Роль иностранного языка в нравственном воспитании учащихся
статья на тему

 

                                                                                                                     

                                                                                                                       Роль иностранного языка

                                                                                                         в нравственном воспитании учащихся

 

                                                                                                      Арутян К.А.  (МОУ СОШ № 96  г. Краснодар)

                                                                                                     Выступление на VII городском педмарафоне

 

         Все проблемы нашего общества сошлись сегодня в одной критической точке - современной школе. Школа – это открытая социально-педагогическая система,  которая создаётся обществом и признана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и  школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании в частности.

Именно в школе идёт подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и к благополучию - как к своему, так и всего общества.

Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения.

Поиск новых приоритетов идёт в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека, без должной заботы о ценностях духовных, этических, нравственных.

        Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров и многими другими причинами. Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения интересов общества и личности, развития духовности человека. И образование – мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, сколько духовной, эмоционально- чувственной стороны личности, в определённой мере программирующей его развитие и жизненный путь.

      Промышленники Европы, одни из потенциальных заказчиков системы и общего среднего и высшего образования, в одном из заключительных документов своего «круглого стола» записали: « Многие молодые люди

покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут  нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление  к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу и патриотизм».

       Эти проблемные вопросы нашли отражение  в Федеральной программе развития образования в РФ. В ней подчёркивается, что судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования   системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные  ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

       Обучение иностранных языкам в  школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения для развития коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников в контексте европейской и мировой  культуры с помощью страноведческого материала и для формирования умений и навыков представлять родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения.

Иностранный язык вносит свой вклад в дело  воспитания человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними.

        Представление о роли языка в жизни людей, его функциях достаточно образно и неожиданно отражено в известной притче о древнегреческом баснописце Эзопе.

 

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

  В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил язык.

 - Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа.

  - Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже

 языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся,   лжём, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

  Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.

 - Мне велели приготовить самый лучший обед, - пояснил Эзоп, - а что  может быть лучше языка! При помощи языка изучаются науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся друг с  другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Все базовые функции языка: общение, познание и воздействие - нашли отражение в этой яркой притче.

     Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям.

     Иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина способствует

приобщению учащихся к мировой культуре  и тем самым осознанию своей собственной культуры, и у иностранного языка как учебного предмета есть для этого  весьма эффективные средства.

Конечно, в первую очередь, всё зависит от учителя. Учитель как был, так и остаётся главным действующим лицом, потому что он всегда старше. За ним опыт и знания. Учитель иностранного языка  является самым широко образованным учителем в школе, потому что ни один школьный предмет не имеет связи с таким  количеством других предметов, как иностранный язык. Но современный учитель    не должен считать себя истиной в последней инстанции, а быть готовым слушать и слышать своего собеседника, верить в то, что у него тоже можно чему-то научиться, убеждать, а не давить собственным авторитетом, а если надо, то и отстаивать свою собственную позицию. В данном случае, взаимодействуя со своими учениками, можно их считать представителями иной культуры, хотя они и говорят на одном с учителем языке.    

    Целью иноязычного образования является формирование человека как индивидуальности: развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным и социально полезным человеком.

    Согласно концепции коммуникативного обучения  воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. Воспитывает всё: и содержание текстов, и то, как они напечатаны, и то, что говорит учитель , то, как он это говорит.

    Практически все современные УМК по иностранным языкам отвечают этим требованиям.

Хочется остановиться на УМК В.П. Кузовлева  для 10-11 классов. Авторы  включили  материалы, обладающие широкими воспитательными возможностями, ориентированные на усвоение общечеловеческих ценностей. Их главная задача – воспитание положительного, уважительного и терпимого отношения к культуре других стран, более глубокое осознание своей собственной культуры. Об этом можно даже судить по названиям и пор заданиям, которые предлагаются, например: MustaPoliticianBeKind?

Are all the Young Violent?  How Do Elderly People Live?  Young  People- Old Problems?  Teenage Years – Do They Bring luck?

    Вопросы, связанные с нравственным воспитанием, находят своё отражение в заданиях, требующих от учащихся личностной оценки фактов и событий. Сравнивая своё собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним своих зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. В одном случае учащиеся должны высказать свою точку зрения. В другом - рассказать о себе, о явлениях своей

родной культуры.  В обоих случаях происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирования чувства собственного достоинства. Эмоционально-ценностное отношение учеников к себе в процессе овладения иностранным языком  включает  развитие чувства национальной самобытности. Знакомясь с лучшими образцами культуры  других стран, учащиеся лучше и глубже осознают свою родную культуру.

Здесь уместно вспомнить высказывание Гёте: «Человек, не знающий ни одного иностранного языка, не знает и своего собственного».

При этом, конечно, имеют большое значение тексты учебников, которые должны предполагать наличие тематики, необходимой для выбора жизненной позиции, общения со сверстниками в других странах во время учёбы и отдыха т.д. Надо сказать, что необходимо пользоваться не только текстами учебников, но и другими источниками информации, что не составляет особого труда в условиях современного информационного общества.

Метод проектов, который в последнее время очень широко используется в обучении иностранным языкам, имеет значимые воспитательные критерии:

развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение работать в команде, быть ответственным  за выполнение своей части работы, дисциплинированность, трудолюбие,  аккуратность.

      Большое значение  имеет приобщение к народному творчеству, в  частности, к пословицам и поговоркам своей страны и страны изучаемого языка, что способствует эстетическому и  нравственному воспитанию школьников, формированию  у них патриотического чувства, так как постижение пословиц в сравнении  помогает глубже познать жизнь, сравнить  обычаи, нравственные ценности  своего народа и изучаемой страны.

      Каждая тема, изучаемая на уроках иностранного языка, имеет какие-либо воспитательные цели, так же как и внеклассные мероприятия. Внеклассная работа является составной частью всего учебно-воспитательного процесса, и способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия для формирования и развития нравственных категорий.    

Учителю необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на злободневные вопросы .Учитель должен хорошо представлять, чего от него ждут дети, ведь именно они являются главными индикаторами нашей деятельности. 

 Главная наша задача состоит в том, чтобы мы смогли: научить  быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе.( четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXIвека под председательством Жака Делора)

Хочется закончить словами учёного филолога Н.В.Барышникова:

«Только пережив родную культуру в живой её соотнесённости с культурами стран изучаемых языков, можно стать настоящим гражданином отечества и полноправным гражданином мира.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль иностранного языка в профессиональном становлении учащихся.

Профессиональное образование - один из компоненов обучения иностранному языку. Студенты учатся профессиональному общению посредством изучения профессиональной лексики, чтения текстов по специаль...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка....

Зачем нам нужен иностранный язык или роль иностранного языка в будущей жизни учащихся.

Материал представляет собой выступление на педагогическом совете ГБОУ города Москвы школа 1929 и является краткой демонстрацией практического применения полученных знаний по иностранному языку в школе...

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход ...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ СЛОВЕСНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Доклад на темуРОЛЬ УЧИТЕЛЯ СЛОВЕСНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ     Человеку присуще ценностное отношение к миру. В любом обществе  складываются устойчивые ценностны...

ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»

Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания

Выступлепние на конференциях, семинарах о роли краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания...


 

Комментарии

Статья раскрывает аспекты нравственного воспитания на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.