Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  •  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

и презентация комплекта интеллект-карт, созданных с помощью программы ConceptDrawMINDMAP

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Obobshchenie_opyta_raboty.zip2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Горовая Татьяна Петровна,                                                                 МОУ «СОШ №14», г. Новокузнецк,                                                учитель русского языка и литературы

Обобщение опыта работы по теме                                                               «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»

Слайд № 1.

В связи с введением в 2009 году обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя-словесника усложняется. С одной         стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер  определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».

А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Посетив в декабре 2009 года курсы Елены Александровны, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность  применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности.

Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их  мыслительные и творческие способности.   Поэтому они являются  важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти,  мышления, речи. Изучив и обобщив исследования Елены Александровны, я занялась вплотную подготовкой методического пособия по применению данного метода на уроках русского языка. В  его подготовке мне помогали  мои ученики.

Для более эффективного применения данного метода обучения мы следовали трём принципам:

«Принимай»

«Применяй»

«Приспосабливай»

Сначала учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

Слайд № 2. В первую очередь их привлекли следующие свойства интеллект-карт:

  1. Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  2. Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  4. Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  5. Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  6. Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

А также учащиеся увидели преимущества интеллект-карт перед другими методами:

Пишем: 

  1. с удовольствием
  2. быстро
  3. мало

Видим: 

  1. взаимосвязи
  2. структуру изложения материала
  3. логику

Развиваем: 

  1. мышление
  2. память
  3. воображение

Задействуем: 

  1. весь потенциал
  2. творчество

Запоминаем: 

  1. сразу
  2. много
  3. качественно

Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили более 70 интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка («Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Речь», «Культура речи»), которые представляют собой электронное приложение к созданному мною методическому пособию. Структура и содержание приложения соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ и  позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.

Слайды № 3 -12

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

  1. отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
  2. позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время
  3. приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти  значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
  4. практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и  как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении,  при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании  статей, параграфов, разделов  учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы  по подготовке к ЕГЭ
  1. электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы  

Слайд № 13

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление материала
  3. обобщение материала 
  4.  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  5. подготовка проекта, презентации
  6. аннотирование
  7. конспектирование

Опыт работы по применению  метода интеллект-карт на уроках русского языка был представлен мною:

  1. на районном семинаре «Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010г)
  2. на XI городских Днях науки «Инновационная практика: вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010 г.)
  3. на региональном семинаре «Формирование компетенций обучающихся по русскому языку и литературе» (2010г.)
  4. на муниципальном этапе областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»

Слайд № 14. Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

  1. адаптироваться к условиям ЕГЭ
  2. задействовать оба полушария головного мозга
  3. повышать работоспособность
  1. формировать общеучебные умения и навыки
  2. осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
  3. улучшать все виды памяти
  4. развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  5. формировать  орфографические и пунктуационные навыки
  6. обогащать словарный запас
  7. а главное - повышать результативность (средний балл на ЕГЭ по русскому языку моих учащихся составил 66, средний балл на ГИА – 32 балла)

Слайд № 15. Данный метод дает возможность учителю:

  1. повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
  2. развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  3. активизировать деятельность
  4. выявлять  причины когнитивных затруднений
  5. корректировать знания  учащихся

Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования:

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно -  создавать интеллект-карты».


Библиографический список:

1. Бьюзен Б., Бьюзен Т.  Супермышление [Текст]:  – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

2. Бьюзен Т. Суперпамять [Текст]:  – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]:   – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода»

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевыхкомпетентностей на уроках иностранного языка в условияхперсонифицированного подхода»...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка».

Концепция модернизации российского образования  так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предпри...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Обобщение опыта на тему: "Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциации"

В работе представлены основные виды работы на уроках русского языка по формированию орфографических навыков, посредством уровневое дифференциации....

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ГИА на уроках английского языка"

Подготовка учащихся к ГИА - один из наиболее сложных и трудоемких моментов в процессе преподавания иностранного языка в школе. Как сделать этот процесс более понятным ребенку и создать в дальнейшем си...