"Влияние аэробики на психическое и физическое состояние человека"
статья по теме

В статье раскрывается понятие личности человека. Описывается как аэробика влияет на формирование личности. А также, как занятия аэробными упражнениями оказывают влияние на организм человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Введение.

Занятия аэробикой или другим видом физкультуры оказывают общефизиологическое воздействие на организм, повышая обмен веществ; положительно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную системы. Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Ученые утверждают, что самыми сильными мышцами человеческого тела (относительно своей массы) являются жевательные. Почему? Ответ ясен: мы не забываем каждый день (и по нескольку раз в день) упражнять их. Если бы мы так же внимательно относились к другим мышцам нашего тела, то были бы намного сильнее и здоровее.

 Йоги говорят, что пока человек гибок -  он молод. Действительно гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья человека. С возрастом происходит перестройка суставов: уплощаются и деформируются из-за отложения солей суставные поверхности костей, истончаются и окостеневают хрящевые прослойки, теряют эластичность, укорачиваются и огрубляются связки. Все это приводит к снижению амплитуды движений, потере гибкости, появлению болезненных ощущений в плечевых, коленных, тазобедренных суставах и позвоночнике. Для того чтобы остановить этот процесс, существует один способ – физкультура, специально направленная на проработку суставов, гимнастика растягивания. Начинайте вести активный образ жизни, занимайтесь аэробикой, танцами, гимнастикой, плаванием, бегом и т.д.

     Занятия физкультурой комплексно воздействуют на организм: они укрепляют все мышечные группы, развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, тренируют общую и силовую выносливость организма, укрепляют кардио-распираторную систему, активизируют иммунные силы организма, совершенствуют координацию движений, позволяют снизить избыточный вес, улучшают настроение, дают заряд бодрости.

     При выполнении физических упражнений усиливаются импульсы из рецепторов участвующих в движении (зрительного, слухового, тактильного), одновременно с этим возбуждается двигательная зона коры головного мозга. Под влиянием мышечной активности повышается деятельность желез внутренней секреции, прежде всего надпочечников. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают артериальное давление, одновременно расширяя артерии головного мозга. Гормоны коркового слоя надпочечников повышают сопротивляемость организма и оказывают противовоспалительное действие. Во время мышечной работы улучшаются обменные процессы в тканях и процессы регенерации клеток. Мышечное сокращение служит в качестве своеобразного насоса, выжимающего кровь из вен по направлению к сердцу. В миокарде, как и в скелетной мускулатуре, возрастает число функционирующих капилляров, активизируются обменные процессы, увеличиваются поглощение и утилизация кислорода. Другой экстракардиальный фактор воздействия физических упражнений на периферическое повышение сократительной функции миокарда.

     

II. Компоненты структуры личности.

     На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а от части и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждый из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

     Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

     Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

     Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятии «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

     Индивидуальность – самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

     В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

     Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

     Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

     Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

     Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфически характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

     Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждение и идеалы. Не редко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Не одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались пустым звуком.

     Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждение к деятельности, а социальные установки – убеждение и отношения людей.

     Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояние человека. Любые проявления его активности сопровождается эмоциональными переживаниями.

      У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

      Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способность, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

     Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

 III. Влияние  аэробики на формирование  личности.

Аэробика способствует не только физическому развитию человека, но и играет огромную роль в деле общего воспитания.

Под влиянием аэробики развивается внимание, мы приучаемся сосредотачиваться в каждый данный момент на том, что нам преподают. Во всех упражнениях достигается четкая определенность: их нельзя « смазать», сделать поспешно. Каждый занимающийся на виду и каждое неверное движение бросается в глаза и сразу поправляется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранности.

 Аэробика развивает бодрость духа, жизнерадостность, находчивость и самостоятельность. Наряду с этим, она придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий аэробикой – воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не утомительными тренировками, а радостной деятельностью, отвечающей природным склонностям к ритму, движению, красоте.

 Особенностям детского возраста отвечает коллективная форма занятий ритмической гимнастики. Для дошкольников групповое занятие является продолжением игры. Дети этого возраста стремятся быть вместе и, не стесняясь, выполняют любые движения на виду у других.

В младшем школьном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность свободно раскрывать свои достоинства, возможности, способности. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных чувств, расширяется эмоциональный опыт ребенка.

В подростковом возрасте доминирующим становится самореализация своих способностей, самоутверждение и самовоспитание. Занятия аэробикой создают эту возможность, так как способствуют развитию грациозности, пластичности, красивой осанки, совершенному владению своим телом.         Хорошая физическая форма, в свою очередь, способствует уверенности в себе, преодолению застенчивости, робости, повышению самооценки. Поскольку в этом возрасте большое значение придается общению, коллективная форма занятий помогает реализовать данную потребность и способствует преодолению негативных проявлений в развитии личности подростков. В групповой деятельности легче нейтрализуются такие типичные для подростков черты, как агрессивность, замкнутость, конфликтность, невротизм.

Для юношеского возраста – этапа перехода от стадии полового созревания и взрослости – характерно развитие самосознания, нового восприятия своего физического облика. Образ собственного тела – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Очень многие юноши и девушки хотели бы изменить свой облик, в частности, уменьшить избыточный вес, и тут неоценимую помощь могут принести занятия аэробикой.

В групповых занятиях аэробикой повышается самооценка, сглаживается чувство личной неполноценности у несколько запаздывающих в своем развитии подростков, повышается уровень самоуважения. Занятия аэробикой способствуют реализации коллективистских устремлений и желания самосовершенствования. Высокая двигательная активность в известной мере снижает и повышенную сексуальную направленность, характерную для этого возраста.

Таким образом, правильно организованные занятия развивают положительные эмоции, воспитывают коллективизм, уверенность в себе, эстетические чувства. Иными словами, аэробика является прекрасным средством гармонического развития личности.

IV.  Влияние аэробики на организм.

Оздоровительная аэробика – одно из средств оздоровительной физкультуры и, следовательно, основной эффект, на который должны быть нацелены занятия и который, безусловно, должен достигаться, это – оздоровление организма занимающихся.

 Занятия аэробными упражнениями оказывают следующие положительные влияния на организм человека.

  Миокард.

 Незначительное повышение объема полостей сердца (делятация), гипертрофия мышечных стенок вместе с улучшением процессов ионного обмена и повышением плотности митохондрий улучшает сократимость (т.е. увеличивает ударный объем) миокарда, повышает максимальный сердечный выброс и устойчивость работы сердца при длительной мышечной нагрузке, т.е. увеличивает производительность сердца как насоса. Наблюдается увеличение просвета коронарных сосудов и плотности капилляров вместе со снижением реактивности миокарда на действие стрессоров.

  Сосудистая система.

Имеет место увеличение просвета и эластичности магистральных и периферических сосудов. Увеличение плотности капилляров улучшает обеспечение тканей кислородом, гормонами и питательными веществами.

  Кровь.

  Немного увеличивается общий объем циркулирующей крови, гемоглобина и эритроцитов, улучшается кислородтранспортная функция крови.

  Мышцы.

 Увеличивается плотность митохондрий и капилляров, концентрация миоглобина, запасов гликогена, происходит незначительная гипертрофия мышечных волокон, увеличивается выносливость мышц при выполнении работы аэробного характера.

 Эндокринная система.

Аэробные упражнения способствуют незначительному увеличению веса и функциональной мощности некоторых желез; снижают реакцию желез на выполнение умеренной мышечной работы; повышают способность определенных желез поддерживать высокую функциональную активность в течение длительного времени; изменяют чувствительность тканей к гормонам, что способствует улучшению регуляции функций организма и обменных процессов.

  Центральная нервная система.

 Положительный эффект аэробных упражнений заключается в тонизировании деятельности нервной системы за счет нервных импульсов, которые возникают под влиянием мышечных сокращений и движений в рецепторах, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах, а также в вестибулярном аппарате. Кроме того, улучшаются окислительно-восстановительные процессы, снабжение кровью головного мозга, снимается утомление, развившееся в результате напряженного  умственного труда, быстрее восстанавливается затраченная при работе энергия. Еще И.М.Сеченов, открывший феномен «активного отдыха», говорил о том, что мышечная работа может заряжать утомленные нервные центры энергии. Таким образом, аэробные упражнения могут рассматриваться как средство коррекции нашего психофизического состояния.

Пищеварительная система.

Уменьшается отложения внутрибрюшного жира.

«Массаж» кишечника окружающими мышцами и тканями, включая диафрагму, с целью предотвращения накопления отложений в толстом кишечнике. Это особенно эффективно в сочетании с расслабляющим (симпатическим) влиянием на гладкую мускулатуру желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), которое имеет место во время физической нагрузки.

Нервно-рефлекторная стимуляция органов ЖКТ путем воздействия на рефлекторные зоны и акупунктурную систему – такой эффект достигается при выполнении определенных упражнений.

Релаксирующий эффект тренировки на психическую сферу.

Улучшение состояния иммунной системы.

V. Заключение.

Существует много факторов, которые в течение жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие способны его укрепить. В первую очередь – это регулярные занятия физической культурой, в частности аэробными упражнениями. Они вызывают в организме положительную функциональную перестройку. Регулярное их выполнение улучшает энергообеспечение различных процессов, протекающих в организме, и снабжение тканей кислородом, а также повышает эффективность гормональной регуляции обмена веществ.

Кроме этого занятия аэробикой оказывают положительный эффект на формирование личности. В результате занятий аэробикой. Формируется уверенность в себе, повышается самооценка, снижается уровень негативных проявлений в коллективе.

То есть, аэробика способствует не только физическому развитию, укреплению здоровья, но и играет огромную роль в деле общего воспитания.

VI. Список литературы.

  1. Аэробика; теория и методика проведения занятий: учеб. Пособие для студентов вузов/ ред. Е. Б. Мякиченко, М. П. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304 с.
  2. Биндусов Е. Е. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическую подготовку дошкольников/ Е. Е. Биндусов, М. В. Кузьменко// Эргономические основы двигательной активности. – Рязань, 199 – с. 6-7.
  3. Валитова И. Е.. Психология развития ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения: учеб. Пособие/ И. Е. Валитова. – Минск: Университет, 1997. – 160 с.
  4. Виру А. А. Аэробные упражнения/ А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 142 с.
  5. Дьяченко О. М. Психическое развитие дошкольников/ О. М. Дьяченко, Т. В. Лавреньева. – М.: Педагогика, 1984. – 127 с.
  6. Дьяченко О. Психическое развитие дошкольников/ О. Дьяченко, Т. Лаврентьева// Наши дети. – М., 1988. – С. 182-185.
  7. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. Вузов и колледжей/ М. А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  8. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет: учебник для студентов вузов/Е. О. Смирнова. М.: Школа-Пресс, 1997. – 383 с.
  9. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности/ Е. Смирнова// Дошкольное воспитание.-2002.- № 4. – С. 70 – 73.
  10. Тимошина  И.Н. Влияние непрерывного физкультурного образования на уровень здоровья учащихся / И.Н.Тимошина, И.М.Купцов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -  2006. - №3. -  С.
  11.  Шилов М.И. Формирование нравственных и волевых черт характера подростков в школах спортивной ориентации/ М.П. Шилов, Ю.В.Шевчук// Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. – 2005. - № 4. - С.46-49.
  12.   Якимович С.В. Социально ориентирующие игры как основа организации физического воспитания школьников во внеурочное время/ С.В.Якимович// Физическая культура. -  2003. - №3. - С.2-6.
  13.  Якунина С. Ритмическая гимнастика/ С. Якунина// Дошкольное воспитание. 2002. - № 10. – С. 64-71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Влияние музыки на психическое и физическое воспитание ребёнка

Информация для учителей,родителей, как развивать музыкальные способности ребёнка....

Эффективность влияния внеклассных мероприятий на общее физическое состояние школьников

Рассиатривая вопрос сохранения генофонда нации, необходимо формировать соответствующую инфраструктуру здоровьесберегающих технологий.Цель здоровьесберегающего образования - укрепление психофизиологиче...

Влияние запахов на настроение и общее состояние человека. Ароматерапия»

Актуальность темы состоит в том, что современный человек сегодня, как никогда раньше подвержен влиянию быта, устает от шума улиц, задыхается от выхлопных газов, да и просто выматывается в своем плотно...

"Влияние цветов на эмоциональное и физическое состояние человека"

Памятка "Влияние цветов на эмоциональное и физическое состояние человека"...