мастер-класс Речевое развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях посредством развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».
материал

 Пространственная среда под необычным названием «Фиолетовый лес», автором которого является Вячеслав Воскобович, делает процесс обучения интересным и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_logoped_goda.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях посредством развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».

Я работаю в КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат

№ 5». Как правило, у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью низкая учебная мотивация.

Как сделать процесс обучения интересным и привлекательным?

В этом мне помогает использование на логопедических занятиях предметно -пространственной среды под необычным названием «Фиолетовый лес», автором которого является Вячеслав Воскобович. Все элементы «Фиолетового леса» выполнены  в радужных, необычных цветах (семь цветов радуги). Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира.

Образовательная среда «Фиолетовый лес» помогает развивать

-зрительное внимание, восприятие, крупную моторику;

-зрительно-пространственные представления;

-фонематический слух.

Также с помощью этого пособия на занятиях я провожу автоматизацию  звуков на уровне слогов, слов, словосочетаний, предложений, дифференциацию звуков, букв, звуковой, слоговой анализ и синтез. Образовательная среда помогает обогащать словарный  запас у обучающихся и развивать связную речь.

 Так как все пособие не представляется возможным сюда привезти, я представлю его на фото, а часть  покажу сегодня в работе. Все задания, которые вам буду представлены, можно использовать как для автоматизации звуков ш-ж, так  и для дифференциации звуков ш-ж на разных этапах работы.

А сейчас мы отправимся в сказочный лес.

Чтобы попасть в фиолетовый лес нужно закрыть глаза и произнести заклинание: «КОХЛЕ, ОХЛЕ, ЖЕЛЕ».

Открываем глаза. (СЛАЙД 1). Вы оказались в фиолетовом лесу. Посмотрите, как красиво. Неожиданно подул легкий  ветерок. Как дует ветерок? Возьмите со стола большой зеленый лист перед собой. Дуем так, чтобы щеки не надувались.  (Выполняем три раза). Положите лист обратно.  

Ветер в волшебном лесу звучит по-разному.

Послушайте: Ш –Ш-Ш- Ш-Ш. Когда услышите звук Ш, каждый  срывает по одному синему листу с дерева.  И кладете на стол. Вам нужно слушать меня внимательно. Б-Ш-Г-Ш.

А теперь ветер подул так: Ж-Ж-Ж- Ж, снимаете жёлтый лист с дерева, когда слышите звук Ж .  М-Ж-К-Ж.

В «Фиолетовом лесу» деревья растут не простые, а волшебные. Они помогут вам правильно формировать речь.

Тот, кто правильно за мной повторит цепочку слогов, срывает с дерева  красный лист и кладет перед собой на стол.  Начинаем с Маши.

ЖА-ША, повторяй … . ЖА-ША-ЖА, повторяй … ША-ЖА, повторяй… ША-ЖА-ША, повторяй …

Теперь срываете зеленые листья.  ЖИ-ШИ, повторяй...ЖИ-ШИ-ЖИ, повторяй…ШИ-ЖИ, повторяй…ШИ-ЖИ-ШИ, повторяй…

Молодцы!

На полянке два ежика. Это ежик какой? Большой. А это какой ежик? Маленький.

У ежей есть веселая чистоговорка, произнесем четко чистоговорку:

ЖА-ЖА-ЖА –есть ежонок у ежа.ЖИ-ЖИ-ЖИ- очень добрые ежи.

ЖУ-ЖУ-ЖУ- я с ежами дружу.

Молодцы!

Давайте поиграем с ежиками. Маленький ёжик любит играть маленькими желтыми листьями, а большой – большими желтыми листьями.  

После того, как вы правильно произнесете слово, прикрепляете на спину большого ежика большой  желтый лист, а на спину маленького ежика маленький желтый лист.

(Слова: желудь, жаба, журавль, жук ).

Молодцы!

В гости к ежику мышка прибежала.Ежик с  мышкой  играли и листочки собирали. А собирать они их будут в корзинки. Ежик в какую корзинку? Красную. И ежик будет собирать маленькие  красные листья в свою корзину, когда услышит слово со звуком Ж.

У Мышки  какая корзинка? Зеленая.  И мышка будет собирать маленькие зеленые листья в свою корзину, когда услышит слово со звуком Ш.

Прослушайте стихотворение.

Жили на опушке лесной

Ежик и мышка под старой сосной.

А теперь вместе со мной проговариваем и раскладываем листочки по корзинкам.

Сколько  листьев у ежа в корзинке? Два.Сколько листьев у мышки в корзинке? Два.

Получается поровну. Значит, мы задание выполнили правильно.

Молодцы!

Продолжаем путешествие. В нашем сказочном лесу живут разные животные.

Чтобы узнать, кого мы с вами встретили. Нужно  из звуков, которые я сейчас произнесу сложить слово.

Ж-А-Б-А.Какое слово получилось? Жаба.

Давайте определим, сколько слогов в слове жаба? Один-два.В слове жаба два слога.

Назовите первый звук? Ж. Это согласный или гласный?

Твердый или мягкий? Каким цветом его обозначаем?

Выберите синий лист и положите перед собой.

Назовите второй звук? А. Это гласный или согласный?

Каким цветом его обозначаем? Выберите красный лист, положите рядом с синим.

Назовите третий звук? Б. Это согласный или гласный?

Твердый или мягкий? Выберите синий лист, положите дальше на стол.

Назовите второй звук? А. Это гласный или согласный?

Каким цветом его обозначаем? Выберите красный лист и положите дальше на стол.

Сколько согласных звуков? Сколько  гласных звуков?

Сколько было слогов? Два.

Значит, задание выполнили верно.

Молодцы!

А теперь мы с вами будем сами создавать картину волшебного леса.

Это дерево растет в нашем волшебном лесу. Оно какое? Волшебное дерево. Прикрепите дерево на коврик с левой стороны.  

На этой ели много пушистых веток. Она какая?  Пушистая ель. Прикрепите ель на коврик с правой стороны.

А этот цветок желтого цвета. Он какой? Желтый цветок. Расположите цветок на ковре в левом нижнем углу.

А теперь  пора отдохнуть и поиграть с ежиком и мышкой в прятки на сказочной полянке.

Закрывайте глаза, мышка и ежик будут прятаться. Вам нужно их найти и сказать, где они спрятались.   Отвечать нужно полными предложениями.

(Мышка спряталась под  волшебным деревом, ежик  спрятался за пушистой елкой,  мышка  спряталась между деревьями, ежик  спрятался за желтым цветком цветком.)

Рефлексия «Радужные листочки»

На этом наше путешествие подходит к концу. Я бы хотела поблагодарить вас всех за работу.  Все молодцы.

И получаете от меня золотые плоды с волшебного дерева. А теперь переверните плоды,  на каждом из них предложение, его нужно продолжить.  

На мастер-классе интересным  для меня было….

На мастер-классе я задумался….

С мастер-класса я уношу с собой

На мастер-классе самым полезным было….

В итоге мне хотелось бы сказать, что помощью предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» процесс обучения проходит гладко и легко. Пособие является универсальным, и я думаю, что  вы тоже будете его использовать в своей работе эффективно и результативно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Консультация для родителей. «Важность коррекции речевого развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальное нарушение)»

Хотелось бы несколько минут нашего общения посвятить важности коррекции речевого развития обучающихся.Многие взрослые часто рассуждают: «Зачем моему ребенку посещать коррекционные занятия учител...