Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

 « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

 « Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова »

Ян Коменский

           На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.    

            Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) . Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.

         До недавнего времени было принято считать, что обучение –   это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков. Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.                                                                                                                                              

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Но как не прискорбно сказать,  всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться, отсюда и слабая речевая деятельность. В чём же причины этого нежелания? И таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни,  однообразие и монотонность учебного процесса. Хотя  причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и  познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Отсюда вытекает  противоречие:

Между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода.    

           Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.

           Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.

           Общая коррекционно-развивающая работа со всеми учащимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.

           Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная        коррекция).        Индивидуальная        коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.

           Общая и индивидуальная коррекция осуществляю практически на одном и том же учебном материале и почти в одно  и тоже время. Общая    коррекционная    работа    проводится    обычно    фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой.

          Основной целью обучения является: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, культурой речи, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.

          Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.

          Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.

          Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.  Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII  вида на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов на уроках письма и чтения.

Для достижения поставленной цели я для себя определила следующие задачи:

  • Познакомиться  и изучить передовые опыты ведущих специалистов  по внедрению технологии нестандартных  форм  и методов обучения в образовательный процесс.
  • Использовать нетрадиционные  формы  и методы работы в процессе овладения учащимися знаний.
  • Выявить эффективность использования нестандартных методов и форм на уроках письма и чтения в старших классах.

Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

 Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

         Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

             Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон,

            «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу.  Я  определяю чёткое планирование структуры урока, использую  различные нестандартные формы  и методы обучения и воспитания, тщательно продумываю подачу учебного материала.

          Ввожу  в урок такие формы работы, которые  несут не только обучающую функцию, но  являются доступными и  интересными каждому ученику. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений,  учащиеся легче воспринимают, осознают и запоминают их.

Основные направления коррекционной работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-    развитие зрительного восприятия и узнавание;

-    развитие пространственных представлении и ориентировки;

-    развитие слухового внимания и памяти.

2.  Развитие основных мыслительных операций;

-    формирование навыков соотносительного анализа;

-    развитие навыков группировки и классификации;

-    формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)

4.  Развитие речи, владение техникой речи.

5.  Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

6. Совершенствование движений и сенсорного развития.

-    развитие мелкой моторики кисти

7.  Развитие различных видов мышления;

-    развитие наглядно-образного мышления

-    развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.

В своей работе  я использую следующие приёмы обучения на разных этапах урока. В начале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой,  поэтому в начале урока я использую психологический и организационный настрой, который часто придумываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно  подбираю  занимательный  материал, соответствующий тематике урока:

-  загадки

-  пословицы

- стихи

-  притчи, басни

. Проведение с детьми дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с нарушенным интеллектом. Дидактическая игра и упражнения , помогают умственно отсталому школьнику в развитии его способностей.

Упражнения   на   тренировку   распределения   и   избирательности внимания.

а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.

б)Развитие умения анализировать написанные слова.

в) Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. 

  Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала (низкий уровень развития памяти)

Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом придумать рассказ, которая свела бы их вместе.

»

Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.

Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

Упражнение  «Три слова.»

Цели:

развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;

развитие способности оперировать образами и понятиями.

Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1  вариант: картофель, соль, тарелка.

2 вариант: нитка, тесьма, фартук.

Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ

•    Упражнение  «Поиск нового.»

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

•   Моделирование реальных ситуаций. С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я делаю три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.

Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Или: учащимся предлагаю набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении.

           При изучение новой темы на уроках  использую опорные схемы. На уроках чтения, как показала практика, для пересказа биографии автора  эффективным является заготовленный заранее мной план. Это вызывает интерес у детей, активизирует их внимание, помогает запоминать сложный материал. При проверке теоретического материала и выполнении различных упражнений использую взаимоконтроль и самоконтроль. Это воспитывает в них чувство ответственности и справедливости, активизирует познавательную деятельность школьников и формирует умение  работать в малых группах.

        

        В качестве домашнего задания, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. После чего, мы на следующем уроке разбираем их, вместе корректируем, более удачный вариант записываем в тетрадь.
          Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и чтения  воспитывает интерес обучающихся к предмету, повышает уровень речевой культуры,  что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личность.

   Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именнотрадиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

    Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь,  способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.                                                                                        

      В своем выступлении я не стала показывать значимость и примеры развития мелкой моторики, т. к. каждый из педагогов знает    стимулирующие    значение    функции    руки.    В    ходе «пальчиковых игр» у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

           Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании  у  учащихся этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

           Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению"

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению....

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

 На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспектив...

Доклад на тему: « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Доклад на тему:« Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...

Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»

Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»...