Консультация для родителей. «Важность коррекции речевого развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальное нарушение)»
консультация

Детюхина Дарья Дмитриевна

Хотелось бы несколько минут нашего общения посвятить важности коррекции речевого развития обучающихся.

Многие взрослые часто рассуждают: «Зачем моему ребенку посещать коррекционные занятия учителя-логопеда, ведь он и так хорошо разговаривает, пусть занимаются с теми, кто не может правильно произносить звуки!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_moya_razrabotannaya.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Важность коррекции речевого развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальное нарушение)»

Хотелось бы несколько минут нашего общения посвятить важности коррекции речевого развития обучающихся.

Многие взрослые часто рассуждают: «Зачем моему ребенку посещать коррекционные занятия учителя-логопеда, ведь он и так хорошо разговаривает, пусть занимаются с теми, кто не может правильно произносить звуки!».

Да, хорошо, но это касается коррекции нарушения звукопроизношения, и с такими детьми уже проводится индивидуальная работа, которую Вы можете отметить по наличию тетрадей с домашними заданиями. Но это исправление даже не всей устной речи, а только ее части!!!

А если представить, что на постановку одного звука может уходить от нескольких месяцев до нескольких лет, в особо тяжелых случаях, когда имеются параличи, парезы, аномалии в строении артикуляционного аппарата, автоматизация звука растягивается на 1,5-3 года. Тогда как быть с письменной речью, ведь их компоненты взаимосвязаны. А у многих детей речь еще часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная (соответственно и пишут очень медленно), в других – ускоренная (пишут скоро, не думая), голос тихий, слабый, имеет назальный (носовой) оттенок или крикливый, резкий. Бывают случаи полного отсутствия голоса.

Проблемы устной речи отражаются на письме, когда дети путают буквы, сходные по звучанию, не могут определить границы слова, предложения, передать свои мысли понятно для окружающих или, наоборот, понять взрослых, потому что не разграничивают слова, произносимые ими, недостаточно точно и четко воспринимают их речь. Другими словами, когда Вы обращаетесь к своему ребенку с просьбой или просто что-то ему рассказываете, объясняете, он может совершенно Вас не понимать, или понимать сказанное лишь частично, искаженно.

Запас слов ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего мира, особенно названий отдельных частей предметов, не понимают время, дни недели, месяцы, времена года, путают пространственные понятия.

В связной речи пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, дети не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения, а к этому еще добавляются ошибки в подборе и образовании слов.

Все выше перечисленное вызывает затруднения при овладении русским языком (сочинения, изложения), чтением (пересказ, описание) и многими другими школьными предметами. Так проявляется системное недоразвитие речи (тяжелой, средней, легкой степени), о котором многие из Вас узнали из ознакомления с итогами логопедической диагностики.

Если обратить внимание на письменные работы (диктанты, списывания, выполнение упражнений, диктовки), то сразу бросается в глаза огромное количество орфографических (симптоматика дизорфографии) и специфических (дисграфия) ошибок, которые требуют немедленной проработки, иначе на их фоне могут возникнуть другие, более сложные. Все красным – красно!!!

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства обучающихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (нормализуется темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи никогда не достигают нормы, что вызовет затруднения в социализации, самостоятельной жизни обучающихся.

В нашей школе логопедические занятия посещают все обучающиеся. С ними проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия по коррекции всех имеющихся нарушений речи.

Содержание логопедических занятий включает следующие направления:

1.Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).

2.Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).

3.Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, вырезывание, штриховка и др.)

4.Развитие высших психических функций (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление).

5.Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков. Фонетическая ритмика.

6.Работа над слоговой структурой слова.

7.Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).

8.Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…).

9.Развитие связной речи (простые, распространенные, сложные предложения, пересказ, составление рассказов, работа с деформированным текстом…).

10.Развитие грамматического строя речи.

11.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения (дислексии) и письма (дисграфии, симптоматики дизорфографии).

12. С обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушения развития проводится работа по развитию графомоторных умений и другие.

Но, несмотря на весь спектр предложенных учителями-логопедами направлений работы, возникла сложность – низкая посещаемость обучающимися логопедических занятий (так как почти все обучающиеся заканчивают учебный день рано, а коррекционные занятия расположены в расписании, начиная с обеда и до 17.00), что негативно скажется не только на успешном осуществлении коррекции недостатков речи детей, но и овладении ими учебной деятельностью (снижение успеваемости).

Так что, уважаемые родители, выбор за Вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития 1-4 класс

Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм.  и доп., вступ.  в силу с 31.03.2015), на основании норма...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

мастер-класс Речевое развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях посредством развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».

Пространственная среда под необычным названием «Фиолетовый лес», автором которого является Вячеслав Воскобович, делает процесс обучения интересным и увлекательным....