Байкова Ольга Борисовна

сайт учителя словесности

Влюби учеников в себя, затем - в предмет, потом добейся результатов!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: методика подготовки к ЕГЭ по литературе, приёмы НЛП в обучении русскому языку, "неправильные правила"

Увлечения: чтение, кулинария, общение с интересными людьми

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: г. Новокузнецк

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 107"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/baikova-olga-borisovna
"И это пройдёт!"
Надпись на кольце царя Соломона

Учителя бывают разные: добрые и "добренькие", требовательные и лояльные, педантичные и эмоциональные. А каким должен быть учитель? Что в его силах? В педагогике немало учителей, которые через своих учеников повлияли на историю человечества.

  Стал бы Александр Македонский без влияния на него Аристотеля Великим Искандером, замыслившим объединить разные страны в единый народ? И сколько ещё веков, не будь у Александра I такого наставника, как Жуковский, Россия пребывала бы в рабстве?

А если бы директор Царкосельского лицея Малиновский позволил исключить за поведение и неуспеваемостьСашу Пушкина, было бы у нас на одного помещика больше, на одного Поэта меньше.

В чём же назначение учителя? Учитель учит - чему? "Конечно же, своему предмету", - скажут многие и формально будут правы. Но понятия "предметник" и "учитель" неравнозначны. Попробуйте назвать предметниками Я. Корчака, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого... Нонсенс! Они не предметники, но учителя. Значит, учитель может быть "предметником", но только "предметник" учителем - вряд ли.

Учитель - это, прежде всего, наставник. Его основное назначение - раскрытие способностей и развитие внутреннего мира своего подопечного, воспитание потребности в получении знаний, формирование у ученика представлений о мире, о законах человеческого общества и о себе самом. Учитель должен научить не только предмету, но и чему-то важному в жизни. От него получают поддержку, а не назидание, совет, а не нотацию. К нему обращаются в любое время, а не только в конце четверти.

Считаю, что учитель должен влюбить детей в себя, потом - в свой предмет, и, наконец, добиться результатов.

О себе

Родилась12 апреля - в День космонавтики. Поэтому лет до пяти считала, что должна работать космонавтом. В детстве играла во что угодно, только не в школу. Благодаря бабушке и дедушке в три года научилась читать. К пяти годам дома не осталось ни одной не прочитанной мною детской книжки. Пришлось записывать меня в библиотеку. Кстати, мама работала в библиотеке Сибирского металлургического института, а папа - в городском драмтеатре. Так что классика была мне знакома с детства. В школе училась легко. Знания брала из книг, а не из учебников. В результате переписки с ровесницей-болгаркой стала изучать болгарский язык. Мне одинаково давались все предметы: до девятого класса ежегодно была призёром олимпиад по биологии, математике, географии, истории и пр. В старших классах гуманитарное направление победило окончательно. Но педагогический не рассматривался принципиально. Собиралась в ЛГУ на болгарское отделение. Однако дальше Кемерово уехать не удалось. Поступила на филфак КемГУ в 1982 году. Год проучилачь на кафедре общего и исторического языкознания, но после первого курса, попав под колдовство хоризмы и ума Натана Давидовича Тамарченко,  перевелась на кафедру теории литературы. С благодарностью вспоминаю наших преподавателей: Валерия Игоревича Тюпу, Михаила Николаевича Дарвина, Маргариту Васильевну Орёл, Василия Николаевича Данкова. Они научили нас видеть, мыслить, анализировать. В университете, как и в школе, скорее, училась, а не учила. Всё было интересно, на всё хватало времени: и на ночные диспуты, и на туризм, и на Интернетклуб, президентом которого была. В 1985 году побывала на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Через год поработала в составе педотряда в Верхотомской спецшколе для малолетних преступников. Дипломировалась у Тамарченко Н.Д. (светлая ему память!). И как ни хотела в школу идти, но от судьбы не уйдёшь! Дед мой по отцовской линии был директором школы, бабушка и её сестра - учителями. Так что и мне на роду, значит, было написано в школе работать. С 1987  по настоящее время работаю учителем. Со временем  стала получать драйв от профессии, от возможности реализоваться самой и дать возможность реализоваться моим ученикам - в творчестве, в журналистике, в исследовательской деятельности, в креативных проектах.  Неоднократно представлялясь возможность уйти из школы, но сделать этого я так и не смогла. Пока не жалею. smiley

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Крошечка-Хаврошечка", "Сивка-Бурка" - первые фантастические триллеры.

Ж.Санд. "Консуэло", "Графиня Рудольштадт", "Индиана" и др. - захватывающее чтение для третьеклассницы.

Войнич "Овод" - переворот души.

Шекли, Стругацкие, Уэллс, Азимов, Бредбэри - загадки Вселенной и Человека.

Поэзия Серебряного века - прорыв и любовь на всю жизнь!

Г.Г.Маркес "Сто лет одиночества", М.Е.Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы" - удовольствие, как от хорошего выдержанного вина.

Мой взгляд на мир

Ничто не бывает случайно. Любая информация, которая тебе даётся, когда-либо обязательно пригодится.

Моё портфолио

Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. (Плиний Старший)
Почти во всех делах самое трудное — начало. (Ж.-Ж. Руссо)

Говорят, плох тот учитель, которого не перерос ученик. Помочь ученику развиться, реализовать себя - вот достойная награда для настоящего учителя. Такой учитель не сверху, а рядом и всегда чуть впереди. Но безнравственно учить других, не учась самому. Как только учитель перестаёт расти и совершенствоваться, он становится неинтересен своим воспитанникам.

Добавить грамоту в портфолио