Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
статья на тему

материал из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся. 

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

«След» Леонид Мартынов

             Эти строки философски определяют значимость нашего времени. Сегодня нас собрала и объединила одна проблема - воспитание детей, их нравственность и мироощущение.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания.  Что же   такое нравственность?   В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”.  Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.  Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо).   Духовное воспитание очень важно и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание  - это воспитание культурного человека вообще.  

           В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.   Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил: 

  1. Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
  2. В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей.
  3. Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.

    Осмыслив свою работу, я попыталась привести в систему разрозненные мероприятия по нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого из них и  проанализировав ситуацию, сложившуюся в классе. Работаю я с нынешним классом 3-й год. Класс сложный, возраст учащихся от 15 до 12лет, у большинства преобладает холерический темперамент, многие с претензией на лидерство.

Основными формами  и методами нравственного просвещения и убеждения школьников являются: 

Классный час. 

Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. В своей практике применяю такие формы классных часов, как

  1. Ролевые игры: 
  1. Неразлучные друзья – взрослые и  дети    - Семейная конкурсная программа
  2. «это вечное слово мама!»  -   Литер-муз.композиция
  3. Курить или жить?  -  Беседа с элементами тренинга      
  4.   Составляем кодекс поведения   -   тренинг (составили, расписались)        
  5. Заочные  путешествия: «Дверь в детство»  -  Путешествие в детство родителей
  6. Искусство моей республики -  Заочное путешествие
  1. Дискуссии, диалоги, часы общения: 
  1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.  -  Кл.час
  2. Что такое мой характер?  - Психол.кл.час
  3. Как зависть душу разъедает  -   Ситуативный практикум
  1. Помиритесь те, кто в ссоре - интерактивный кл.час с элементами тренинга
  1. “ Устные журналы:
  1. «Озорные, молодые, поворотливые…»  -   Развлекат.программа для бабушек и дедушек
  2. «Я без семьи никто» (семья в моей жизни)  - Кл ч.
  3. Поздравления ко Дню Учителя!   -  стало уже системой наше участие в общешкольном поздравлении 
  1. Встречи с интересными людьми:
  1. с военным врачом Узденовым С.Б.
  2. с православным священником
  3. с мусульманским муллой

 При этом реализуется метод коррекции поведения.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример авторитетного человека, родителей, близких людей, товарищей, классного руководителя. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия.

Еще в 5 классе мы завели тетради для классных часов, а теперь продолжаем работать в них. 

В классе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера, огоньки, “круглые столы”, викторины.

Беседы, в них реализуется методы воздействия на эмоциональную сферу. 

 В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к классному руководителю. 

  1.  «Будьте добрыми и человечными»   -    Воспит.час
  2. Есть ли границы у нашей свободы?    -  Кл.час-диалог
  1. День пожилых людей «Откуда начинается мой род».   Рассказ о своей родословной
  2. Память о Беслане.  – презентация
  3.  «Я памятью к войне вернусь»  
  1. 2011г. – год куначества.  – беседа

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников.  В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Классный руководитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок. 

        Одна из форм нравственного убеждения –конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. 

  1. Моя самая любимая книга.  -  Читательская конференция
  2. Как совесть Незнайку мучила.  - Кл.ч.-рассуждение
  1. Участие в районных и республиканских научно- краеведческих конференциях (в этом году дети моего класса заняли первые места  и в районе, и в республике в секциях «Земляки» и «Летопись родного края»)
  2. Как повысить культуру речи?  -  восп.час ( мы провели эксперимент: семенам пшеницы в одном блюдце говорили добрые, ласковые слова, в другом – неприятные, злые. Оказалось – первые проросли, быстрее, дружнее, были крепче.) 

Приобщение учащихся к искусству. Как классный руководитель привлекаю учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца, к художественной самодеятельности, все это обогащает нравственный мир школьников.

Развитию эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кинотеатров. Несколько девочек являются экскурсоводами в школьном музее.  Поездка в республиканский музей. – экскурсия

  1. посещение кинотеатра «Софит»

Успех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя методы стимулирования,  поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Мы вывешиваем приказы по классу о вынесении выговора или благодарности  в классный уголок.

В группу методов игровых ситуаций  входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.

  1. Я через 5 лет  -   Игра-воображение
  2. Поход-рыбалка   -  с организацией походов всегда помогают родители.
  3. Я – дома, я  - в школе, я – среди друзей.    - Интерактивная игра
  4. Веселый переполох в стране хорошего тона   - Кл.ч.-размышление

Возможно, существуют и другие методы, - у каждого классного руководителя свой секрет. По тема нравственности можно говорить долго: и об аспектах диагностики, и об учёте возрастных особенностей, и о работе с трудными детьми, и о возможностях гуманитарных предметов в плане воспитания духовно-нравственной личности ( ведь я веду историю и обществознание, а многие темы содержат богатый «ценностный пласт»).

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...

«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»

выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников...

Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.

quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...