ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»
статья на тему

Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших будущих поколений. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам, тем более это становится актуальным для детей, имеющих ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zavtra.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Роль краеведения в духовно-нравственном

воспитании учащихся с ОВЗ»

                                                               Составила:  воспитатель семейной группы

 Мединская Мария Иосифовна

с. Горки 2017г

         Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по теме: «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ».

Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших будущих поколений. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам, тем более это становится актуальным для детей, имеющих ОВЗ.

Мы понимаем, что для детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, еще сложней подобрать методы и средства, которые в должной мере будут формировать духовно-нравственную сферу.

         Дети с ограниченными возможностями здоровья связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

            К сожалению, воспитанники коррекционных школ - интернатов, являются ещё и носителями негативного нравственного опыта. Безнравственнее поведение близких людей для них остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках.  В то время, когда пример нравственности имеет огромное значение в воспитании детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты) отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Духовно-нравственное воспитание — это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формируют у него:

− нравственный облик (терпения, милосердия, незлобивости);

−нравственную позицию (отличие добра от зла, проявление любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

− нравственные чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

− нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В настоящее время изучение родного края приобретает все большее значение. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства. Закон «РФ об образовании» предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты образования. Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других сведений о данном регионе. 

Таким образом, цель моей деятельности: Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, через формирование нравственных, патриотических, коммуникативных качеств личности.

Задачи:                

  1. Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории края;
  2. Формирование позитивной этнической идентичности средствами краеведческого материала;
  3. Развитие интеллектуальных умений, навыков в ходе изучения краеведческого материала.
  4. Формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации воспитанников с ОВЗ.

Важнейшей формой духовно-нравственного воспитания являются занятия, построенные на краеведческом материале. Любить могучую, богатую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое и вызывающее гордость в своей маленькой деревне. Но ведь именно с любви к своей малой родине, к этой маленькой деревне, и начинается любовь к своей огромной стране, к своему Отечеству. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, секретов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.

       А сейчас я хотела бы перейти к тому, какие я применяю методы и средства воспитания и формирования духовно – нравственных ценностей средствами краеведения на практике. На воспитательских часах я рассказываю о подвиге советского солдата в годы ВОВ, о наших земляках, отдавших жизнь ради мирного неба над нашими головами, о ветеранах войны. 23 февраля и 9 мая в нашей школе проходят часы мужества «Мы из разных пришли деревень», встречи «Живая память», «Ты, умирая, завещал нам жизнь».

        Учащиеся не просто на словах, а на живом примере видят, что это люди большого личного мужества, стойкие, склонные к самопожертвованию ради счастья других.  Они несут мощный заряд лучших человеческих качеств, добытых ими в испытаниях: товарищества, солдатского братства, обостренного чувства справедливости – что так необходимо в нашей сегодняшней, обновляющейся непростой жизни.

            В народно-поэтическом творчестве этносов, проживающих на территории Шурышкарского района почетное место занимают сказки. Они отражают исторические судьбы, народную жизнь, народное сознание и играют большую познавательную, воспитательную и развлекательную роль.  

В сказках о животных раскрывается социальное неравенство и социальное наказание. Проблема добра и зла, проблема вины и наказания, проблема любви, семьи, смелости и трусости – проблемы, которые решаются в сказках, могут стать важными жизненными ориентирами для подрастающего поколения.

        Исходя из этого, в работе мы  часто используем чтение народных сказок, легенд детям. После чтения, как итог, проводим с ними беседы, обсуждения, дискуссии. Побуждаем воспитанников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, учились рассуждать, высказывать свое личное мнение.

       В духовно-нравственном воспитании школьников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки – это живая история народа, В них получили закрепление исторические оценки явлений и событий, взаимоотношения людей.

      Чтению поговорок, пословиц, а также их заучиванию, загадкам уделяем в работе с детьми немаловажную роль.

      Велика роль в духовно-нравственном воспитании народных традиций и обычаев. А их множество. Они связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов – это модели поведения человека в определенных условиях. 

Формы работы с детьми:

  • беседы, беседы обсуждения
  • чтение рассказов, легенд, притч духовно-нравственного содержания
  • моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора
  • игры духовно-нравственного содержания
  • продуктивная деятельность (открытки к празднику, изготовление поделок и т.п.)
  • проведение общешкольных, классных и совместных праздников,
  • экскурсии, целевые прогулки (в поселке, на природу)
  • выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми,
  • трудовые десанты,
  • просмотр видеофильмов, обсуждение поступков героев
  •  организация выставок (совместная деятельность детей)
  •  чаепития.

В дальнейшем я буду продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.

Сейчас занимаюсь разработкой диагностического блока, который планирую включить в ежегодный мониторинг своей деятельности (в начале года и в конце). Тем самым данный блок позволит мне отслеживать результативность моей работы в данном направлении.

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Диагностика развития духовно- нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 27


3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента духовно- нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов)

( по Р.Р.Калининой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

Роль краеведения в воспитании учащихся

опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся через краеведение...

Доклад"Роль кружковых занятий в формировании творческих способностей учащихся"

Современный учитель должен уметь организовать учебную деятельность, развивая творческую способность учащихся, которая будет способствовать качественному овладению башкирским языком. Ведь в РБ башкирск...

Доклад "Роль технологической подготовки в развитии учащихся"

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....

Роль краеведения в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ

В статье представлен опыт работы учмтелей  учителей истории  ГБОУ школы № 370 Митниковой Е.А. и  ГБОУ школы № 613 Терещенко Н.Г.по  организации работы по изучению истории района...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания

Выступлепние на конференциях, семинарах о роли краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания...