О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.
статья по краеведению на тему

Трапер Вера Николаевна

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraeved_statya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории, педагог дополнительного образования

ГБОУ ШКОЛА №14 Невского района

О роли краеведения в воспитании.  От краеведения к гражданственности.  «Нужно быть самому до конца уверенным в том, что хочешь привить в детях»

 «Всё течёт, всё меняется». Меняется общество, его устои, ценности, меняется человек и его потребности, меняются и требования к человеку. Объективность истории переосмысливается новыми поколениями, появляются новые факты. Познавая историю, люди пытаются понять свое время, сверяя его с прошлым. Неожиданные чрезвычайные события могут переменить жизнь каждого из нас навсегда.

Прошло сто лет – и что осталось

От гордых, сильных сих мужей,

Столь полных волею страстей?

Их поколенье миновалось –

И с ним исчез кровавый след

  Усилий, бедствий и побед.

     А.С. Пушкин «Полтава»

   Эти строки были посвящены преобразованиям Петра и нелегкому историческому периоду отечественной истории, который связан с огромными переменами в развитии России XVIII столетия.  Этот период изучен многими историками, о нем сняты фильмы, написаны книги.  

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

 Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

   Спасителя усердно умоляют. 

А.С. Пушкин. Борис Годунов

Но многие тайны и загадки ушедших столетий до сих пор не разгаданы. Открытие архивов, обнаружение дневников, изучение медицинских и других материалов приводит к частичному, а иногда и полному пересмотру роли личности или события.

Каждая эпоха исторического прошлого выдвигала множество исторических личностей, которые несли характерные черты и особенности своего времени. Именно из их неповторимых лиц складывается картина истории. История России передает опыт ушедших поколений, воспитывает чувство патриотизма. Строки великого русского поэта можно отнести и к другим историческим периодам.  

      1917 год стал новым поворотом в судьбе России, когда не стало царей, а появились новые герои, другие ценности. Был сформирован советский человек, которого воспитывали как строителя коммунизма, атеиста. О героях Советского Союза вновь написали книги, их именами назвали мосты, улицы, проспекты, школы, в их честь создавались музеи. Живы еще свидетели исторических событий. Общество прошло через Гражданскую и Великую Отечественную войну. Но в 1991 году не стало СССР, страна стала называться Россия, пришли новые идеалы. И как уже случалось в истории, стали разрушаться старые ценности и настойчиво пропагандироваться новые. Вновь переименовывались города, улицы, проспекты, начали рушиться музеи, мемориальные доски. И многие люди долго не смогли смириться, а есть еще и те, кто очень сожалеет о том времени, творцами которого они были. Четверть века прошла с момента распада Советского Союза, почти сто лет нас отделяют от событий 1917 года. Общество вновь пытается дать оценку этим событиям уже из нынешнего осмысления исторических процессов. Историки, политологи, спорят до крика, отстаивая свою точку зрения на события, на то, какой должна быть современная Россия.  А как быть нам, учителям, преподающим историю? История – воспитывающий предмет.  Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребёнка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.  

  Ни у кого не вызывает сомнений утверждение, что необходимое нашей стране возрождение духовности возможно только при условии глубочайшего изучения истории Российского государства и вместе с этим прошлого своей малой родины.

  Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей играет краеведение. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский иностранные языки, художественную литературу и т.д.)

 Более тридцати лет я преподаю историю в школе, которую очень помогает изучать предмет «История и культура Санкт – Петербурга», который был введен в конце XX в школах Петербурга. Краеведение объединяет людей различных политических взглядов, возрастов, профессий, увлечённых одним общим делом – изучением родного края. Свои знания, свою любовь к малой родине они стараются отдать нам. Они постоянно в поиске. Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.

Д.С. Лихачев, академик, в своих письмах (письмо сорок третье) «Еще о памятниках прошлого» высказывал следующее: «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению. Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле».

Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания.

 Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края, города с Родиной, помогаем уяснить неразрывную связь: единства города с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.  Создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во неурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Краеведение – это ещё и просветительство. Краеведение изучает людей великих и простых, события общие и свои, местные. Краеведение – это связующая нить времён. Многие события, имена – всё, казавшееся совсем недавно забытым, безвестным, канувшим в Лету, воссоединяется с современностью, говорит мудро и просто. И помогает этому краевед.

Учитель-краевед должен свободно разбираться в круге современных проблем истории и искусствоведения, экологии и литературы. Успех в работе учащихся по изучению истории малой родины будет во многом зависеть и от того сумеет ли учитель правильно поставить цель исследования и научить юных краеведов ориентироваться в широком круге специальной литературы. Главное, и, пожалуй, самое сложное – заинтересовать учащихся процессом познания истории родного края. Там, где зародился живой интерес, дело заключает энтузиазм в различные формы – кружки, научные общества, олимпиады, викторины, диспуты, круглые столы, экспедиции. Краеведение в школе является результатом совместной деятельности ученика и учителя, носит творческий характер. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города. жизненной позиции.          

    Приобщение учащихся к истории малой родины осуществляется через большие и малые походы, через экспедиции и экскурсии, а также через участие в краеведческих конференциях и конкурсах. Материалы музея находят практическое применение на уроках истории, литературы, географии, биологии.

Рассматривая социально-культурную значимость краеведения, нельзя обойти и такую очень важную его грань, как влияние краеведов на жизнь родного города. Хорошо зная его историю, они обогащают его образ, созданный многими поколениями предков, чем-то новым, своим, но не ломая и не разрушая традиций, а продолжая и развивая их. У краеведения есть ещё одна очень важная особенность, которую отмечает академик Д.С. Лихачёв: "краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень

 

Д. С. Лихачев   http://www.e-reading.club/chapter.php/34608/47/Lihachev_-_Pis%27ma_o_dobrom_i prekrasnom.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"

В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...

Роль краеведения в воспитании учащихся

опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся через краеведение...

Традиционная тряпичная славянская кукла и ее роль в воспитании национального достоинства и гражданственности у подрастающего поколения

Воспитание национального достоинства и гражданственности — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины...  Чувство Родины начинается ...

Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.

Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед  "Родите...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...