Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
опыты и эксперименты по теме

В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_lichnosti_cheloveka.docx62.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципальное образование Темрюкский район

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Учитель-логопед: Пинчук Ольга Петровна

г.Темрюк

2014г.

                                       Содержание

                                                                                                                                                 Введение.

I.Теоретическая часть.

1.1. Исторический аспект значения семьи в развитии ребенка.

1.2.Функции семьи.

1.3.Роль семьи и ДОУ в коррекционно-развивающем процессе.

II. Опытно - экспериментальная работа.

2.1.Причины, препятствующие взаимодействию с родителями воспитанников.

2.2.Задачи в работе с родителями воспитанников.

2.2.Основные принципы в работе с семьей.

2.3.Формы взаимодействия учителя логопеда и семьи.

2.4.Перспективы в работе с семьей.

III. Заключение.

3.1.Приложения:

- протокол родительского собрания;

-анкеты;

-консультации для родителей;

-памятки для родителей;

-график по результатам анкетирования.

3.2.Список литературы.

                                       Введение

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой  патологии  у  их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.

Рекомендован  учителям-логопедам, педагогам-дефектологам,  воспитателям. 

I. Становление  личности человека - сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания, это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Традиции семьи складывались на протяжении веков. Формирование семьи происходило стихийно, но в ней находили отражение особенности быта и культуры народа. Интерес к принципам взаимодействия людей в различных человеческих общностях зародился еще  на ранних этапах общественного развития. Первыми  наблюдателями над поведением человека в группах еще в период  античности были  древнегреческие философы Аристотель и Платон, которые  отмечали, что становление личности человека зависит от среды, от «благомыслия» родителей. М.Ф.Квинтилман – древнеримский оратор и педагог считал, что только родители могут  максимально развить способности ребенка. Известный чешский педагог Я.А.Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. В своей работе «Материнская школа» он изложил, что основы физического, нравственного и умственного развития ребенка должны закладываться в непосредственном контакте с матерью. Я.А.Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения обучения, русло. Идеи Ж.Ж.Руссо о роли родителей в  воспитании детей  поддерживал известный педагог И.Г.Песталоцци, который отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Современные педагоги  также единодушно отмечают огромную роль семейного воспитания в развитии личности ребенка. В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребенка, воспитывается его эстетический вкус, совершенствуется коммуникативная функция. Педагоги видят главную причину огромного влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающего мира, получены в семье.

 Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, является  функцией семьи.

Выделяются основные функции семьи:

-воспитательная функция;

-хозяйственно-бытовая функция;

-эмоциональная функция;

-духовная функция;

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяет индивидуальную потребность в контакте с родителями, с воспитателями и обеспечивает социализацию подрастающего поколения, готовит членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи в ( в одежде, в пище и т. д), содействует сохранению здоровья.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребности в симпатии, ухаживании.

Функция духовная (культурная) удовлетворяет потребности в совместном проведении досуга, духовного обогащения.

Нарушение функций вызывает затруднения в жизнедеятельности семьи. Так, например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать отсутствие у родителей соответствующих навыков знаний, что приводит к конфликтам в отношениях между членами семьи, неправильное отношение к ребенку, замкнутости ребенка, неспособности сконцентрироваться на учебной деятельности и другие.

 А.С.Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

- адекватность – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания и развития на этой основе;

- динамичность – способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи;

- прогностичность – направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Особенно необходимо тесное взаимодействие ДОУ и семьи, где есть дети с нарушением речи. Речевая коммуникация, если учесть все виды речи, является постоянным состоянием человека. Речь -один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка.  Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Речь в своем развитии проходит определенные этапы и на каждом из них элементы речевой системы формируются в определенной закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребенка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведет к патологии, исправить которую может только специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей. Поэтому первой задачей родителей и является формирование у ребенка потребности к общению, стимулируя его к использованию слов, предложений. А для этого ребенку надо, прежде всего, ощутить преимущество речевого общения с окружающими. В различных ситуациях ребенок проявляет эту потребность в общении по - разному. Будучи совсем маленьким, малыш тянет к матери ручки, стремится криком проявить себя и привлечь к себе внимание, наконец, ему удается произнести звукосочетание, похожее со словами «на», «возьми» - и мать берет его на руки. Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.  Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к перестроению личности, снижению самооценки ребенка.

 Дети по-разному переносят речевые нарушения. Одни дети легко переносят заикание, не замечая дефекта, но чаще это маленькие дети. Более старшие его переживают тяжело и это вызывает у них чувство подавленности, ребенок стремится к уединению. На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств:

- глубина самого дефекта;

- интеллектуальный уровень самих родителей;

- просвещенность родителей в сфере знаний логопедии;

- понимание психологии ребенка;

- особенности характера;

- семейные отношения и другие.

Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с самых ранних лет жизни, а при ее нарушении обращаются к специалистам.

Практика по взаимодействию с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что ребенок «выговорится», и лишь под давлением специалиста они приводят ребенка в логогруппу.  Существует,  к сожалению и третья категория родителей, которые стремятся попасть в специализированные группу,  пребывание в которой для детей с ОНР,  считается бесплатным.

Активное вовлечение родителей в коррекционно- педагогический процесс и организация преемственности в деятельности детского сада и семьи- важнейшие факторы эффективности всей коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Нецеленаправленность или несистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи сына или дочери на логопеда и воспитателей группы не способствуют установлению уважительной дистанции общения между педагогами и ребенком, приводят к формированию у дошкольника отрицательной или безразличной установки на педагогические воздействия, снижают авторитет взрослых. Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей), наоборот, значительно способствует психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям. Успешность коррекционно- воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Сначала педагоги и родители организуют кратковременные совместные наблюдения за ребенком в различных ситуациях общения, с последующим анализом его вербального и невербального поведения. При этом родителям бывает полезно отстраниться от собственных представлений о   ребенке и попробовать понять мотивы его общения с другими людьми (поиграть в интересную игру, стать лидером, не быть в одиночестве и т. д.)

II. Экспериментальная  деятельность нашего учреждения направлена на обеспечение психоречевой готовности детей к школе. Основные проблемы, касающиеся диагностики и формирования готовности детей с ОНР к школе в условиях детского сада комбинированного вида, сводятся:

- к проведению диагностики речевой готовности детей с ОНР;

- модели взаимодействия педагогов и специалистов детского сада комбинированного вида по формированию психологической и педагогической готовности детей с ОНР и реализации ее на практике;

- методических  рекомендаций для родителей по формированию психологической и педагогической готовности детей.                                     После комплектования логопедической группы еще до начала учебного года             был проведен социологический опрос и анализ семей воспитанников, в результате которого выявлено: 30% детей логогруппы – из неполных семей, а значит -  эти семьи не имеют возможности получить в полном объеме необходимую информацию от специалистов.

В результате анкетирования родителей удалось установить ряд причин, препятствующих тесному контакту ДОУ с семьей:

- низкий уровень социально - психологической и педагогической культуры участников взаимодействия;

- непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения на формирование личности в целом ;                                                                  - недостаточная информация родителей об особенностях коррекционной работы с детьми;                                    

- приятие родителями логопедической помощи, как должное со стороны логопеда, ДОУ без включения в этот процесс их самих.

Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить. Проводя работу в этом направлении, мы наметили основные задачи:

-изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

-определение механизма взаимодействия учителя-логопеда с родителями;

-расширение знаний родителей по преодолению речевых нарушений у ребенка, помочь им понять своеобразие его личности и умение правильно оценивать возможности ребенка;

-обучение родителей элементарным приемам психокоррекционной  и воспитательной работы педагогов;

-координирование усилий родителей, контролирование качества проведения ими речевой работы с детьми;

-разработка методических рекомендаций для родителей по устранению речевых недостатков и перспективное планирование работы учителя-логопеда с семьей.                                                                                                                В работе с семьей опиралась на следующие принципы:

- доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы с недостатками речи их детей;

- принцип личностной заинтересованности родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им строить общение и совместную деятельность;

- принцип эмансипации – освобождение родителей от стереотипных установок на воспитание и развитие ребенка, как несмышленого малыша, пробуждение их желания познать самих себя;

- принцип утверждения самоценности родителей – этот принцип предполагает: создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, оказание им своевременной поддержки.

 Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. При этом важно сделать родителей не только своими  союзниками, но и грамотными помощниками. Руководствуясь этим принципом в своей работе, использовала разные формы преемственности с родителями:

-коллективная работа;

- индивидуальная работа;

- наглядно-информационная работа;

 Все эти формы нашли свое отражение в перспективном плане работы с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но прежде всего, для родителей, чьи  дети посещали дошкольное учреждение.

Коллективная работа проводилась в тех случаях, когда родителей можно было объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у детей. Изначально знакомила родителей с сущностью речевого дефекта ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях. А также выполняли задания логопеда дома. Коллективная работа включала в себя родительские собрания, открытые занятия, развлечения, праздники, лектории, семинары, тренинги общения. Особо отмечается роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий, она проявляется: в единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада; в оформлении тетради ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением заданий; участии во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытых занятиях, праздниках, оформлениях помещений детского сада и стендов и так далее).

Индивидуальная форма работы подчинялась этическим аспектам общения педагога и родителей по поводу проблем ребенка и предполагала проведение для родителей индивидуальных бесед, консультаций, практикумов, игротренингов, анкетирования.

 Наглядно – информационная форма включала в себя: информационные стенды, библиотеку для родителей, выпуск газеты, памятки, информационные листы, картотеку игр, выставку детского речевого творчества. Стенды для родителей оформляли  совместно с  воспитателями в течении года, привлекая самих родителей. На них помещались сведения, касающиеся развития ребенка в норме, различные виды аномалии, списки рекомендуемой литературы. Материал стенда периодически обновлялся, что позволяло проследить за  динамикой речевого развития детей. Интерес у родителей вызывали организуемые нами выставки детского речевого творчества, включая разного рода высказывания детей на определенную тематику. Родители тоже по нашему предложению накапливали материал в рубрику: «Говорят дети». Хорошим подспорьем во взаимодействии с родителями явился выпуск газеты, которая выпускалась один раз в месяц и явилась своего рода  для родителей обменной информацией.

Индивидуальная тетрадь – это тоже совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение заданий с ребенком позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течении всего года, позволяет закреплять знания, полученные ребенком на занятии.

В течение года в логопедической группе проводились 3 раза родительские собрания: в начале, в середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь в работе  ДОУ, группы, активно включиться в процесс воспитания детей.

В конце сентября, после обследования детей, проводилось первое родительское собрание, в повестке которого рассматривались:

- анализ результатов психолого – педагогического и речевого обследования;

- задачи специального направления обучения детей;

-организация логопедической работы с детьми в течении учебного года;

- информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в период обучения.

 На этом собрании предлагала родителям прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.

При этом всегда подчеркивала, что раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи предупреждает затруднения при обучении в школе. Большое внимание уделяла освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специальной группы. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, выборочно  знакомила родителей с приемами педагогического воздействия, необходимых для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. При этом отмечалась особая  роль родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий и пути реализации преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов логопедической группы и семей детей с общим недоразвитием речи:

- единство целей, задач и требований к ребенку;

- обеспечение параллельности осуществления коррекционного обучения ребенка и консультативно – методической работы в семье;

- установление и последовательное поддержание эмоционально –положительных взаимоотношений участников коррекционного процесса в семье и в логопедической группе детского сада;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями;

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

Таким образом, создавала установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. Но уже первые исследования в нашем учреждении показали, что лишь 50%  родителей шли на сотрудничество, проявляли интерес к педагогическому процессу; другие (40%) занимали позицию одностороннего приятия, доверяя логопеду, признавая его компетентность, но в процесс обучения по разным причинам не включаются; третья категория родителей вообще уклонялась от взаимодействия, проявляя равнодушие - это 10%.

В середине учебного года совместно с воспитателями проводим второе родительское собрание. На нем подводились итоги работы за первое полугодие: кратко освещала  динамику речевого продвижения каждого ребенка, знакомила с задачами и содержанием занятий в третьем периоде обучения. В этот период уже могу дать предположительный прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении его дальнейшего обучения.

 В конце года провожу третье родительское собрание. На нем подвожу итоги всей коррекционной работы, даю рекомендации по дальнейшему обучению в детском саду или  в школе. Если дети выпускаются в школу,  для них организуется торжественное мероприятие по выпуску из детского сада, где каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои успехи. Изменение педагогических стереотипов родителей происходило не сразу и требовало длительной и кропотливой работы. К сожалению не все родители были терпеливы к собственным детям. Поэтому приходилось поощрять словами благодарности тех родителей, которые в результате совместной деятельности проявляли активную позицию и четко выполняли намеченные задачи.

На протяжении учебного года систематически проводила с родителями воспитанников плановые и текущие консультации, беседы по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей. Считали важным, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как родители вряд ли захотели бы слушать долгие и назидательные доклады педагога. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.  Тематика консультаций разнообразна: «Ранняя диагностика и коррекция задержки речевого развития», «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», «Развиваем слуховое восприятие у детей», «Автоматизация звука», «Игровые упражнения по развитию мелкой моторики у ребенка», «Значение развития фонематического слуха у детей», «Обогащаем словарь детей», «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками». К некоторым консультациям организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» представляю мозаику, палочки, нитки, шнуровки, бусы.

Большое значение для родителей имело посещение занятий логопеда и воспитателей в дни открытых дверей («Осенний калейдоскоп», «Гостиная народного фольклора», «Логопедическая карусель»), которые проводились один раз в квартал. Родители получали возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в выполнении заданий, знакомились с основными приемами постановки звуков, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе непосредственно – образовательной деятельности. Открытые логопедические  занятия: «Путешествие в страну звуков», интегрированное занятие «Зимняя сказка», «На лесной полянке» помогали родителям знакомиться с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку, узнавали о пробелах в знаниях своих детей. Практикую также проведение занятия или фрагмента занятия на родительском собрании, используя при этом участие в них самих родителей. Использую в своей работе и такую нетрадиционную форму работы с родителями как видеопросмотры, которые позволяли родителям на консультациях или практикумах познакомиться с непонятными терминами для них (звуковой анализ, слоговая структура и другие). Такой видеоматериал служит своеобразной копилкой для родителей будущих воспитанников.

   Еще на первом родительском собрании обратила внимание родителей на выполнение заданий логопеда в индивидуальной тетради  ребенка. Индивидуальная тетрадь-это своего рода также связующее звено между ДОУ и родителями. Несмотря на то, что все задания в тетради рекомендованы в игровой форме, всегда обращаю внимание родителей на воспитание у детей определенных учебных навыков в процессе работы с тетрадью. Это такие навыки, как:

-аккуратность и бережное отношение к тетради;

-ответственность  за своевременное выполнение заданий;

В конце тетради каждого воспитанника  подклеила конверт для общения с родителями в форме вопросов и ответов,  а также для разъяснительной работы по выполнению каких-либо заданий, если родители по какой-то причине не могут присутствовать на консультации логопеда. Также посредством такого конверта родители получали различного рода памятки, информационные листы, карточки, где кратко, в сжатой форме излагаются рекомендации (по проведению пальчиковых  упражнений, артикуляционной гимнастике, по работе со схемами по проведению звукового анализа, по составлению описательных рассказов и т. д.

Учитывая индивидуальные особенности наших детей, в течении всего учебного года систематически проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями воспитанников. Тематика их различна: это и выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях, и рекомендации по автоматизации поставленных звуков, и грамотное выполнение лексико-грамматических заданий, и другие. Такого рода общение с родителями располагало их к искреннему, открытому диалогу, желанию поделиться теми проблемами, которые возникают в процессе занятий с детьми дома.

Чтобы объединить родительские возможности со своими профессиональными знаниями и умениями в деле профилактики речевых нарушений, родителям предоставлялись анкеты на различные темы: «Воспитание звуковой культуры речи у детей», «Готов ли ваш ребенок в школу?», «Стиль общения с ребенком» и другие. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания и обучения детей. Важным моментом в анкете является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях(например, по каким вопросам вы хотели бы получить консультацию).Тогда такие вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Так анализ проведенного анкетирования по теме: «Готов ли ваш ребенок в школу?» дает возможность полагать, что не все родители уделяют должное внимание своим детям, серьезно с ними занимаются дома, интересуются успехами своих детей – таких  20% от общего числа; 30%-просто не всегда знают, как поступить или выполнить то или иное задание; и лишь 50% родителей серьезно и целенаправленно занимаются своими детьми.  Анализ анкет позволил сформулировать вопросы для обсуждения на родительских собраниях и  организовать для родителей семинары-практикумы, игротренинги, актуальность которых стала очевидна. Тематика их разнообразна: «Взаимосвязь развитии речи и  мелкой моторики рук» «Сказка о веселом язычке»; семинары –практикумы: «Формирование связной речи у дошкольников», «Развиваем у детей фонематический слух».Полезными для родителей стали посещения занятий логопеда и воспитателей, где они получали возможность следить за успехами их детей, трудностями в выполнении лексико–грамматических  заданий, ознакомиться с основными приемами постановки звуков. В течении всего учебного года привлекала родителей к оформлению информационных стендов, на которых размещался материал по развитию грамматически правильной речи дошкольников.

 Важным моментом в сотрудничестве с родителями было принятие решения на одном из родительских собраний о выпуске газеты для родителей наших воспитанников. Газета издается в нашем учреждении один раз в месяц  в течение двух лет под названием «Учим говорить правильно». Газета явилась эффективным средством взаимодействия работников ДОУ и родителями наших воспитанников. Из нее родители узнают  об инновационных технологиях в формировании речи детей, о проведении различных мероприятий для детей ДОУ, могут  ознакомиться с советами по подготовке к школе, по развитию фонематического слуха и другие («Учим детей рассказывать», «Будущему первокласснику», «Развиваем внимание у дошколят», «Взаимосвязь пальчиковых игр и речи детей», «Обучать ли детей чтению» и другие).

Хорошим способом взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам исправления речи является картотека игр и упражнений в коррекционном процессе, которые включали в себя лексические, словарные, грамматические задания и задания на развитие психических процессов(внимания, восприятия памяти, мышления). На протяжении всего года привлекала родителей к использованию таких карточек в выполнении заданий с детьми в домашних условиях (« Домашняя игротека»). Помимо того предлагала родителям пополнять копилку играми со своими детьми из личного опыта самих родителей. И здесь стоит отметить, что большинство родителей стали активными помощниками в этом деле. Играя с детьми в парке, в лесу или по дороге в детский сад, они придумывали игры и даже давали им названия («Раз словечко, два словечко», «Узнай, что я купила в магазине», «Ступеньки» и т.д.).

  Итогом работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей являлись речевые праздники («Осенняя ярмарка», «Новогоднее представление», «В мире звуков», «Весенний перезвон», «В школу»), в организации и процессе  которых родители проявляли максимальную активность.

   Нельзя не  сказать  о тех родителях, которые не  проявляли интереса к проводимым мероприятиям в ДОУ, считали задания логопеда  «неважными». Их были единицы, но сбрасывать их со счета было нельзя.  С такими приходилось помимо всех выше перечисленных мероприятий, которые они чаще игнорировали,  находить другие, более радикальные меры. Это и индивидуальные беседы с демонстрацией слайдов занятий, где родители могли видеть те пробелы в знаниях своих детей, на которые они просто не обращали внимание; это и приглашение родителей на заседания психолого-медико-педагогического консилиум (ПМПк), куда также приглашался учитель начальных классов, роль которого сводилась к разъяснительно - просветительской работе о возможных трудностях  и психологическому дискомфорту ребенка в школе.    Не могу сказать, что намеченные мероприятия дали сразу положительный результат. Не сразу удалось  добиться единства в  требованиях взрослых, как педагогов, так и родителей. Потребовалось немало усилий, чтобы педагоги ДОУ  стали авторитетом для родителей, а  родители заняли активную позицию в коррекционно-педагогическом процессе. По результатам анкетирования с 2010г.-по 2013г. на тему: «Учитель-логопед глазами родителей» можно сделать вывод, что родители высоко оценили деятельность учителя-логопеда и считают ее необходимой и важной в дошкольном учреждении. Со стороны родителей увеличилось количество вопросов к логопеду по формированию правильной речи у их детей, родители охотнее стали принимать участие в мероприятиях, организованных как логопедом, так и в ДОУ в целом: праздниках, логопедических утренниках, спортивных развлечениях, выпусках газет, оформлениях стендов.

 Таким образом, использование системы сотрудничества ДОУ, логопеда и семьи, способствовали:

- повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей;

- гармоничному развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения  в процессе работы по взаимодействию с родителями;

- изменению установок взрослых;

- снижению количества претензий, спорных ситуаций.

 Но несмотря на положительные результаты во взаимодействии с родителями, работа в этом направлении продолжается. Современный  подход с использованием инновационных технологий в коррекционной педагогике, требует поиска новых форм и приемов работы с родителями, предполагает создавать у них мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей их детей.

 Положительные результаты по направлению тесного взаимодействия с родителями воспитанников создают предпосылки наметить перспективы:

-продолжать разработку материала для родителей по преодолению речевых недостатков у детей, используя информационно – компьютерные  технологии (электронные презентации);

 -провести конференцию: «Работа педагогов ДОУ глазами родителей».

-публикация статей по данному вопросу.

                                     

                                       Приложения

                             Анкета

Уважаемые родители. Просим Вас принять участие в ответах на вопросы:

Тема: «Готов ли Ваш ребенок в школу?».

I.Есть ли у Вашего ребенка желание идти в школу?

да_________________________________________

нет_____________________________________________

затрудняюсь ответить_____________________________

II. Что сильнее привлекает Вашего ребенка в школу?

школьная атрибутика_____________________________

возможность многому научиться______________________________

III.Считаете ли Вы, что у ребенка сформированы учебные навыки (усидчивость, работоспособность):

Да_______________________________________________________

Нет____________________________________________________________

Не знаю__________________________________________________________

IV. Как развиты психические процессы у Вашего ребенка?

достаточно______________________________________________________

недостаточно________________________________________

V. Выполняет ли Ваш ребенок счетные операции?

счет до 10 и обратно_______________________________________

сравнение множеств__________________________________________

определяет ли и называет предметы по величине, форме, цвету_________________________________________________________________________________________________________________________________

VI.Владеет ли операциями обобщения, классификации, исключения___________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Развита ли у вашего ребенка мелкая моторика?

Достаточно___________________________________________________

Недостаточно_______________________________________________________

VIII. Умеет ли составить предложение (рассказ) по картинке?

Да__________________________________________________________

Нет_______________________________________________________________

С помощью______________________________________________________

Затрудняется______________________________________________________

Спасибо за участие в ответах на вопросы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципальное образование Темрюкский район

                                 Консультация для родителей

                       Взаимосвязь развития речи детей и

                         мелкой моторики рук

 

                        Учитель-логопед  Пинчук Ольга Петровна

Правильная речь имеет огромное значение для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего недостатка речи вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания.

Ученые экспериментально доказали, что в развитии речи детей огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук: головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой тесным образом.

М.М.Кольцова исследуя условия развития речи доказала, что «рука- это второй центр речи и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов исходящих от пальцев рук. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Люди уже в древности подмечали взаимосвязь этих процессов. На Руси с самого младенчества с детьми играли в народные игры типа «Сорока», «Ладушки». Это тоже гимнастика для рук.

Мелкая  моторика   –  это  согласование  движения пальцев рук,  умение ребенка «пользоваться  этими движениями  –  держать  ложку, карандаш, застегивать  пуговицы,  рисовать,  лепить».  Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и прежде всего, у него возникают проблемы с речью. Уже при проведении логопедического обследования детей с задержкой речевого развития  наблюдается недостаточность двигательной сферы, малоподвижность мелкой моторики, неточность движений. Для детей с дизартрией показательны гиперкинезы, невозможность удержания заданной позы.  -Поэтому в последние годы формирование и совершенствование общих движений тонкой моторики пальцев рук рассматриваются, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия на детей с нарушениями речи. Работа по развитию мелкой моторики начинается с массажа кистей рук. Для большей эффективности используется природный материал: шишки, камешки, деревянные палочки. Одним из видов работы по развитию мелкой моторики пальцев рук являются «пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика».

 Пальчиковые игры подбираются соответственно лексическим темам со словесным сопровождением. Например, к теме «Дом. Мебель»- пальчиковые игры:

Дом. Ворота.                                                                                                                                                                      

На поляне дом стоит,                             Стук – стук молотком,

Ну а к дому путь закрыт.                        Строим, строим новый дом.

 Мы ворота отворяем ,                            Ты, пила, пили быстрей,                              

В домик, в гости приглашаем.                Домик строим для людей.                      

               

По теме: « Овощи», «Фрукты»:

Мы капусту рубим,                                     Мы шли, шли, шли и в сад пришли

Мы капусту жмем,                                      Там в саду играли, фрукты собирали

Мы капусту солим,                                      Яблоки и груши.

Мы морковку трем.                                     Очень сладко. Кушай.

По теме « Животные»:

Под высокой сосной                                    Дети по лесу гуляли,                                        

Скачет зайка косой,                                       Но вот сучья затрещали,                                                                                                      

Под другою сосной                                         Дети, дети, не зевайте,

Скачет зайка другой.                                     Волк за елкой – убегайте!

                                                                                                                                                                       

                                       

Одним из разновидностей работы по развитию мелкой моторики рук является театр. Маленькие движущие персонажи, сделанные из природного и бросового материала, дети надевают на пальчики и разыгрывают небольшие сценки. Это богатейший прием в развитии мелодико – интонационной стороны речи и диалога. Для развития мелкой моторики используем и такие виды игр и упражнений, как плетение, шнурование, застегивание пуговиц, выкладывание из  счетных палочек, ракушек, мозаики, использование разноцветных прищепок, самомассаж рук с шишками, камешками. С интересом дети играют в «пальчиковый бассейн», где перебирая пальчиками, отбирают по указанию взрослого нужные предметы, основываясь на тактильные ощущения. Пальчиковые упражнения включаются в различные виды занятий, физминуток. После  освоения основных комплексов пальчиковой гимнастики, можно переходить к составлению рассказов, сказок (при этом можно добавлять артикуляционные упражнения, играя с «веселым язычком»).

Родители должны помнить о значимости развития мелкой моторики для детей с нарушениями речи, так как это:

- стимуляция действий речевых зон коры головного мозга;

- развитие психических процессов(памяти, внимания, восприятия и т.д.)

- развитие графо-моторных навыков.

У детей с нарушением речи развитие движений пальцев как бы  подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, интонацию.

Одним из наиболее радикальных способов развития мелкой моторики является самомассаж кистей рук и пальцев:

-самомассаж тыльной стороны кистей рук;

-самомассаж ладоней;

- самомассаж пальцев рук.

 Можно научить детей самомассажу и с помощью обычного граненного карандаша, которым ребенок массирует кисти рук, запястья, межпальцевые зоны. При этом также можно использовать рифмовки, короткие стихи:

Мой веселый карандаш

Поиграй со мной сейчас.

Ловко делай ты вот так,

Эдак вот, и так, и сяк.

Пальцы станут смелыми,

Ловкими, умелыми.

Таким образом, все виды массажа доступны дошкольникам и могут быть использованы в наших с вами занятиях с детьми.

                         

                              Памятка для родителей

                 Как выполнять домашние задания

-Для выполнения домашнего задания должно быть отведено специальное место и выделено время, чтобы ничто не отвлекало ребенка и взрослого во время занятий.

-Перед выполнением заданий следует вымыть руки. Приучите ребенка и он это будет делать всегда самостоятельно.

-Артикуляционную гимнастику следует выполнять перед зеркалом, не спеша, 3-5 раз в день.

-Автоматизируемые звуки в слоге, слове, предложении должны произноситься четко и точно.

-Если при выполнении лексико-грамматических заданий, ребенок испытывает затруднения, проговорите его несколько раз.

-При выполнении заданий с наклеиванием картинок, делайте это вместе с ребенком, отводя при этом ему активную роль и вместе с тем закрепляя лексический материал.

-Все задания с раскраской рисунков выполняете цветными карандашами, а упражнения с печатаньем, штриховкой - простым карандашом.

-В процессе занятия с ребенком, поощряйте, хвалите его за любой успех и не ругайте за неудачи.

-Задания выполняйте систематически и дайте понять ребенку, что он несет ответственность за его выполнение.

                             Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме: Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Будьте добры, отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения.

Интересует ли Вас тема опроса?

-считаю важной

-считаю второстепенной

-не интересует совсем

Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

-правильное речевое дыхание

-правильное произношение звуков родного языка

-владение культурой речи

-выразительное и правильное интонирование речи

 -звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.

Есть ли у Вашего ребенка нарушение в речевом развитии?

-да

-нет

-не знаю.

Что необходимо предпринять, если у ребенка есть нарушения в звуковой культуре речи?

-заниматься с ребенком самостоятельно

-проконсультироваться с логопедом

- не обращать внимания.

Считаете ли Вы, что неправильное произношение повлияет на жизнь  ребенка в будущем?

-нет

-да

-затрудняюсь ответить.

Как Вы считаете, какова роль родителей в работе над звуковой культурой речи?

-родители должны принимать деятельное участие в этой работе

-иногда заниматься с детьми

-достаточно занятий с воспитателями и логопедом.

Какую дополнительную помощь в работе с вашим ребенком Вы хотели бы получить?

Благодарим за сотрудничество.

                                  Список литературы

М.А. Поваляева «Справочник логопеда», Ростов – на Дону «Феникс»,2002г.

Л.Г.Парамонова «Логопедия для всех», М: ООО «Издательство АСТ, 2000г.

М.А.Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов», Ростов – на Дону «Феникс», 2002г.

В.О.Йощенко «Организация логопедической работы в ДОУ», ККИДППО г.Краснодар,  2007г.

Н.В.Нищева «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР», Детство Пресс, Санкт-Петербург, 2007г.

Г.В.Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М. АРКТИ, 2003г.

Н.А.Киселева «Методическое оснащение диагностической деятельности учителя-логопеда ДОУ», КГУ г.Краснодар, 2007г.

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"

В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и  родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме...

Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».

Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...