Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта
статья по теме

Романова Наталия Анатольевна

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребёнка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы. [3]

Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Романова Наталия Анатольевна – учитель-логопед ГБС(К)ОУ школы- интерната станицы Калининской

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребёнка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы. [3]

Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи.

Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщёнными) и грамматическими формами (сложноподчинёнными предложениями с придаточными цели, причины и др.). Наряду с речевыми нарушениями наблюдается общая моторная скованность, в том числе и недостаточная  координация мелкой моторики. [4]  

Таким образом, свою работу по коррекции нарушений речи направляю на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс я нацеливаю на формирование у своих учащихся мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей,  провожу частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Логопед коррекционной школы, как никто другой, находится в постоянном поиске новых форм работы.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и  школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. Инновационные формы работы многочисленны и разнообразны: арттерапия, музыкотерапия, пальчиковая азбука, песочная терапия, сказкотерапия, сказочная имидж-терапия, куклотерапия, игры с цветными крышками, мнемотехника, хромотерапия, коллаж и т.д. Время от времени в своей практике приходится обращаться к различным формам и приёмам, наиболее активно и эффективно использую сказкотерапию и песочную терапию.

Сказкотерапия обращается  к  детскому началу, присутствующем в каждом человеке. Метод характеризуется  эмоциональным интересом  ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. Применяемые приёмы сказкотерапии позволяют детям с нарушенным интеллектуальным развитием   получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи.

Полученный детьми опыт и накопленный в ходе занятий достаточный словарный запас обеспечивают понимание ими содержания сказок, стихотворений, арифметических задач, временных и пространственных представлений, позволяют проявлять себя в последующей самостоятельной игре. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, можно в наиболее приемлемой для ребёнка форме передавать ему знания и жизненный опыт, рассказать ему о событиях и законах окружающего мира, способствовать развитию коммуникативных речевых функций. [1]

Таким образом, через использование  сказки и игры с песком, я решаю образовательные и коррекционные задачи:

- формирование и развитие познавательных способностей детей, умения устанавливать простые  причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать  модели поведения в различных жизненных ситуациях;

- развитие всех сторон речевой функциональной системы в занимательной для ребёнка форме (коррекция звукопроизношения, формирование  навыка звуко-буквенного анализа слов, развитие фонематического слуха, формирование связной речи у детей, коррекция СНР);

- помощь в  усвоении социальных норм взаимоотношений в обществе;

- формирование умения разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Но это далеко не все  плюсы песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Учитывая, что у большинства детей с умственной отсталостью имеются выраженные нарушения двигательных функций, используем приём совместных действий. С помощью этого приёма ребёнку даётся возможность почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, создать кинестетический образ, сосредоточить на нём свое внимание.

Принципы:

- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

- «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т. д., что позволяет сформулировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строи речи.

Ожидаемые результаты:

- сформированность навыков правильного звукопроизношения,  звукового анализа и синтеза,  общения и взаимодействия в коллективе;

- развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой моторики рук;

- сформированность графических навыков;

- активизация словаря;

- развитие связной речи,  логического компонента мышления;

- расширение общей осведомленности.

Дети, обучающиеся в нашей школе, зачастую проживают и воспитываются  в неблагополучных семьях. Они лишены возможности  поиграть в песочнице, поехать на море. Многие из них впервые видят песок в школе, в специально оборудованной для занятий песочнице. Это, несомненно, всегда вызывает огромный восторг. В игровой форме с применением обучающих и коррекционных методов и приёмов мы продвигаемся к намеченной цели – правильной и красивой речи.

Учащиеся начальных классов в нашей школе, имеющие проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Они  обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают речевые барьеры.

Успешно применяю на практике серию игр «Песочная грамота». [2] В ходе игр  решается  одна из главных  задач  – развитие фонематического слуха. Именно это является основой правильного звукопроизношения и правописания. В играх «Песочной грамоты» звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. Дети хотят с ним познакомиться, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый мною материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах облегчают процесс узнавания звука в словах.

В дальнейшем я усложняю задачи, поставленные перед детьми, убираю интонационные  акценты и меняю сюжеты инструкций. Опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, дети готовятся к обучению чтению. Уже  к концу начальной школы  мои воспитанники  могут составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, вызывает неподдельный интерес.

Хотелось бы привести несколько примеров из собственной практики. Серёжа (1 кл.) с первичным диагнозом ДЦП,  гидроцефалия, эписиндром. Левая сторона тела практически не работает. При помощи правой руки кладёт левую руку на стол и опускает её. Первое занятие в песочнице. Ребёнок, забывая обо всём, поднимает обе руки и опускает их в песок. Подсознательно снимаются блоки, он как бы «забывает» о том, что левая рука не работает. Он пересыпает песок из руки в руку, закапывает руки, чертит круги, «ходит» пальчиками по песку, делает горку и ямку, при этом всё время говорит о своих ощущениях. Первое занятие уходит на знакомство с песком. Далее включается коррекционная работа. Вследствие своего диагноза, ребёнок не может держать в руках ручку и карандаш, поэтому «палочки», «крючочки», «кружочки» пишем ладошкой или пальчиком на песке. Затем «пишем» на песке уже палочкой, а потом постепенно, по мере усвоения и закрепления навыка, переносим упражнения на лист бумаги. Во многом именно благодаря песку и  сказочным приёмам работа по формированию учебной мотивации, правильной речи, развитию мелкой моторики продвигается успешно.

Занятие на тему «Дифференциация шипящих звуков со звуками сходными по образованию и введение их в разговорную речь».

На занятии присутствуют 2 учащихся 1 класса Кирилл  и Диана. Задание детям: выбрать из предложенных игрушек те, в названии которых есть шипящие звуки: «ш», «ж», «щ», «ч». Звуки у детей поставлены и автоматизированы. Выбрав игрушки, дети слушают наводящие вопросы логопеда и, играя в песочнице, сочиняют совместно сказку. Таким образом, на занятии дети не только обучаются дифференциации поставленных звуков, но и  составляют предложения, короткие рассказы. В течение всего занятия логопед записывает предложения детей, из которых впоследствии дети составят сказку. Продолжением занятия является домашнее задание: повторить сказку и нарисовать к ней рисунки. Цель: закрепление пройденного материала и развитие мелкой моторики рук.

Занятие на тему «Обогащение словаря пространственными наречиями (рядом, близко, слева, справа, сзади, впереди)».

На занятии присутствуют учащиеся 2 класса. Задание детям: посадить огород, слушая команды логопеда (логопед указывает место посадки, используя изучаемые пространственные наречия). Когда огород посажен, логопед предлагает детям рассказать, что и где растёт. Задание на дом: из предложенных логопедом геометрических форм сделать аппликацию любого овоща и рассказать о нём. Цель: развитие мелкой моторики и связной речи.

 Занятие по «Сказке о мягком знаке». (Автор учитель школы-интерната О.В.Шатохина). [5]

На занятии присутствуют учащиеся 1 класса. По сюжету сказки дети отыскивают в песочной пустыне жителей города букв – Азбуки, которые потерялись после урагана. Не могут найти мягкий знак, т.к. его унесло ураганом дальше всех. Поиски мягкого знака проходят в игре «Водители» (логопед даёт команды по направлению и количеству шагов). После нахождения мягкого знака дети подставляют его к разным буквам и называют полученный звук. Цель: изучение азбуки, дифференциация твёрдых и мягких звуков.

Вот только примерный и очень небольшой перечень игр, в которые можно поиграть на песке –   простые отпечатки пальцев, ладоней и игрушек, украшение их камешками, ракушками, бусинами, пуговицами и т.д. Это игры, отражающие эмоциональное состояние и создающие позитивный настрой «Мое настроение», «Моя семья», «Мои друзья» «Песочный круг»  и др.  

Затем подключаю  игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Через тактильные ощущения формирую  понятия: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое" и пр. Кинестетические ощущения формируются во время движения.  Можно поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (машинки, змейки, санки и др.), выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее предлагаю группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Помимо вышеизложенного песочницу я  использую для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"). Предварительно ребенку завязывают глаза.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д. Как уже было сказано ранее, слова на песке пишем печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

В моей работе  сказка и песок помогают в изучении таких сложных тем, как «Ударение», "Деление слов на слоги", "Мой город", «Сад-огород», «Дикие и домашние животные» и т.д. Этот список может быть бесконечным. Всё зависит от фантазии самого учителя-логопеда, да и дети очень хорошо помогают придумывать. Главное, что у них сохраняется  желание и живой интерес. А, значит, всё у нас получится!

Библиографический список:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006. 208 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб., институт специальной педагогики и психологии, 1998, 50 с.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 224 с.
  4. Логопедия:Учебник для студентов дефектологических факультетов  педагогических ВУЗов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998, 680 с.
  5. Авторские сказки психологов-психотерапевтов «Ожерелье сказок» - Славянск-на-Кубани: ООО фирма «АЛЕВ», 2013, 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

МАтериал будет полезен специалистам, воспитателям, родителям...

Использование Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок тера...

Буклет «Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей»

Хочу познакомить вас с приемом который использую в работе с детьми это - Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она обеспечивает развитие познавательной,...

Консультация для родителей. «Важность коррекции речевого развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальное нарушение)»

Хотелось бы несколько минут нашего общения посвятить важности коррекции речевого развития обучающихся.Многие взрослые часто рассуждают: «Зачем моему ребенку посещать коррекционные занятия учител...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...