Роль школьного обмена в обучении иностранных языков
статья по теме

В данной статье рассмотрена роль школьного обмена в учебном процессе его цели и задачи. Даётся краткая историческая справка о возникновении данного метода обучения и знакомства с культурой страны изучаемого языка. Расскрывается на личном примере сложности, которые возникают во время организации школьного обмена. Даются рекомендации, как лучше организовать обмен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_shkolnogo_obmena_v_obuchenii_inostrannyh_yazykov.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Плюхиной Ксении Анатольевны

учителя немецкого языка

гимназии №70 Петроградского района

Роль школьного обмена в обучении иностранных языков

 Для учеников, изучающих иностранные языки, является очень важным иметь в распоряжении аутентичные материалы и, в особенности, контактировать с носителями изучаемого языка и испытать с ними реальную ситуацию общения. В настоящее время на уроках иностранного языка используется огромное количество аутентичных аудиозаписей и видеозаписей. Но очень важно, чтобы ученики имели возможность вживую пообщаться с носителями языка.

 Школьный обмен является эффективным методом изучения иностранного языка. Погружение в среду изучаемого языка и общение с носителями данного языка помогает не только улучшить знания в грамматике, фонетике, обогатить лексический запас, но и узнать многое о культуре народа, его обычаях, традициях, истории, которые неразрывно связаны с самим языком, его историческим развитием. Кроме того такие обмены помогают избавиться от стереотипов, которые мешают межкультурной коммуникации, а следовательно и овладению языком. Многие школьники, принимавшие участие в школьном обмене, отмечают, что такие программы помогают преодолеть языковой барьер, воспитать многие личностные качества, такие как целеустремленность, самостоятельность, ответственность.

 Программы академического школьного обмена возникли после Второй мировой войны. Когда пол Европы еще лежало в развалинах, добровольцы организации AFS (American Fields Service), которая в течение двух мировых войн спасала людей с поля боя, пригласила детей из Японии, Франции, Германии и Чехословакии учиться и жить в течение одного года в США. Случился этот эксперимент в 1947 году. Его уникальность состоит в том, что среди приглашенных были дети из стран, еще недавно считавшихся врагами. Тем не менее, это стало первой в истории культурно-образовательной программой обмена между школьниками. Во время Холодной войны, заграничные поездки граждан СССР были ограничены. Однако, в период с 1958 по 1988 годы более 50 тыс. советских граждан посетили Соединенные Штаты по различным соглашениям. В исторической перспективе, этот обмен помог расширить и углубить отношения Советского Союза и США посредством расширения контактов между людьми и институтами двух стран.
С тех пор задачи школьного обмена остались неизменными - это взаимопроникновение культур, установление дружеских связей, расширение кругозора, формирование нового взгляда на мир. Кроме того, уехав на другой конец планеты можно узнать немало нового и о себе самом.

Школьные обмены могут проводиться в различной форме. Одной из распространенных форм школьного обмена является обычно не продолжительное (одна или две недели) поочередное пребывание группы школьников в другой стране в семье своего партнера.

Основные цели школьных обменов:

  • изучение языков;
  • ознакомление с организацией учебного процесса в обеих школах, посещение занятий ;
  • знакомство с культурой, историей, обычаями и традициями страны изучаемого языка;
  • проживание участников обмена в семьях;
  • установление человеческих контактов, осуществление функций "народной дипломатии".

Пребывание длится 7 – 8 дней, каждая сторона готовит к приёму гостей большую, разностороннюю программу. Но пребывание за рубежом это не всегда праздник каждый день. Это множество трудностей, стрессов, моментов непонимания, связанных и с недостаточным знанием языка, и с чужой окружающей средой.  В таких поездках происходит становление личности ребенка: он учится принимать решения в экстремальных ситуациях. Поэтому очень важен отбор участников проекта. Хороших знаний языка и финансовой состоятельности родителей в этом случае не достаточно, нужен позитивный настрой, толерантность и адекватность восприятия увиденного.

 Весной 2015 года состоялся школьный обмен между нашей гимназией

№ 70 Петроградского района и Вальдорфской школой в Берлине.

Цель пребывания - сближение двух разных культур на основе общих для молодежи увлечений: компьютер, мобильный телефон, музыка. А также понимание различий двух наций, язык, обычаи, традиции, образ жизни и взгляд на мир

Мой опыт участия в школьных обменах показал, что наиболее удобное время пребывания российских школьников в Германии это весенние каникулы. Есть достаточно времени, чтобы подготовиться к поездке, собрать все документы, наладить переписку с принимающей стороной. Также важно, что ученики не пропускают занятия. Немецкие школьники приезжают в начале сентября. Погода в Санкт-Петербурге ещё хорошая. Есть возможность посетить все пригороды и погулять по городу.

Наша школа сотрудничает с Вальдорфской школой. В данной школе есть коррекционные классы С. В программе их обучения включён момент социализации детей с нарушением здоровья. Приезжая в Санкт-Петербург немецкие и русские школьники обязательно посещают детский дом в Павловске, который патронирует организация « Перспектива». Для российских детей это необычный опыт.

Желаю школьникам из обеих стран новых встреч, полных впечатлений и новых приятных знакомств, что способствует лучшему взаимопониманию людей, расширению дружественных отношений между ними. Позвольте мне сердечно поблагодарить всех тех, кто содействует успешному проведению школьных обменов и пожелать дальнейшего развития  сотрудничеству двух стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку

Речь идёт о разных формах внеурочной деятельности в обучении иностранным языкам в школе и о проведении предметных недель в школе....

Роль наглядности в процессе обучения иностранному языку

Краткая теория о применении наглядности в процессе обучения английскому языку, актуальность вопроса....

Роль игровой технологии в обучении иностранным языкам учащихся 5-6 классов.

Роль игровой технологии в обучении иностранным языкам учащихся 5-6 классов. Анализ основ игровых приемов и игры.Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельн...

Роль эмоционального фактора при обучении иностранному языку

Презентация о необходимых условиях успешного освоения иностранного языка...

Роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей

В статье рассмотрена роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей. Даётся краткая информация об оргацизации школьного обмена с партнёрской гимназией г. Бад Брамштедта....

Статья "Учет психологических особенностей старшего школьного возраста в обучении иностранным языкам."

Учет психологических особенностей старшего школьного возраста в обучении иностранным языкам...