Обобщение опыта по теме самообразования «Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка в условиях введения ФГОС»
статья по русскому языку по теме

Шелкунова Валентина Ивановна

Обобщение опыта по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_teme_samoobrazovaniya.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме самообразования

«Интеллектуальное развитие  школьников    на уроках русского языка

 в условиях введения ФГОС»

Шелкунова В.И.,

 учитель русского языка и литература

МКОУ Зареченская СОШ

Тайшетского района

Иркутской области

        Современные требования организации учебного процесса предполагают наличие системно-деятельностного подхода и позволяют  выделить основной результат обучения-развитие  творческой личности ученика.

Это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения.

       Современный этап педагогической практики - переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка.

Процесс обучения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход даёт возможность рассмотреть учебный процесс как целостную систему.

      В основу моей деятельности легли прежде всего работы по развитию интеллекта школьников, с которыми я познакомилась в научно-методическом  журнале “Русский язык и литература”, книгах Г.А Бакулиной « Интеллектуальное развитие школьников», а также лекции по повышению  квалификации. Усилия были направлены на изучение приёмов развития творческого мышления, развитие речевой активности через их апробацию.

      Сущность данной деятельности  состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.

Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а также  мотивирует их деятельность.

     Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи.

      Целенаправленное развитие логического мышления учащихся, интенсивное задействование их устной речи, активное включение школьников в организацию учебного процесса, самостоятельная формулировка темы и цели урока, составление учебных заданий к упражнениям, предопределение  темы словарно-орфографической работы даёт возможность качественно  овладеть филологическими знаниями. У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов урока. Постараюсь показать это на примере фрагментов уроков в 7 классе.

     Структура проводимых в седьмом классе уроков не претерпевает принципиальных изменений по сравнению с предыдущими годами обучения. Но на каждом этапе используются приёмы, повышающие творческую направленность уроков.

    На мобилизующем этапе урока  по теме «Действительные и страдательные причастия» предлагается запись на доске

Вовремя          ?           хорошая книга может помочь в принятии правильного  решения и даже изменить судьбу.

Умная книга это дверь      ?         перед человеком уголок новой жизни.

_______  ____  ====

Учитель. Познакомьтесь с написанными на доске предложениями и схемами к ним. Сформулируйте задание, которое бы соответствовало данной записи и изучаемой на последних уроках по теме.

(Надо вставить в предложения пропущенные, подходящие по смыслу причастия. Восстановленные предложения написать в соответствии со схемами.Сначала -предложение, в котором ставится тире  между подлежащим и сказуемым, затем—с однородными членами. Поставь недостающие знаки препинания.)

Учитель. А теперь остаётся уточнить, что причастия, которые надо вставить в предложения, должны быть однокоренными.

(задание выполняется в коллективной форме, проверяется постановка знаков препинания, правильный вариант выбора.)

Сравнивая подобранные причастия, ученики рассуждают для выяснения вопроса. Эти причастия одного или разных видов по значению и форме - и формулируют тему: « Виды  причастий по значению и форме».

Отталкиваясь от темы, формулируют цель урока, используя опорные слова:

Узнать….,какие имеются виды причастий по… и ….

Учиться…

Рассмотрим работу с текстовыми упражнениями на уроках русского языка в 7 классе. (фрагменты урока по теме «Причастный оборот» )

Упражнение.

Перечислим некоторые, навечно оставшиеся  в памяти людей имена.

Сергей Лазо, заживо сожжённый в паровозной топке.

Закрывший своим телом амбразуру  пулемёта Александр Матросов.

Педагог Януш  Корчак, принявший смерть вместе со своими воспитанниками.

Если б не многочисленные примеры жизни, отданной во имя блага людей, не было бы истории человечества.

Учитель. Прочитайте записанные на доске предложения.  Скажите, какие задания можно выполнить с этими предложениями.

(Из этих предложений можно составить текст.)

Учитель. Что для этого надо сделать?

(Надо соединить предложения в правильной последовательности)

Учитель. Найдите главное по смыслу предложение, которое будет в тексте первым.

(Если б не многочисленные примеры жизни, отданной во имя блага людей, не было бы истории человечества.)

Учитель. Какое предложение будет вторым?

(Перечислим некоторые, навечно оставшиеся  в памяти людей имена)

Учитель. Какую работу надо сделать после этого?

(После этого можно написать оставшиеся предложения по порядку. И составить свой пример на эту же тему с причастным оборотом.)

Расшифруйте формулу, используя материал по теме урока. 6:0 Выделите в тексте орфограмму  на которую преобладают слова в первом предложении.(работа по написанию слов с непроверяемой  безударной  гласной.)

Словарно-орфографическая работа  на данном уроке  может быть организована таким образом:

Учитель. Познакомимся с новым словарным словом

Выполним задание, предусмотренное в данной записи:

претерпеть

краткость

претворить

Скажите, какое это слово и как вы его определили.(Это слово прекратить. Мы его нашли, выделив морфемы из указанных слов и соединив их между собой)

Учитель. Каково лексическое значение слова прекратить?

(прекратить – значит перестать что-то делать)

Учитель. Дайте орфографическую и грамматическую характеристику слова.

(В слове прекратить три слога .Третий ударный .В корне непроверяемая безударная а . В приставке пре пишется гласная е. Её значение неясно. Это глагол неопределённой формы)

Образуйте от этого глагола причастие. С причастием составьте предложение, чтобы оно соответствовало теме урока и содержанию.

На этапе закрепления материала по теме «Выделение причастного оборота запятыми» можно предложить такое задание:

Причина

следствие

1

Солнце коснулось далёкой вершины ярким лучом всё оживляющим вокруг.

Пахло будоражащей душу зеленью и цветом.

2

Шквал зарылся в зыбучей поверхности бурно клокочущего океана

Быстро редеющий мрак рассеялся, тучки порозовели, листочки осин и  берёз затрепетали от лёгкого касания расшалившегося ветерка.

3

За рекой стояла зелёная свёртывающаяся в трубку рожь.

Мостик корабля окатило брызгами, рьяно хлещущими в разные стороны.

Учитель .Прочитайте предложения в левой и правой части таблицы. Сформулируйте задание к упражнению.  Не забывайте о теме урока.

(К предложениям, написанным в левой части таблицы и обозначающим причину, надо подобрать подходящее по смыслу предложение из правой части, обозначающее следствие того, о чём  в них говорится. В предложениях выделить причастные обороты, поставить, где требуется, недостающие знаки препинания.)

     Оригинальные, нестандартные задания развивают интеллектуальные способности детей Увлекательным является такой вид творческого задания, как  составление предложения или связного текста, где все слова начинаются с одной буквы. (Велика возможность волевого воспитанника, всегда  восхищающего всех вокруг.)

      Разнообразить работу с новыми словарными словами помогает такой вид творческой работы, как составление связного предложения  из записанных слов.

 например

На доске записаны словарные слова: гирлянда, отразить, колонна, калитка,(7 класс)-

Свет  гирлянды падал на калитку и отражался бликами на колонне!

      Во время проверки теоретических сведений  использую приём «веришь - не веришь» Этот приём помогает активизировать внимание учащихся, способствует запоминанию учебного материала Им можно вызывать аргументированные ответы по поводу проверки домашних ответов, кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материла, его осмысления.

Сочинение-миниатюра в мажоре и в миноре.

Последний листок

Я- последний. И я еще здесь, на любимой ветке. Каким  прозрачным стал лес! Как славно! Какой обзор! Я ярко-жёлтый, как солнце, которое еще согревает меня своими ласковыми лучами.

Я – последний. Все мои братья улетели, а я вот тут, на этой голой ветке, терзаемый злым холодным ветром. Скучно, неуютно, одиноко.

Сочинение - метаморфозы

Я - осенний листок. Я остался один. Мои братья уже давно путешествуют. Только я никак не могу распрощаться с любимой веткой. Как изменился ветер! Когда-то (когда я был маленьким зелёным листочком) ласковый ветерок нежно касался меня. Теперь, холодный и злой, он налетает порывами, пытаясь сорвать меня и унести. Не спеши, ветер! Скоро-скоро ты  закружишь меня, мы полетим туда, где и воля, и безграничный простор.

Популярный приём, который помогает  заняться поиском нетрадиционных путей решения проблемы - изобретательские задачи

«Если бы я был животным..»

««Если бы я был цветком..» или «О чем мне рассказала  форточка, ручка или любой другой предмет»

     Данные приёмы стимулируют поиск нетрадиционных решений, уберегают от стереотипов.

     При формировании интеллектуального мышления можно выделить три основных условия :

1)  индивидуализация образования;

2)   проблематизация

3) проектирование

     Методика проектной работы  позволяет решать задачи формирования интеллектуальных  умений и творческого развития детей, умение самостоятельно моделировать  материал.

      Главная цель проектной деятельности -  разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность  для самореализации.

      Проблемная ситуация создаётся  с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными.

     В 2014 году мною был подготовлен интегрированный урок «Проектная деятельность учащихся 6 класса по теме  «Глагол» (на материале детских стихов Новеллы Матвеевой)

Были поставлены следующие цели:

Образовательные:

дать понятие о лингвистическом проекте, учить детей созданию творческих проектов;

обобщить и систематизировать основные знания по теме «Глагол»;

совершенствовать орфографические навыки учащихся;

учить практическому применению знаний по теме;

вырабатывать навык самооценки знаний;

Развивающие:

 развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;

работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;

 развивать творческие способности учащихся

воспитательные:

формировать чувство прекрасного;

создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

Главным ожидаемым результатом были проекты по самостоятельно выбранным темам

Предложенные темы:

«Я не беру, не отнимаю, я отдаю…»(презентация о поэтессе)

Стихи о доброте и чуде

«Археолог»

 Лингвистическая сказка о глаголе (на материале стихов Новеллы Матвеевой)

 Вернисаж «Я рисую глагол»

Это был первый опыт подобной деятельности учащихся 6 класса, поэтому дети работали в парах. Наиболее удачным, как мне показалось ,стал проект Цепелевой Ксении- презентация(см приложение) и( «Археолог»  (авторы- Неумывакин Вадим и  Степаненко Игорь)

Привожу фрагмент защиты проекта:

Мой проект- это исследование значения и происхождения слов, которые часто будут звучать на уроке. Познакомимся с ними.

Глагол- современное значение слова- это часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. Он имеет различные грамматические категории: время, лицо, наклонение, вид и переходность Основная синтаксическая функция глагола в предложении - быть сказуемым. Что касается происхождения (этимологии) слова, то оно заимствовано из церковно- славянского языка, где обозначало понятия «слово», «речь».        Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый-  говорливый, беседливый. Словом глаголь  назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. самыми употребительными являются глаголы : мочь ,сказать ,говорить ,знать, стать, видеть , хотеть, пойти, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться ,взять понимать ,сделать, значить

Глагол- самая живая часть речи. Примером может служить стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик» (чтение наизусть стихотворения)

 Увидеть кораблик ,похожего на человечка, помогают глаголы: жил, парил (мечтал?),повёл себя в рейс, шумел, не боялся, мечтал, «всё, что видел, на мачты мотал, судачил с судами А если попробовать заменить слово “посудачат” синонимом? (Потолкуют, поболтают.) Какое слово удачнее?
(Безусловно, “посудачат”, поскольку возникает игра слов (суда посудачат) и строчка становится неожиданной, интересной.)
Герой стихотворения в действии, в поиске, он взрослеет, познаёт мир и хочет сам отвечать за себя.

    Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные  источники информации. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников.

     Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает:

  • четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей;
  • развития критического мышления учет потребностей обучаемых;
  • организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;
  • возможность выбора той или иной программы обучения;
  • применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами),
  • целенаправленное формирование и развитие предметов русского языка и литературы;
  • использование дидактических и целесообразных средств обучения;
  • ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности;
  • коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения.

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка , я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат в развитии интеллекта учащихся.

Литература

Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие школьников. Москва .Гуманитарный издательский центр «Владос» 2006

Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.

Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта по теме "Использование компьютерных техноогий на уроках русского языка"

Обобщение опыта по теме: "Использование компьютерных технологий на уроках  русского языка",...

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Обобщение опыта по теме "Реализация межпредметных связей на уроках географии в условиях ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС в среднем звене проблема использования межпредметных связей на уроках географии становится более актуальной.Это продиктовано тем, что межпредметные связи способствуют формиро...