Роль иностранного языка в профессиональном становлении учащихся.
статья по теме

 

Профессиональное образование - один из компоненов обучения иностранному языку. Студенты учатся профессиональному общению посредством изучения профессиональной лексики, чтения текстов по специальности, учатся общаться на профессиональном языке. Наряду с практическими целями профессиональное обучение преследует и воспитательные цели.  Они дают возможность приобщить учащихся  с помощью иностранного языка к источникам информации, расширить общий и профессиональный кругозор, овладеть умением общаться с зарубежными коллегами, повысить культуру речи, относиться с уважением и пониманием к своей будущей профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_losik_l.n.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                           РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ  УЧАЩИХСЯ

Лосик Л.Н., преподаватель

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский торгово-экономический техникум»  г.Хабаровск

            Иностранный язык сегодня осознаётся как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества. Поэтому нельзя недооценивать роль иностранного языка, как предмета, служащего развитию личности, в том числе и профессиональному становлению. Иностранный язык помогает ориентировать учащихся в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами.

    Во-первых, обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.

        Во-вторых, иностранный язык может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности студента.

     В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного предмета с другими предметами, как общеобразовательными, так и специальными.

        Профессиональную направленность при обучении иностранному языку можно объяснить, очевидно, причинами как объективного, так и субъективного характера.

        В основе объективной причины лежат потребности в специалистах средней квалификации, владеющих иностранным языком. Разумеется, что чем раньше начнётся овладение языковой базой какой-либо отрасли  знания (гуманитарной, юридической, экономической и т.д.) и в соответствии с этим обучение иностранному языку будет придан профильный характер, тем больше вероятность того, что иностранный язык будет использоваться в профессиональных целях.

        Субъективную причину определяют следующие рассуждения.  Иностранный язык для его успешного овладения должен быть включён в систему жизненных интересов личности. Одним из таких интересов для большинства студентов является всё, что связано с их профессиональным самоопределением. Если студент в процессе занятий почувствует, что этот предмет помогает ему выбрать профессию, узнать о ней что-то новое, углубиться в соответствующую область знания, что иностранный язык необходим для его будущей работы и повышения его образовательного и культурного уровня, изучение иностранного языка  приобретёт для него личностный смысл, станет постоянно действующим фактором мотивации. Выполняя программу профессионального обучения, я ставлю перед собой определённую цель и стараюсь её конкретизировать - овладеть элементами непосредственного и опосредованного иноязычного общения для последующего использования и совершенствования выработанных умений в профессиональной деятельности.

Конечно, чтобы такая профессиональная программа была выполнена, нужно соответствующее методическое обеспечение. Преподавателям иностранного языка нашего техникума приходится вести большую работу именно в плане методического обеспечения, так как нет учебников, содержащих тексты с профессиональной направленностью, именно тех специальностей, которые преподаются в техникуме. Преподаватели с помощью студентов составляют тексты по юридическим, бухгалтерским, товароведным специальностям. Подбираем тексты через интернет, газеты, профессиональные журналы. Согласно программе, темы с профессиональной направленностью изучаются на третьем курсе. Хочу отметить, что рабочие программы, рабочие планы преподавателей ориентированы на профессиональные интересы студентов. И весь третий курс посвящён именно профессиональному обучению, хотя работу по профессиональному обучению мы начинаем проводить на продуктивном уровне уже на первом курсе. Выполняется такая работа в форме знакомства с несложными профессиональными терминами, построением небольших диалогов, построением вопросов. На втором  и третьем курсе работа продолжается уже на продуктивном и творческом уровне. Она включает работу с профессиональной лексикой, выполнение различных лексико-грамматических упражнений, чтение и перевод профессиональных текстов, составление схем и словарей профессиональной лексики, проведение деловых игр. Здесь хорошо просматривается один из дидактических принципов – принцип межпредметных связей. Например, при прохождении темы в группах специальности

«Правоведение» изучаем виды законов в Англии и России: сравниваем две законодательные системы, находим общие черты и различия, обобщаем, дискутируем. То есть на таких уроках прослеживается связь с правовыми дисциплинами. Такая работа заставляет студентов мыслить, развивает логическое мышление.  Отобранные тексты нацелены на обучение всем четырём видам чтения: ознакомительного, поискового, изучающего и аналитического.

        Одним из методов формирования профессиональной компетенции является планирование и проведение практических занятий на уроках английского языка.   В группах  специальности « Технология и организация обслуживания в общественном питании» составляем меню для столовых, ресторанов и кафе, рецепты приготовления различных блюд, схемы сервировки праздничных столов. Стараемся в своей работе использовать методы интерактивного обучения. С группами юристов пытаемся воспроизвести судебное заседание с привлечением судьи, прокурора, адвокатов и присяжных. Ставим проблемный вопрос: как вы думаете, виновен или не виновен?  Почему Вы так считаете?

В группах экспертов-товароведов составляем рекламы товаров, разыгрываем сцены покупки, пишем деловые письма с предложением купить товар. Здесь используем метод инверсии, который ориентирован на метод решения творческой задачи в неожиданных направлениях. Например, прорекламируйте свой товар не обычным способом, а оригинально так, чтобы клиент захотел его приобрести. Подумайте, как это можно сделать? Студентам-технологам предлагаю составить рецепт необычного блюда и доказать, что оно полезно для здоровья. Конечно, эта работа выполняется на основе уже изученного и отработанного лексического и грамматического материала. Чтобы максимально заполнить занятие профессиональной лексикой, обыгрываем различные ситуации, составляем диалоги, которые могут возникнуть на работе или при общении с деловыми партнёрами и клиентами.

         После прохождения студентами практики прошу сделать  небольшие сообщения в письменном или устном виде о том, что им понравилось и особенно запомнилось, что не понравилось, смогли ли они использовать английский язык в работе. Естественно, соответствующий лексический словарь даётся заранее  или записывается на доске.

 В работе используем методы проблемного обучения. Проблемность - это дидактический принцип, суть которого заключается в том, что содержание учебного материала не преподносится в готовом виде, а даётся в составе проблемной задачи. Проблемная задача ставит студентов в проблемную ситуацию, лишая их возможности получить готовый ответ. Проблемная задача может быть поставлена перед студентом преподавателем, но может быть выявлена самим студентом. Например, студенты –технологи, зная, что экология оказывает влияние на качество продуктов, а это в свою очередь влияет на здоровье  человека, предлагают пути решения этой проблемы путём улучшения экологической обстановки. Предлагаются конкретные меры. Такая работа выполняется студентами самостоятельно. Предлагаются различные варианты решения проблемы. Сообщения делаются на английском языке, но в доступной для понимания содержания форме. А насколько хорошо студенты поняли содержание сказанного, можно проверить, задав им вопросы. Проблемные вопросы иногда ставлю перед учащимися сама, сопровождая их словами: Почему? Как Вы думаете? Что нужно сделать? А как бы вы поступили?

        Думаю, что вся эта работа способствует готовности к профессиональному общению, формирует компетенции будущего специалиста сферы обслуживания. Наряду с практическими целями профессиональное обучение преследует и воспитательные цели.  Они дают возможность приобщить учащихся  с помощью иностранного языка к источникам информации, расширить общий и профессиональный кругозор, овладеть умением общаться с зарубежными коллегами, повысить культуру речи, относиться с уважением и пониманием к своей будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нам нужен иностранный язык или роль иностранного языка в будущей жизни учащихся.

Материал представляет собой выступление на педагогическом совете ГБОУ города Москвы школа 1929 и является краткой демонстрацией практического применения полученных знаний по иностранному языку в школе...

Роль учителя иностранного языка в формировании у учащихся способности к межкультурной коммуникации

В данной статье освещаются основные направления развития у учащихся способностей к межкультурной коммуникации. Рассматривается особая роль учителя английского языка для создания мотивации своего предм...

статья "Роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении специалиста"

Реализация ФГОС СПО диктует необходимость формирования у студентов медицинских колледжей общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических...

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...

Презентация: Роль иностранного языка в профессиональной деятельности сотрудников сферы гостеприимства

Данный материал будет полезен преподавателям иностранного языка, работающим  по направлениям: Туризм, гостиничное дело, гостиничныйсервис....