Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»
статья по теме

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patr.vost_doklad.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 7»

Доклад по теме:

« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Семенова

 Людмила Евгеньевна

учитель математики

I квалификационной  категории

05.12.2012 год

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Родители несут ответственность за воспитание своих детей, но зачастую эту ответственность они понимают очень узко: накормить, одеть, «чтобы был не хуже других», предоставить крышу над головой. А вот за воспитание будущего гражданина все спрашивают со школы и в первую очередь с классного руководителя.  Будет просто идеально, если совпадают требования и ценности, прививаемые ребенку в школе и в семье. Но в нашей жизни далеко до идеала. И поэтому, чтобы исправить негативное влияние семьи и общества, необходимы гигантские усилия, желание, труд и терпение. Поэтому классному руководителю  нельзя ошибиться в выборе направлений и форм работы в классном коллективе. И всегда помнить правило: никто, а тем более ребёнок, не хочет быть воспитуемым. Воспитание необходимо обращать к подсознанию. Оно должно расшевелить духовную работу сердца ребенка и настроить на появление новых отношений и принятие решений. И эта работа должна приносить воспитуемому радость. 

Основополагающая  идея для меня в воспитательной работе состоит в том, что нет никакой воспитательной работы в отдельности: воспитывает вся жизнь, каждое её мгновение, каждый шаг.

Все мы знаем, что в воспитании личности огромную роль играет нравственное воспитание. Это  сложный  и  многогранный  процесс, включающий   педагогические   и   социальные   явления, развитие самостоятельности, инициативы, ответственности.

Поэтому успешному формированию нравственных свойств способствуют:

1.     Личный пример учителя;

2.     Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

3.     Использование различных форм, методов и видов;

4.     Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы.

Именно внеклассная работа дает возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, познавательной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, тем самым, повышая уровень своего воспитания.

Мне бы хотелось остановиться на воспитание нравственных идеалов через патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Именно поэтому патриотическое воспитание – занимает одно из ведущих мест в воспитательной работе класса и школы.

Патриотизм – высшее мерило отношения человека к Родине, воспитав это чувство, можно сохранить мир на земле и сделать его светлее.
А.Ш. Кулиева

Цель: воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма – это фундамент общечеловеческого развития, влияние на сохранение интернациональной среды в многонациональном мегаполисе.

Задачи:

  1. воспитание, сохранение патриотических традиций России;
  2. влияние этих традиций на взаимоотношение поколений;
  3. формирование культуры ненасилия и мира путем пропаганды среди детей, родителей и общественности;
  4. повышение значимости роли патриотизма в современных условиях;
  5. воспитание подрастающего поколения в духе «Планета Земля – наш общий дом и мы хозяева в нем»;
  6. воспитание трепетного отношения к ветеранам, молодость которых была отдана за то, чтоб мы мирно жили;
  7. воспитание уважения и сохранения памятников погибшим воинам
  8. через внеклассную работу повлиять на сохранение памяти о самой важной странице в истории человечества;
  9. сохранение исторической памяти, передачи подрастающему поколению значимость роли патриотизма в формировании гражданина и человека.

Общеизвестно, что первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, однако, учитывая занятость современных родителей на производстве, вопросы патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план, а то и вовсе отсутствует.

Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе».

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма.

Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт. Поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.

Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. Отличительным направлением данной работы являются: развитие в каждом ребёнке исторической памяти, патриотических, гражданских и нравственных чувств; формирование патриотических основ и умений, необходимых для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; национального самосознания, мотивации к саморазвитию в мире культуры; способствование развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.

Воспитание подрастающего поколения – вопрос стратегический

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия: ( СЛАЙДЫ)

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (вахта памяти - выставление почетного караула у                              на 3 –ем этаже, выставление почетного караула у городского памятника погибшим в годы ВОВ; участие в митингах и других патриотических мероприятий в памятных местах).
  2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, героями выпускниками нашей школы. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
  3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
  4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни,  смотров строя и песни, а также других праздничных мероприятий посвященных великим праздникам.

II направление. Военно-спортивное.

Опыт проведения таких соревнований  показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. Она оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через встречи с военнослужащими.

Раньше у нас в городе была своя воинская часть. Сейчас работаем с соседней в Рогачеве.

Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

 Система отслеживания результатов осуществляется через анкетирование, тестирование обучающихся,  активное желание участие во внеклассных, внешкольных, городских и районных мероприятиях.

Для оценки уровня подготовленности юношей к служению Отечеству мы предложили анкету об армии. По  результатам, которой выяснилось, как подростки осознают свой долг перед Родиной, оценивают состояние патриотического воспитания в своем регионе.

На первый вопрос анкеты о желании служить в армии ответили положительно 77%. На второй вопрос, чем для человека является армия  49% ответили, что это защита Родины. 16%- долг, 12 %- проверить самого себя; 8 %- становление мужчины;

На вопрос каким должен быть срок службы в армии большинство (60%) решили, что 1 год, можно прослужить и 2 года – 27%, полгода – 10%, 1,5 года – 3%.

В четвертом вопросе: как далеко от нашего города ты бы хотел служить?

Учащиеся СШ хотели бы служить поближе к дому – 57%,подальше от дома – 19%, в все равно 7 % , в горячих точках -17%

Пятый вопрос позволил выявить какое количество ребят боятся «дедовщины».48%

 Анкета

1. Нужны ли стране профессиональные военные?  Да- 100%

2. Хотели бы Вы поступить в военные училища? Да -25%

3. Престижна ли профессия офицера? Да-74%

4. Вы за или против службы в армии?  За-59%

Таким образом, через взаимосвязь различных видов деятельности  с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей нравственных идеалов растет год от года.  

И в заключение хочется сказать о правильности выбранных целевых ориентиров и способов их реализации. Нужно отметить высокую активность детей  при подготовке ко всем внеклассным мероприятиям. Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.  В своей внеклассной работе я стараюсь каждого ученика включить в общее дело класса и школы.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...