Мотивация в обучении посредством работы учащихся в виртуальных факультативах.
статья на тему

Альбина Рашитовна Хайруллина

Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Новая форма работы с учащимися в этом направлении-работа в виртуальном факультативе, которая  расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, пробуждает интерес к предмету, стимулирует самообразование. Такая форма работы делает процесс обучения осознанным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_virtualnyh_fakultativah.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация в обучении посредством работы учащихся в виртуальных  факультативах.                     

      Хайруллина  А.Р., учитель истории МБОУ «Большекайбицкая СОШ»

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках - игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация - один из критериев эффективности педагогического процесса.  Формирование учебной мотивации  - это одна  из центральных проблем современной школы. 

Сейчас   в основном  школа  отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Попробуйте кормить ребенка, который уже наелся! Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности.

 Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает иные требования и к  обучающимся, осваивающим основную образовательную программу, и к учителям.

 Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть.  

 Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали известные ученые педагоги, но содержание общего школьного образования всё ещё можно оценить словом «разбухает». Именно для остановки этого процесса, переосмысления учителями их задач и создан ФГОС второго поколения.

Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, - главная задача учителя, реализующего ФГОС.

 У этой проблемы есть и другая сторона. Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя, а достаточно ли сам учитель сейчас  мотивирован на творческую продуктивную деятельность, отвечают ли условия труда  и  его оплата современным высоким стандартам.

 

Этапы формирования мотивации на уроке:

Этап вызывания исходной мотивации: актуализируются мотивы предыдущих достижений, вызываются мотивы относительной неудовлетворенности, усиливаются мотивы ориентации на предстоящую работу, мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации: ориентировка на познавательные и социальные мотивы, вызывается интерес к нескольким способам выполнения задания и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).

Этап завершения урока: усиление оценочной, рефлексивной деятельности учащихся в сочетании с отметкой учителя.

Методы мотивации: познавательные, эмоциональные, волевые, социальные.

Рассмотрим действия ученика на этапе вызывания  мотивации.

Действия ученика

Озвучивают тему и цель урока.

Мотивируют свои действия

Обосновывают выбор …

Проводят анализ ….

Отвечают на вопросы учителя.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Наблюдают …

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

И т.д.

Итак, осмысленность действий учащихся на этапе мотивации и актуализации знаний решает задачи формирования УУД и ключевых компетенций.

М.Монтень - французский писатель и философ эпохи Возрождения утверждал: «Хотя чужое знание может нас  кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Поэтому учителю важно формировать мотивацию к добыванию знаний на уроке.

Работа в виртуальном факультативе-это выбор самого ученика, проявление его познавательной мотивации, активно включает ученика в процесс усвоения учебного материала.

Виды деятельности учащихся:

  1. выполнение домашнего задания, в том числе индивидуальных творческих заданий;
  2. подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, предметным олимпиадам;
  3.  участие в конкурсах, конференциях;
  4. консультирование педагогом и выстраивание индивидуального маршрута обучения;
  5.  интерактивное обучение  и широкое взаимодействие в виртуальном сообществе.

Иначе говоря, виртуальный факультатив расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, пробуждает интерес к предмету, стимулирует самообразование.

Такая форма работы делает процесс обучения осознанным и интересным.

Ссылка на факультатив «История для всех», администратором которого являюсь:

https://edu.tatar.ru/facultative/index/3552


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"

Творческая работа посвящена проблеме, над которой я работаю "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"....

Педагогический проект "Мотивация к обучению математике у учащихся"

Этот материал для учителя как дополнительная работа с детьми,  для повышения мотивации, познавательной активности в области математики....

Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Скоробовенко А.В. учитель химииГБОУ СОШ №78 СПО Калининского района г. Санкт-Петербург И песенка, и песенкаВ пути н...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

 На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспектив...

Доклад на тему: « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Доклад на тему:« Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...

Сообщение на МО « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями» 2024 год

laquo; Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...