Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")
статья

Стратий Елена Николаевна

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_eor.ppt341 КБ
Microsoft Office document icon eor_na_urokah_russkogo_yazyka.doc1.4 МБ
Office presentation icon vse_v_nashih_rukah.ppt297.5 КБ
Microsoft Office document icon master-klass_0.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление педагогического опыта работы по теме: «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)». Учитель русского языка и литературы МКОУ Каменская СОШ Стратий Елена Николаевна

Слайд 2

Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. Дж. Дью

Слайд 3

ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – разнообразные информационные ресурсы, предназначенные для использования в учебном процессе, представленные в электронном виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Слайд 4

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР, ЕК) http://school-collection.edu.ru/

Слайд 5

Три типа электронных учебных модулей: модуль получения информации (И-тип); модуль практических занятий (П-тип); модуль контроля (К-тип).

Слайд 6

Модели уроков с использованием ЭОР: компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран; один ученик – один компьютер.

Слайд 7

Ресурсы ЭОР: мультимедиа урок (виртуальный урок); интерактивные иллюстрации; анимации ; интерактивные схемы; интерактивные таблицы; интерактивные тексты; электронные задания и тесты.

Слайд 8

Визуальная информация (иллюстрации, наглядный материал) Интерактивный демонстрацион-ный материал (упражнения, схемы,таблицы) Самостоятель-ная поисковая, творческая работа учащихся Контроль за умениями, навыками учащихся Тренажер Основные направления использования ЭОР на уроках русского языка

Слайд 9

Что нового дают ЭОР учащ им ся? Эффективный помощник качественного усвоения учебного материала. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Формирование умений учебной и исследовательской деятельности. Формирование умений проведения собственной аттестации знаний, умений и навыков. Развитие наглядно-образного логического мышления.

Слайд 10

Что нового дают ЭОР уч ителю ? Эффективное средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка. Включение учащегося в процесс активного познания. Организация более интересного, разнообразного, интенсивного процесса обучения. Организация дифференцированной проверки сформированности знаний, умений и навыков. Реализация личностного подхода в обучении.

Слайд 11

Уровень мотивации учащихся на уроках русского языка


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всё в наших руках… Мастер-класс учителя русского языка и литературы МКОУ Каменская СОШ Стратий Е. Н.

Слайд 2

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – разнообразные информационные ресурсы, предназначенные для использования в учебном процессе, представленные в электронном виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Слайд 3

Задачи мастер-класса: сформировать более полное представление об ЭОР; получить практические навыки работы с ЭОР; выявить связь между типами ЭОР и результатами учебной деятельности.

Слайд 4

ЭОР Эффективный помощник качественного усвоения учебного материала. Средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка.

Слайд 5

«Речевой этикет в ситуациях и заданиях»

Слайд 6

О, речевая культура! Гимн тебе пою! Тебя повсюду в мире узнаю: Ты в телефонном разговоре, в поздравлении, В знакомстве, просьбе, извинении, А еще приветствие, согласие, отказ, И благодарность будет в самый раз. А чтобы лучше нам тебя понять – ЭОРы будем мы использовать!

Слайд 7

Задание: просмотреть электронный учебный модуль по каждому этапу, сделать вывод об эффективности его применения.

Слайд 8

Объяснение нового материала. Виртуальный урок. Модуль информационного типа.

Слайд 9

Закрепление полученных сведений. Модуль практического типа.

Слайд 10

Проверка усвоения материала. Модуль контрольного типа.

Слайд 11

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику». Л.Н.Толстой

Слайд 12

1 группа. Введение в тему. Модуль «Виртуальный урок».

Слайд 13

2 группа. Закрепление. Модуль «Закрепление».

Слайд 14

3 группа. Проверка. Модуль «Тест по теме».

Слайд 15

УЧИТЕЛЬ Актуальность Целесообразность Профессионализм Повышение мотивации КАЧЕСТВО Экономичность Активность Интерес Наглядность Эффективность Самостоятельность УЧЕНИК

Слайд 16

В этом зале собрались мы сегодня все не зря, Значит, не стоим на месте, значит, мы – учителя. Если сами мы стремимся, новое мы познаем, Значит, все у нас получится, И к результату мы придем. А без новых технологий нам сейчас не обойтись. ЭОР расширит урока возможности, И не бойтесь, коллеги, сложностей. Я вижу интерес в ваших глазах, Помните: все в наших руках…

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Все в наших руках…».

Цель: способствовать повышению мотивации педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов.

Задачи:

  • сформировать у участников мастер-класса более полное представление об ЭОР;
  • получить практические навыки работы с ЭОР;
  • выявить связь между типами ЭОР и результатами учебной деятельности.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат теоретические и практические навыки работы с ЭОР.

I. Подготовительно-организационный этап.

Приветствие.

– Поднимите, пожалуйста, руку те, кто, обучаясь в школе, любил уроки русского языка?

Ни для кого не секрет, что одним из трудных предметом в школе ученики считают русский язык, а любимым – очень немногие. Да и нам, учителям, приходится порой испытывать неудовлетворённость преподаванием своего предмета.

Конечно, русский язык – сложный школьный предмет, и первостепенной задачей учителя-словесника является воспитание любви к языку, т.е. воспитание интереса к его глубокому изучению. В связи с этим я хотела бы вспомнить известную притчу о двух мудрецах, один из которых на вопрос другого ответил: «Всё в твоих руках…».

Действительно, уважаемые коллеги, всё в наших руках, чтобы заинтересовать детей изучением русского языка. Какие приёмы и методы использовать на уроке, как найти подход к каждому ребёнку, раскрыть заложенные в нём возможности, как активизировать деятельность учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным? Думаю, я нашла ответ на эти вопросы, начав применять в своей работе электронные образовательные ресурсы.

– Скажите, пожалуйста, кто знаком с электронными образовательными ресурсами?

– Поэтому задачи сегодняшнего мастер-класса будут следующие:

  • сформировать более полное представление об ЭОР;
  • получить практические навыки работы с ЭОР;
  • выявить связь между типами ЭОР и результатами учебной деятельности.

II. Представление системы учебных занятий.

Познакомившись с методикой проведения уроков с использованием ЭОР, я поняла,

что эти ресурсы – эффективные помощники качественного усвоения учебного материала, а также средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка.

Их можно использовать на любом этапе урока: при объяснении нового материала и постановке проблемного вопроса, при закреплении, отрабатывая необходимый материал, и, наконец, при оценивании полученных учащимися знаний, умений и навыков. Для этого необходим хотя бы один компьютер на класс.

Подготовка к уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

III. Проведение имитационной игры.

И сейчас я предлагаю смоделировать ситуацию, когда учитель, которому нужно провести урок речевого этикета встает перед проблемой, какие материалы для этого урока приготовить. Это тема небольшая, очень компактная, но нужная и интересная. В рамках «Культуры речи» она хорошо встраивается в учебный процесс.

– Скажите,  пожалуйста, как преподается эта тема в традиционной методике?

Действительно, материалы у нас, в основном, печатные, это диалоги на бумаге, которые по сути не передают ни ситуацию, в которой диалоги произносятся, ни интонацию, и организовать целый урок по какой-то теме затруднительно. Речевой культуре можно научить, если ребенок становится активным участником  процесса, действует сам, участвуя в какой-либо ситуации.

И вот на сайте ЕК ЦОР появился электронный модуль «Речевой этикет в ситуациях и заданиях», адресованный учащимся 5 классов. Он представляет собой систему электронных мультимедиауроков, в основе которых лежат ролевые проблемные ситуации, актуальные для детей данного возраста.

О, речевая культура! Гимн тебе пою!

Тебя повсюду в мире узнаю:

Ты в телефонном разговоре, в поздравлении,

В знакомстве, просьбе, извинении,

А еще приветствие, согласие, отказ,

И благодарность будет в самый раз.

А чтобы лучше нам тебя понять –

ЭОРы будем мы использовать!

IV. Моделирование.

1. Задания участникам мастер-класса.

Помощники-ученики делятся на 3 группы по этапам урока:

  1. проблемная ситуация, введение в тему;
  2. закрепление полученных сведений;
  3. проверка знаний, умений.

Задание: просмотреть электронный учебный модуль по каждому этапу, сделать вывод об эффективности его применения.

2. Работа со зрителями.

Процессы информатизации формируют новые технологические решения и новые проблемы. Во главу угла ставится формирование общеучебных умений и навыков, в том числе – информационно-коммуникационных компетенций. Приобретение компетенций базируется на опыте, деятельности обучающихся и зависит от активности учащихся. В связи с этим, формирование компетенций связано не столько с содержанием, сколько с вопросом изменения организационных условий образовательного процесса. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе, я считаю, помогают электронные образовательные ресурсы.

Слайдовый материал.

  1. Объяснение нового материала.
  2. Закрепление полученных сведений.
  3. Проверка усвоения материала.

Не могу не сказать о том, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя немало времени и терпения. К тому же имеются некоторые организационные неудобства. Но такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. А если ещё и вспомнить суждение Л.Н. Толстого «…чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю русского языка заниматься освоением ЭОР, отпадут сами собой.

3. Выступления групп.

Вашему вниманию предоставляются фрагменты урока речевой культуры «Телефонный разговор».

1 группа.

Наблюдая работу виртуального класса, активно участвуя в ней, дети невольно начинают подражать им, учатся обсуждать поставленные проблемы, не боятся высказать ошибочное мнение; они раскрепощаются, в них формируется творческий подход к учебе, развивается креативность мышления.  

В данном модульном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Конечно, подобная работа требует от педагога  соответствующей подготовки. Зато главные преимущества – повышение эффективности учебного процесса налицо.

При применении данного типа ЭОР учитель является не распространителем знаний, не контролером, а организатором учебной деятельности, партнером своих учеников.

Пользователь в виртуальном классе не только слушатель и наблюдатель, но и активный ученик: он выполняет задания, оценивает ответы учеников.

 

2 группа.

Электронный модуль на закрепление – это отработка заявленной темы в виде короткой ситуации. Подобные «задания» не оцениваются, ученик всегда может увидеть правильный ответ. Данный ЭОР позволяет построить обучение в проблемном ключе: не излагать готовые формулировки и сведения, а предоставить ученикам сделать самостоятельные выводы и обобщения.

3 группа.

Контрольный модуль представляет собой комплект различных заданий. Учащиеся проходят тестирование, регистрируясь в тестовой системе. В «Итогах урока» фиксируются данные о результатах работы с каждым заданием, выставляется оценка.

Задача таких ЭОР – повысить качество процесса обучения, способствовать систематизации знаний, выработать умение самостоятельного поиска информации и ее практического применения.

V. Рефлексия.

Сегодня мы еще раз убедились, что обучение – процесс бесконечный, но от этого не менее увлекательный.

 Что же нового дают ЭОР нашим ученикам? 

(активность, самостоятельность, наглядность, интерес, повышение мотивации)

 Что же нового дают ЭОР учителям? 

(качество, доступность, простота, эффективность, актуальность, целесообразность…)

                             

В этом зале собрались мы сегодня все не зря,

Значит, не стоим на месте, значит, мы – учителя.

Если сами мы стремимся, новое мы познаем,

Значит, все у нас получится,

И к результату мы придем.

А без новых технологий нам сейчас не обойтись.

ЭОР расширит урока возможности,

И не бойтесь, коллеги, сложностей.

Я вижу интерес в ваших глазах,

Помните: все в наших руках…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка

Обоснование использования занимательного материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у школьника....

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Информационно-коммуникационные технологии  как  средство развития  познавательного  интереса  учащихся на уроках  русского  языка  и литературы ...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....