Главные вкладки

    Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
    опыты и эксперименты по теме

    Васькова Инесса Павловна

       Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми логопункта и детьми комбинированной группы. Я считаю, что в настоящее время педагоги просто не могут не использовать в своей ежедневной работе здоровьесберегающие технологии. У учителей-логопедов одной из таких технологий является логопедический массаж.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_na_rayon_po_massazhu_2015_god.doc133 КБ

    Предварительный просмотр:

    Васькова

    Инесса

    Павловна

    Учитель-логопед МБДОУ №14  г.Киржача  Владимирской обл.

    Образование высшее педагогическое

    Категория вторая квалификационная

    Педагогический стаж 23 года, стаж в должности 4 года.

    Обобщение опыта работы

    Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

    Содержание:

    • Условия возникновения, становления опыта (стр.2).
    • Актуальность и перспективность опыта (стр 2-4).
    • Ведущая педагогическая идея (стр.4).
    • Теоретическая база опыта (стр 4-5).
    • Новизна опыта (стр.5-6).
    • Технология опыта (стр.6-14).
    • Результативность.(14).
    • Адресная направленность.(14).
    • Список использованной литературы (14-15)

      Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщён-ную систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми логопункта и детьми комбинированной группы. Я считаю, что в настоящее время педагоги просто не могут не исполь-зовать в своей ежедневной работе здоровьесберегающие технологии. У учителей-логопедов одной из таких технологий является логопедический массаж.

                                                       

      Массаж артикуляционного аппарата и  

                                                                            артикуляционные упражнения не только

                                                                         улучшают двигательную функцию от-

                                                                           стающих систем мозга, но и вовлекают в    

                                                                           работу близлежащие мозговые системы.  

                                                                                                                       М. Е. Хватцев.

    Условия возникновения и становления опыта.

       Я работаю учителем-логопедом на логопункте сравнительно недавно, но с самого начала своего творческого пути в этой интереснейшей и очень полезной профессии я искала технологии, с помощью которых можно ускорить процесс коррекционной работы, а именно, быстрее поставить звуки, автоматизировать их и ввести в спонтанную речь. Конечно, все логопедические технологии: и артику-ляционная гимнастика, и пальчиковая гимнастика, и дыхательные техники и многие другие  актуальны и эффективны. Но бывают ситуации, когда ребёнок на занятии с логопедом старается, практически всё выполняет, а эффективность от занятий низкая. Получается, что не всё зависит от ребёнка и его желания и стараний. Что-то ещё тормозит коррекционный процесс и не даёт логопеду добиться стойкой положительной динамики. В логопедические занятия с детьми я всегда включала элементы массажа: это был и самомассаж лица и ручек, и массаж ладошек, и  технологии  образовательной кинессиологии, упражнения которой  включают в себя элементы самомассажа, и занятия на «ленивой восьмёрке» (большой массажный комплекс – моя авторская разработка для массажа стоп и ладошек). Эти  приёмы  в комплексном воздействии на речевую патологию эффективны в большинстве случаев. Но, например, при стертой дизартрии, а такие дети на логопункте не редкость, необходимо более глубокое воздействие на причину речевого нарушения. Под этим воздействием я имею ввиду логопедичес-кий массаж, который позволяет скорректировать, а в большинстве случаев  и нормализовать мышечный тонус у детей с дизартрическими и многими другими речевыми нарушениями.

      Чтобы применять на практике эту современную эффективную технологию, я прошла курсы логопедического массажа в Москве, в центре «Логопед мастер», у известного опытного логопеда Томилиной С.М. и получила сертификаты.

       В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа. В сложных случаях, где выявляются дизартрические нарушения, заикание, провожу полный курс логопедического массажа, сама выстраиваю массажные программы с учётом особенностей анатомии и физиологии мышц речевого аппарата. Знакомлю родителей с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях. Данная методика оказалась очень эффективной. Намного быстрее ставятся звуки и происходит их автоматизация и дальнейшее введение в спонтанную речь.

    Актуальность и перспективность опыта.

      Актуальность данного опыта вызвана тем, что в последние годы отмечается неуклонный рост количества детей с  проблемами речи и недоразвитием психи-ческих процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

      Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

       В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных, например, логопедического массажа.

        Нетрадиционные методы помогают более глубокой  (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка, можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

         Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекцион-но-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма — соматическое состояние.

        Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка.

       Долгие годы практической работы специалистов показали, что использование различных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений (в частности, вследствие дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых зон, и афазии, вследствие локальных поражений головного мозга) значительно повышает ее эффективность. Наша цель как логопедов — максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

       Тем же детям-логопатам, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

       В нашем детском саду в плане коррекционно-развивающей работы с детьми всеми специалистами решаются следующие задачи:

    • Своевременно организовывать и проводить комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического, педагогического, клинического обследования.
    • Оптимизировать образовательные программы в соответствии с готовностью ребенка к обучению и в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптации к ближайшему его окружению.
    • Создавать условия для внедрения   в образовательное пространство ДОУ здоровьесберегающих технологий, современных актуальных коррекцион-ных логотехнологий (логопедического массажа, интерактивных игр), диагностического инструментария, приёмов,  игр и упражнений образовательной кинессиологии.
    • Выявлять резервные возможности детей и создавать условия для их дальнейшего развития.

    Эти задачи, в данном случае по внедрению в образовательное пространство ДОУ здоровьесберегающих коррекционных логотехнологий, одной из которых и является логопедический массаж, я успешно решаю с детьми логопункта и созданной в этом учебном году комбинированной группы.

    Ведущая педагогическая идея.

          Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в том, что нарушенный мышечный тонус, который тормозит или не даёт идти полным ходом коррекционной работе по устранению речевых нарушений, можно нормализовать или хотя бы приблизить к норме, активно используя на занятиях с ребёнком-логопатом логопедический массаж.

         Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздейст-вия на организм путем трения, давления, вибрации, поглаживания, проводимых непосредственно на поверхности тела человека руками массажиста.

       Выполнять массажные манипуляции, по мнению многих специалистов в этой области — это дар божий. В.И. Васичкин — автор книг, справочников, учебных пособий и методик лечебного массажа при различных патологиях, сравнивая за многолетнюю практику обучения желающих научиться массажу отмечает, что не всем дано природой заниматься столь трудным делом.

       Массаж может быть общим и местным. Логопедический массаж относится к местному массажу, так как локализуется в области артикуляционного аппарата, расположенного в ротовой области человека.

    Теоретическая база опыта.

       Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Его роль в преодолении разного рода расстройств доказана многовековой практикой. Теоретической предпосылкой для применения массажа служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др.

    И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии.

      Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.

      Массаж органов артикуляции способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сок-ратительную способность, повышает обмен веществ.

       Процесс речеобразования обеспечивается благодаря согласованной работе многочисленных нервных центров и структур, которые образуют иерархически организованную систему, управляющую органами артикуляции. Нарушение работы любого звена этой системы или органов артикуляции, вызванное врожден-ным недоразвитием, повреждением в результате заболевания или травмы, приво-дит к нарушению деятельности системы в целом. Как известно, одним из основ-ных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке, которая ослабляется с возрастом. Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляторные движения.

    Следует учесть, что логопедический массаж, являясь очень действенным мето-дом, вместе с тем не может быть универсальным методом преодоления артикуля-торных нарушений. По мнению большинства ведущих специалистов в области массажа, он должен входить в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений, которая, в сущности, предполагает использование разнообразных дидактических логопедических методов: показ правильной арти-куляции звуков и воспроизведение её по подражанию; опора на сохранные звуки, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастики; механическое воз-действие на органы артикуляции; развитие фонематического анализа и синтеза.

    Педагоги зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуются психическими, физиологическими, речевыми возможностями ре-бёнка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе.

      Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез поможет тесная связь со смежными науками, то есть интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи не результативны. На помощь приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на учении о компенсаторных возможностях ребенка.

      Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе к логокоррекционной работе нервная система таких детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утрачен-ные функции.

    Новизна опыта.

       Ни для кого не секрет, что нарушение речи в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем в педагогике, поэтому раннее выявление предрасполагающих факторов, ранняя диагностика и своевременная коррекция необходимы и актуальны.

       С учетом изученной специальной литературы, курсов по логопедическому массажу и уже имеющемуся на данный момент  собственному опыту работы, я пришла к выводу, что дети с  речевой патологией особенно нуждаются в проведе-нии логопедического массажа. Выработанная  мною комплексная система работы оказалась оптимальной, адекватной, результативной, о чем свидетельствуют результаты коррекционно-развивающей работы. В индивидуальные перспектив-ные планы работы с детьми-логопатами я включаю элементы (массаж языка, лица, ладоней, самомассаж лица, кистей рук или стоп, в том числе при применении упражнений образовательной кинессиологии) или полный курс логопедического массажа. Активно привлекаю родителей и обучаю их этой  технологии, так как без их помощи эффект от массажа будет минимальный, ведь индивидуальные занятия на логопункте проводятся с периодичностью 1-3 раза в неделю, а  чтобы по-настоящему получить пользу от курса логопедического массажа, сеансы должны проводиться каждый день, через день или через два дня, что не представляется возможным в условиях логопункта.

    Технология опыта.

    Постановка целей и задач.

       В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

       Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способст-вует коррекции произносительной стороны речи.

       Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.

      Целью логопедического массажа при устранении речевых нарушений является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

    Основными задачами логопедического массажа при коррекции произноситель-ной стороны речи при  является:

    – нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

    – устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

    – стимуляция положительных кинестезий;

    – улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

    – увеличение силы мышечных сокращений;

    – активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

    Содержание деятельности.

    Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией, после чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Логопеду следует определить состояние мышц:

    верхней половины туловища,

    шеи,

    мимических,

    артикуляционных.

        Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

    Характеристика состояния мышечного тонуса

    в артикуляционном аппарате

    Состо-яние мышеч-ного тонуса

    Мышцы

    Дополни-тельная симптоматика

    языка

    губ

    жевательные

    мягкого нёба

    мимичес-кие

    Повы-шен резко

    Язык напряжен, оттянут кзади, положение в рото-вой полости «ком-ком». Кончик языка не выражен. Все движения резко ограничены. Выполнение артикуляторных поз невозможно

    Спастически напряжены, плотно сомкнуты. Выполнение произвольных движений затруднено

    Напряжены, удержание позы открыто-го рта значи-тельно зат-руднено

    Мягкое нёбо сокращено, маленький язычок подтянут кверху. Мягкое нёбо резко реагирует на попытку прикос-новения к нему шпателем. Рвотный рефлекс резко повышен. Возможна назализация

    Лицо напря-жено и гипоми-мично

    Незначи-тельная салива-ция при нагрузке

    Повы-шен нерезко

    В ротовой полости язык беспокоен, могут отмечаться гипер-кинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта уде-ржание языка затруднено, он толчкообразно ухо-дит внутрь, в полость рта.

    Выполнение произвольных движений может быть затруднено

    Напряжены, удержание позы широко открытого рта затруднено

    Повышен рвотный рефлекс

    Мимика бедная

    -

     

    Пони-жен резко

    Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, тонкий, бледный, может быть исчерчен белыми полосками в связи с атрофией некоторых мышечных волокон. Движения резко ограничены, арти-куляционные позы не удерживает

    Губы истончены, углы рта опущены, нередко асим-метричны, нет полного смыка-ния губ. Отсутствуют артикуляционные движения

    Рот постоянно приоткрыт за счет пораже-ния жеватель-ных мышц. Жевание твердой пищи затруднено

    Мягкое нёбо провисает, маленький язычок может касаться корня языка. В речи выраженная назализация. Во время еды и питья характерно поперхивание

    Лицо амимично, слегка одутловато

    Выражен-ная гиперса-ливация

    Пони-жен нерез-ко

    Язык малопод-вижный. Наблюда-ется вялость движений, снижены сила, точность движений, повы-шена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы

    Губы вялые, наблюдаются трудности выпол-нения таких арти-куляционных проб, как «трубочка», «поцелуй», «улыбка»

    Жевание и откусывание твердой пищи могут быть затруднены

    Малая активность мягкого нёба, возможна назализация

    Мимика вялая

    Гиперса-ливация при нагрузке и во время речи

    Неоднородное распре-деление мышечного тонуса

    Мышцы языка могут быть поражены в разной степени в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пони-женного тонуса. Эта разница особенно четко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперед он может отклоняться в сторону. Отклоне-ние происходит всегда в более пораженную сторону за счет преобладания активных движений мышц на здоровой стороне языка

    При поражении круговой мышцы рта с одной сторо-ны угол рта мо-жет быть слегка опущен (пони-жение тонуса), что особенно заметно при выполнении пробы «улыбка». Отмечаются труд-ности удержания позы на поражен-ной стороне. Часто наблюдает-ся сглаженность носогубной складки на той же стороне

    При пораже-нии (пониже-нии тонуса) жевательных мышц с одной стороны открывание рта вызывает отклонение челюсти в пораженную сторону за счет более активных движений на здоровой стороне

    При односторон-нем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) малень-кий язычок отклоняется в сторону более сокращенных мышц, т.е. в здоровую сторону

    Наблюда-ется асим-метрия в выполне-нии мими-ческих движений

    Возмож-на гипер-салива-ция при нагрузке и во время речи

        Если логопед обнаружил у ребёнка признаки нарушения мышечного тонуса, желательно в подготовительный этап коррекционной работы включить элементы логопедического массажа. Если  тонус резко понижен (гипотонус) или же резко повышен (гипертонус), то желательно провести один или два-три курса логопедического массажа. Обычно это необходимо при различных формах дизартрии (на логопункте это обычно дети со стёртой формой), причём более чем в 90% случаев необходим расслабляющий массаж (так как тонус повышен), и только менее 10% детей при дизартриях будут нуждаться в активизирующем массаже. На основании результатов предварительной диагностики логопед должен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.

    Обязательное условие проведения полного курса массажа –это рекомендации педиатра или невропатолога, а так же согласие родителей.

        Сперва проводится беседа с мамой, выясняется, нет ли у ребёнка эпилепсии. Даже единичный случай судорог в анамнезе ребёнка уже будет противопоказа-нием к проведению логопедического массажа (особенно активизирующего). Далее обговаривается время и продолжительность сеансов в детском саду. На нескольких сеансах массажа мама или другой близкий член семьи должны обязательно присутствовать, так как необходимо  будет проводить сеансы ребёнку так же и в домашних условиях одному из родителей. Это необходимо, так как сеансы проводятся с периодичность каждый день, через день или, в крайнем случае, через два дня. В условиях логопункта такой график невозможен, и здесь помощь родителей крайне необходима. Присутствуя на сеансе массажа, мама ребёнка может всё записать даже на видео носители, задать вопросы, применить приёмы массажа на ребёнке в присутствии логопеда и затем продуктивно поработать дома.

      Обычно на курс массажа отводится 10 процедур (сеансов). Если требуется повторный курс, то перерыв между ними может быть от 2-ух недель до 2-ух месяцев. Перерыв необходим для того, чтобы мышцы отдохнули, а так же увидеть действие от первого курса. Возможно, что в повторном курсе не будет необходимости. Продолжительность процедуры зависит от этапа, тяжести, психических особенностей ребёнка. Например, расслабляющий массаж менее 15 минут неэффективен, максимум 30 минут, но на первые сеансы можно отвести 5-7 минут. До трёх лет можно делать только общий массаж с зоной акцента на поражённом участке. Зондовое воздействие на боковых краях языка возможно только после 4-ёх лет.

    Противопоказания к назначению массажа:                                      Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хрони-ческие заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий, кариозные зубы, болезни крови и сосудов, онкология, эписиндром в анамнезе.                                                    Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропато-лога или педиатра об отсутствии противопоказаний.

    Условия проведения логопедического массажа:                                        Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом, освещённом и хорошо проветренном помещении. В идеале это кушетка, но можно проводить массаж сидя на стуле со спинкой. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

    Подготовка к массажу

    Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

    1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

    2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

    3) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта, лучше виниловые, на них у детей не бывает аллергии)),

    4) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

    5) защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).,

    6) чистый х/б носовой платок (проглаженный с двух сторон утюгом,  приносит сам ребёнок в чистом пакетике) – при массаже языка. Просто в перчатках язык бу-дет выскальзывать из рук логопеда, да и у малыша будут неприятные ощущения.

        Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда – чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко силиинными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки при проведении активизирующего массажа можно слегка смазать детским маслом или, при расслабляющем массаже, использовать детскую при-сыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки (х/б платочек). Музыку во время сеанса лучше не включать, особенно с ручейками и птичками (музыка допустима только в расслабляющем массаже).

    Формы и методы воспитательно-образовательной работы.

      А теперь рассмотрим более подробно процедуру логопедического ручного массажа, который я активно внедряю в свою коррекционную работу с детьми в ДОУ и он приносит весьма ощутимый эффект.

    Слои, которым адресованы  массажные движения:

    1. Кожа.
    2. Подкожно-жировая клетчатка.
    3. Мышцы (фасции).
    4. Кости.

    Основные приёмы массажа:

    1.Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

    2. Растирание.

    3. Разминание.

    4. Вибрация.

    5. Ударные техники.

    6. Плотное нажатие.

    1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая проце-дура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усили-вается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

       В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

    A. Поверхностное поглаживание.

    Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

      Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.

    Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

    Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздейст-вие на центральную нервную систему.

    Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

    B. Граблеобразное поглаживание.

    Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

      Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

    2. Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

      Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

    3. Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

      Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

    4. Вибрация и ударные техники. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Ударные техники (пунктирование, пальцевый душ) применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

       Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Ударные техники производятся кончиками указательного, среднего и безымянного пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или пальцами попеременно.

    5. Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

    * * *

    Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

    При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

    При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

    Массаж часто сочетается с приемами пассивной (при гипотонусе) или активной гимнастики, самомассажем.

    Организация воспитательно-образовательного процесса.

       В своей работе я применяю в основном ручной массаж, или редко смешанный.

    В начале года на каждого ребёнка разрабатываю индивидуальный план коррекционной работы, в который обязательно включаю элементы или полный курс логопедического массажа. Так же обучаю детей самомассажу кистей рук, ушек, лобика, щёчек. Для этого используются массажные мячики, суджоки, шестигранные карандаши, шишки, специальные массажёры для массажа ладошек. Эффективно использую здоровьесберегающие технологии, в частности, ленивую восьмёрку (авторская разработка) для массажа стоп и ладошек. Очень нравится детям сухой бассейн –это ёмкость, наполненная фасолью, белой и красной. Туда можно опускать ручки и перебирать фасолинки, можно разделять фасоль по цвету. Дополнительно в ёмкость с фасолью помещаются разные мелкие предметы, например из «киндер сюрпризов».

    Можно усложнить задание – закрытыми глазами ребёнок ищет предмет и по форме пытается угадать. Эти игры можно использовать не только с целью массажа кистей рук, но и развития познавательных процессов, расширения словарного запаса. Так же очень нравится детям насыпанная на дно широкой ёмкости манка – на ней можно рисовать буквы, геометрические фигуры и небольшие предметы, что тоже является элементами массажа ладошек, пальчиков, и даже снижает уровень тревожности (снижает мышечный тонус).

    Великолепным массажем пальцев являются игры с прищепками, здесь кроме воздействия прищепками на кожу, можно проработать числительные (первый пальчик, второй пальчик и т.д.) и восприятие цвета.

    Связь полученных результатов.

       Внедрение в коррекционный процесс различных видов логопедического массажа позволяет сократить сроки постановки и автоматизации звуков, а так же их введения в спонтанную речь. Например, в 2014-2015 учебном году применение массажа позволило провести дополнительный набор троих детей на логопункт с января месяца.

    Результативность.

    1.  Таким образом,  применение элементов и курсов логопедического массажа нормализует мышечный тонус, что, в свою очередь, уменьшает количество времени, которое обычно затрачивается на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, а так же их введение в спонтанную речь ребёнка.  Увеличился охват  детей по оказанию коррекционной помощи на логопункте в 2014-2015 учебном году на 33% по сравнению с 2012-2013 учебным годом, а это демонстрирует  устойчивую положительную динамику , что, в свою очередь, подтверждает эффективность использования данной методики в логопедической практике.

    2.  Так же у детей, которым проводились сеансы логопедического массажа, снизилась тревожность и мышечные зажимы на 90%.

       Все дети логопункта обучаются в массовых (общеобразовательных) школах с хорошей речью и выполняют требования программы.

      На район мною представлены следующие материалы:

    • Круглый стол. Тема выступления: «Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».
    • Мастер класс: «Логопедический массаж: теоретическая основа». На этом мероприятии я давала теоретические основы логопедического массажа и показывала практический сеанс расслабляющего массажа на партнёре.      После моих районных выступлений два учителя-логопеда, заинтересовав-шись методикой массажа, прошли специализированные курсы.
    • По теме логопедического массажа имею свидетельства образовательного портала «Продлёнка».

    Адресная направленность.

      Данный опыт может быть использован в условиях логопунктов, логопедических и комбинированных групп ДОУ и СОШ (где есть логопедическая служба) преимущественно в тех случаях, когда у детей наблюдается нарушение мышечного тонуса. Элементы логопедического массажа логопеды могут включать в индивидуальные и подгрупповые занятия. Однако, для проведения полных курсов расслабляющего, активизирующего или гармонизирующего массажа желательно пройти специальные курсы и получить сертификат.

    Список использованной литературы.

    1.  Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    2. Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников.-  М.: Издательство "Гном и Д", 2001.

    3. Гревцева Е. В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств. -  СПб.: Петрополис, 2001.

    4. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

    Логопедический массаж. – СПб.: Детство-пресс, 2008.

    5. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии - М.: Астрель, 2008.

    6. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.:  Астрель, 2008.

    7. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопро-изношением. — М.: Айрис-пресс, 2010.

    8. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нару-шений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008.

    9. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.: Сатис, 1995.

    10. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. – М.: Гном и Д, 2000.

    11. Воробьёва Т.В., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: КАРО, 2003.

    12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Акад. пед. наук, 1961.

    13. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношении: Комплексная методика артикуляционных расстройств. – СПБ.: Литера, 2009.

    14. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Литера,2005.

    15. Мастюкова Е.М, Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.

    16. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПБ.: Литера, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

    Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

    Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

    Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

    Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

    Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

    Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

    Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...

    Обобщение опыта работы по теме: "Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности"

            Задача школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефек...


     

    Комментарии

    Васькова Инесса Павловна

    Приложение к опыту работы: скачать методические материалы http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/05/19/prilozhenie_k_opytu_ra...
    скачать презентацию http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/05/19/prezentatsiya_logopedi...