ребенка.              Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе, активная роль принадлежит родителям. Логопед только поддерживает диалог, не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

 Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в детском саду.

Просветительские формы работы с родителями:

(СЛАЙД 6)

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год". Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно. 

Наибольший интерес родителей представляют собрания в нетрадиционной форме:

 Круглые столы для родителей «Помоги своему ребёнку»

Вечера вопросов и ответов   знакомят родителей с проблемами воспитания и обучения дошкольников и путями преодоления этих проблем, здесь обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей логопедом, психологом и родителями.

Индивидуальные беседы и консультации специалистов с родителями, побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями, проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи индивидуальных бесед и консультаций – оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания, оказание индивидуальной методической помощи.

Беседы с родителями. Беседа - одновременно и форма и метод общения с родителями. Беседы  могут быть как индивидуальные, так и коллективные, где достаточно чётко и ясно логопед объясняет трудности, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе дальнейшего обучения. Беседуя с родителями, учитель-логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение, и очень редко, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

Очень часто родители слышат ошибки в речи детей, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу - научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

Выделяется часть родителей, которые преувеличивают серьезность дефекта, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм». 

Эффективно предоставить родителям возможность прослушать аудио записи речевых высказываний детей при первичном обследовании, т. к. часто бывает, что отношение родителей к речевому дефекту ребёнка неоднозначно. 

Мини-диалоги (ежедневные, по запросу родителей)

Знакомство с Индивидуальным образовательным маршрутом ребенка

Составление и знакомство родителей с индивидуальными микропрограммамми помощи каждому ребёнку с нарушением речи, где конкретизированы все аспекты коррекционной работы логопеда совместно с родителями.

Наглядные агитации.

Высокими потенциальными возможностями в организации совместной деятельности логопеда с родителями являются и наглядные агитации,

представленные в виде стендов, папок-передвижек. Данный вид работы направлен на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду, ходе коррекционно-воспитательной работы, дальнейших путях развития его личности и речи, способствует поддержанию контакта с семьёй. Методические материалы и разработки, помещённые на стенде, становятся действенными, если касаются вопросов развития общей и мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у детей.  Темы: «Сказки о Весёлом Язычке», «Развитие фонематического слуха», «Развитие мелкой моторики руки», и т. д.

Целесообразно включать в информационный уголок для родителей современные психотерапевтические и речевые приёмы, такие как игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии, где например главный герой («Весёлый язычок») учится выполнять различные артикуляционные упражнения. На стенд необходимо помещать список литературы для родителей, рекомендуемой логопедом и воспитателем. Продуктивно организовывать выставки книг, которые должны быть дома. Систематически следует помещать небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. 

Уместно данные приёмы оформлять по принципу доступности и понятности для родителей.  Подобные наглядные методы способствуют повышению компетентности и активности родителей в педагогическом процессе.

Буклеты и памятки для родителей содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание.

Немаловажным аспектом в работе с родителями является и оформление папок с домашним заданием, которое необходимо выполнять с ребёнком. Продуктивно в их содержание включать методические материалы по формированию словаря и лексико-грамматических категорий у ребёнка. Целесообразно использовать материалы, разработанные по тематике логопедических занятий, использовать в работе с детьми прописи, дидактические тетради, буквари.

Личный сайт учителя-логопеда На своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам, проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточным и итоговым результатам логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Информационно-коммуникативные технологии можно применять в работе с родителями. На логопедических занятиях можно делать видеозаписи, из которых потом монтировать тематические видеофильмы, представляемые на родительских собраниях, оформлять наглядную информацию для родительских уголков (консультации, рекомендации).

Медиатека - мультимедийные материалы к занятиям с ТНР знакомят родителей с развивающими и обучающими   компьютерными программами. Можно использовать различные физкультминутки, картотеки игр, методические разработки (подборка демонстрационного материала по коррекции звуков, развитию фонематических процессов, обучению грамоте, формированию грамматических категорий, развитию связной речи), специализированные логопедические программы, аудиокниги для автоматизации и дифференциации звуков.

Предложенные формы работы логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с речевой патологией, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – достижение максимальных результатов в коррекционно-педагогической работе с детьми с ТНР.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В неё входят, описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку" и т.п.

(СЛАЙД 7) ФОТО

Практические формы работы:

(СЛАЙД 8)

 Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

 Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.  На «дни открытых дверей» уместно приглашать тех родителей, с которыми во время работы возникли затруднения. Эффективно познакомить их с основными приёмами постановки звуков, объяснить выполнение заданий, показать те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми.

Семинары - практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробовать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы, сближают их с педагогами и позволяют лучше понять специфику работы.

 Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Быть на ступень ближе к специалисту и самим становиться немного педагогом в работе со своим ребёнком.

 Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Что важно, родители должны также становиться активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д. 

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального  взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

(СЛАЙД 9) ФОТО

Важную роль в работе с семьей могут иметь: (СЛАЙД 10)

праздники; совместные занятия; спортивные семейные развлечения; игры-драматизации; инсценировки; посиделки-вечера отдыха; тематические развлечения.

(СЛАЙД 11) ФОТО

(СЛАЙД 12)

 Получив возможность участвовать в  едином образовательном пространстве, родители постепенно становятся полноправными партнерами и активными помощниками педагога и своих детей.
И, непременно, каждый из участников взаимодействия в завершении испытает удовлетворённость от полученных
 положительных результатов  и совместных достижений

Предложенные формы работы логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с речевой патологией, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – достижение максимальных результатов в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

(СЛАЙД 13) 

Если научить ребенка говорить.

Если научить ребенка говорить

Он расскажет вам о том, что в жизни происходит.

Солнце как встает, и как оно заходит,

Если научить ребенка говорить.

Надо научить, да так, чтоб понимали

Вашего ребенка разговор,

И вопросов чтоб не задавали,

Что сказал? Не можешь до сих пор?

Надо научить ребенка говорить,

Так, чтобы слова ложились в предложения,

И писалось, чтоб без затруднения,

Надо научить ребенка говорить.

И, когда малыш с счастливыми глазами

Перескажет то, о чём впервые прочитал,

Вот тогда вы убедитесь сами-

Ваш малыш увереннее стал.


Данченко Ю. П.

Литература

1. Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - с. 58

2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — с. 12

3. Варфоламеева О.В., Савельева Е.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу // Дошкольная педагогика.-2012.- №8.- с.40

4. Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - с. 102

5.Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.

6. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.

7. Монахова Т.В., Преемственность в речевой работе детского сада и семьи //Научно-методический журнал. Логопед. -2006. - №5. -с.38

8.  Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед. -2007. - №2. -с.4

Материалы из интернета

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sovremennie_formi_vzaimodejstviya_uchitelyalogopeda_213737.html

https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-formy-raboty-uchitelja-logopeda-s-sem-i-v-dou.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"

В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и  родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией

В статье перечислены причины речевого негативизма и  некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией....