ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
методическая разработка по теме

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

(Методическая разработка)

О. Б. Байкова

Цель работы: определить влияние ритмов стихотворной речи на психическое и физиологическое состояние человека.

Для этого необходимо выявить соотношение и взаимодействие ритмов (размеров) стихотворной речи с физиологическими ритмами человека и его психо-эмоциональной сферой.

Задачи: определение связи между изменением ритма и частотой пульса человека;

  1. выявление степени влияния стихотворнй речи с различным ритмическим строем на эмоциональное состояние человека.

Тема не разработана в научном и методическом плане.

Данная разработка имеет теоретическое значение. В то же время она может иметь определенное значение для мотивации учащихся к исследовательской работе, планирования уроков по литературе, музыке, организации занятий психолога.

Организационный план исследования.

Стихотворные тексты читаются громко, чётко, без смысловых интонаций (для чистоты эксперимента лучше включить подготовленную запись). Частота сердечных сокращений измеряется учащимися-исследователями или их помощниками. В старших классах эта обязанность может быть возложена на самих испытуемых.

Практическая часть работы состоит из двух экспериментов.

Эксперимент №1.

Цель: определить влияние ритмики различных стихотворных размеров на изменение частоты сердечных сокращений человека.

Оборудование: секундомер, подборка стихотворных текстов.

Алгоритм эксперимента:

  1. В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 сек.
  2. Четко и громко прочитать стихотворение, выделяя его ритмическое построение.
  3. Сразу же по окончании чтения повтоно измерить ЧСС.
  4. Занести результаты в таблицу.

Эксперимент №2.

Цель: определить влияние ритмики различных стихотворных размеров на изменение эмоционального состояния человека.

Оборудование: подборка стихотворных текстов, карта «эмоционального поля».

Алгоритм эксперимента:

  1. Четко и громко прочитать стихотворение, выделяя его ритмическое построение.
  2. Определить свое настроение.
  3. Данные занести в таблицу.

Анализ изменения частоты сердечных сокращений.

Данные, полученные в результате эксперимента №1, заносятся в таблицу.

Таблица №1.

№. Фамилия

ЧСС1

(покой)

ЧСС2

(ямб)

ЧСС3

(гекз.)

ЧСС4

(хорей)

ЧСС5

(анап.)

ЧСС6

(амф.)

ЧСС7

(дакт.)

ЧСС 1 - частота сердечных сокращений в состоянии покоя;

ЧСС 2 - частота сердечных сокращений после прослушивания текста №1;

ЧСС 3 - частота сердечных сокращений после прослушивания текста №2;

ЧСС 4 - частота сердечных сокращений после прослушивания текста №3;

ЧСС 5 - частота сердечных сокращений после прослушивания текста №4;

ЧСС 6 - частота сердечных сокращений после прослушивания текста №5;

ЧСС 7 - частота сердечных сокращений после прослушивания текста №6;

После определения среднестатистической частоты изменения частоты сердечных сокращений данные заносятся в таблицу.

Таблица № 2.

ЧСС1

(покой)

ЧСС2

(ямб)

ЧСС3

(гекз.)

ЧСС4

(хорей)

ЧСС5

(анап.)

ЧСС6

(амф.)

ЧСС7

(дакт.)

На основе таблицы составляется график среднестатистической частоты сердечных сокращений.

Определение эмоционального состояния.

Исследуемым предлагается отметить на карте «эмоционального поля» свое эмоциональное состояние (ЭС), соответсвующее каждому из прослушанных текстов. Результаты заносятся в таблицу.

Таблица № 3.

№. Фамилия

ЭС 1

(ямб)

ЭС 2

(гекз.)

ЭС 3

(хорей)

ЭС 4

(анап.)

ЭС 5

(амф.)

ЭС 6

(дакт.)

Результаты соотносятся со шкалой эмоциональных состояний («+» и «-»), где

«+» – радость, уверенность, ликование, торжество, потеха, веселье, спокойствие, решимость, отрада, упоение;

«-» - беспокойство, грусть, недовольство, уныние, смущение, неловкость.

К нейтральным эмоциям («0») я отнесла бестрепетность и невозмутимость.

Интерпретированные результаты заносятся в таблицу.

Таблица № 4.

ЭС 1

(ямб)

ЭС 2

(гекз.)

ЭС 3

(хорей)

ЭС 4

(анап.)

ЭС 5

(амф.)

ЭС 6

(дакт.)

На основе таблицы составляется график изменения эмоционального состояния.

Предполагаемые выводы.

Представленная нами работа показала, что:

  1. ритм стихотворного произведения влияет на некоторые параметры физиологии человека;
  2. декламация или слушание стихов, написанных …(каким размером)  может повышать частоту сердечных сокращений;
  3. стихотворные произведения, написанные …(каким размером), могут замедлять ритм сердечной деятельности;
  4. различные по своей ритмической организации стихотворные тексты по- разному воздействуют на эмоционально-психическое состояние человека;
  5. стимулирующими эмоциональную сферу человека является …(размер);
  6. при помощи стихотворных произведений можно воздействовать на психику и физиологию человека;
  7. исследовательской работой можно мотивировать учащихся к изучению стиховедческих понятий.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Античная музыкальная эстетика.М.: Искусство, 1999.
  2. Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи/Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева,вступит. статья Б. П. Кирдана. – М.: Современник, 1982.
  3. Гомер. Одиссея: Эпическая поэма/Сокращ. Пер. с древнегреч. В. А.Жуковского; Вступит.Ст. и коммент. И. Нахова. – М.: Дет. лит.,1987.
  4. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Регуляция психики – СПб.: Детство-пресс,2000.
  5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.
  6. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Осовицкая З., Казаринова А.  В мире музыки: Учеб. пособие по музыкальной литературе для ДМШ. – Переизд. – М.;СПб.: Музыка,1996.
  8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 1999.
  9. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. Ч. 1. Основы здорового образа жизни/Под ред. Р. И. Айзмана. – Новосибирск: Сибирское соглашение,1999.
  10. Шаталова И. Л. и др. Музыкальное воспитание в школе: Методич. пособие/Департ. образования и науки администр., Обл.ИУУ. – Кемерово, 1996.
  11. Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л. А. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
  12. Мифологический  словарь/Гл. ред. Е. М. Метелинский. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

Приложения.

ГЛОССАРИЙ

АМФИБРАХИЙ – трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

АНАПЕСТ – трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

БИОРИТМЫ – цикличная повторимость каких-либо биологических или физиологических явленийю

ГЕКЗАМЕТР – шестистопный стих.

ДАКТИЛЬ – трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ – определенные метрические нормы, в пределах которых происходит стиховой ритмический процесс.

РИТМ – мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах – в музыке, в танце и в метрическом стихе.

СИНКРЕТИЗМ – слитность, нерасчлененность первоискусств – танца, музыки, поэзии.

ЯМБ – двухсложный размер с ударением на втором слоге.

СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ.

ЯМБ

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не вшутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день, и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

«Когда же черт возьмет тебя!»

А. С. Пушкин

Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

и мачта гнется и скрипит…

Увы! Он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М. Ю. Лермонтов

ГЕКЗАМЕТР

…К берегу близкому скор пристав с кораблем, мы открыли

В крайнем, у самого моря стоявшем утесе пещеру,

Густо одетую лавром, пространную, где собирался

Мелкий во множестве скот; там высокой стеной из огромных,

Грубо набросанных камней был двор обведен, и стояли

Частым забором вокруг черноглавые дубы и сосны.

Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко

Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;

Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;

Видом и ростм чудовищным в страх приводя, он несходен

Был с человеком, вкушающем хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно…

Гомер

ХОРЕЙ

Муха, муха, Цокотуха –

Позолоченное брюхо.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, таракны,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

С молоком и крендельком.

Нынче муха Цокотуха –

Именинница.

Приходила к мухе

Бабушка-пчела,

Мухе Цокотухе

Меду принесла…

К. И. Чуковский

АНАПЕСТ

Как соломинкой пьешь мою душу.

Знаю, вкус ее горек и хмелен,

Но я пытку мольбой не нарушу,

О, покой мой многонеделен.

Когда кончишь, скажи: не печально,

Что души моей нет на свете,

Я пойду дорогой недальней

Посмотреть, как играют дети.

На кустах зацветает крыжовник

И везут кирпичи за оградой,

Кто он! – Брат мой или любовник,

Я не помню и помнить не надо.

Как светло здесь и как бесприютно,

Отдыхает усталое тело…

А прхожие думают смутно:

Верно только вчера овдовела.                  

   А. А. Ахматова.

АМФИБРАХИЙ

Средь шумного бала, случайно,

В тревогах мирской суеты,

Тебя я увидел,

Но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

И смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь –

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь.

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

А. К. Толстой.

ДАКТИЛЬ

Славная осень! Здоровый, ядренный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Н. А. Некрасов.

Зорка Венера ўзышла над зямлёю,
Светлыя згадкі з сабой прывяла...
Помніш, калі я спаткаўся з табою,
Зорка Венера ўзышла.
З гэтай пары я пачаў углядацца
Ў неба начное і зорку шукаў.
Ціхім каханнем к табе разгарацца
З гэтай пары я пачаў.

Але растацца нам час наступае;
Пэўна, ўжо доля такая у нас.
Моцна кахаў я цябе, дарагая,
Але растацца нам час.
Буду ў далёкім краю я нудзіцца,
Ў сэрцы любоў затаіўшы сваю;
Кожную ночку на зорку дзівіцца
Буду ў далёкім краю.
Глянь іншы раз на яе, - у растанні
Там з ёй зліём мы пагляды свае...
Каб хоць на міг уваскрэсла каханне,
Глянь іншы раз на яе...

Максим Богданович.