"Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребёнка 5-6 лет"

Данный материал понадобится для мониторинга детского развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skanirovanie0000.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon skanirovanie0009.doc576.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

I

I

Уважаемые коллеги!

Предлагаемое пособие разработано с целью оперативного отслеживания фор-
мирования интегративных качеств личности маленького человека по результатам
образовательной деятельности в группах для детей 5-6 лет с нормальным и на-
рушенным развитием. Это достигается путем использования общепринятых кри-
териев и уровневым подходом к оценке личности ребенка 5-6 лет по принципу
«Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности
ребенка». Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соот-
ветствующих ФГТ: «Физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально-
отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и плани-
р
овать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблю-
дающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Способный
решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возра-
сту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе»
, «Овладевший универсальными предпосылками учебной дея-
тельности
», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», что позволяет
осу
ществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка 5-6
лет.

Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:

1 балл - ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегра-
тивного качества;

2 балла - ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по ука-
з
анному критерию интегративного качества;

3 балла - ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представ-
лени
я по указанному критерию интегративного качества;

4 балла - ребенок имеет усвоенные снезначительными неточностями пред-
ставления по указанному критерию интегративного качества;

5, баллов - ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанно-
му критерию интег
ративного качества.

Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год - в
начале и конце учебного года (лучше испо
льзовать ручки разных цветов), для про-
ведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и
включает два этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый по-

 

3

 

казатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы
сложить (по строке) и разде
лить на количество параметров, округлять до десятых
долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного'
ребенка и про ведения индивидуального учета промежуточных результатов фор-
мирован
ия интегративных качеств личности детей 5-6 лет.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый по-
казате
ль по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить
(по с
толбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития
личности детей (в группах компенсирующей направленности - для подготовки к
групповому ме
дико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
у
чета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных
качеств
личности детей 5-6 лет.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с
п
роблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании
о
пределенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т. е. оператив-
но осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными
вариантами ра
звития личности можно считать средние значения по каждому ре-
бенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в
интерва
ле cpeДH~X значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в
развитии личнос
ти ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать
о выраженном несоответс
твии развития личности ребенка возрасту. (Указанные
инт
ервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как полу-
чены с помощью применяемых в nсихолого-nедагогических исследованиях психо-
метрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов
мониторинга детей данного возраста.)

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей со-
относятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет не-
обходимы
ми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье»,
«
Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,
«
Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное твор-
чество», «Музыка».

Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных
качес
тв личности детей 5 - 6 лет обусловлено квалификационными требования-
ми к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных ре
зульта-
тов личностного развития каждого ребенка в соответствии с Фгт.



Предварительный просмотр:

7. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ,

                СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МИРЕ И ПРИРОДЕ»

 

\

Знает свои имя и фамилию,

Может рассказать о

Имеет представяе-

Имеет представле-

Итоговый показа-

возраст, имена, отчества ро-

своем городе, назы-

ние о Российской

иие о флаге, гербе,

тель по каждому

Х!

Фамилия, имя ребенка

дителей, места работы, значе-

вает свою улицу

армии, войие, Дне

мелодии гимна РФ,

ребенку (среднее

п/п

ние их труда, имеет постоян-

Победы

знает о Москве

значение)

ные обязанности по дому

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

,

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

в-

15

16

17

18

19

20

\

21

)

..

22

23

,

24

/

25

,

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

 

8. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проявляет ответствен-

Способен удерживать

Может выразительно,

Способен сосредото-

Итоговый показа-

ность в трудовых

В памяти при вы-

связно И последова-

ченно действовать

тель по каждому

поручениях,стремится

полнении каких-либо

тельно рассказать не-

в течение 15--25

ребенку (среднее

Х!!

Фамилия,имя ребенка

радовать взрослых хо-

действий несложное

большую сказку, может

минут

значение)

п/п

рошими поступками

условие. Способен при-

выучить небольшое

нять установку на за-

стихотворение

~

поминание

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

,.

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

.

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

..

9. ИПТЕГРАТИВПОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ НЕОБХОДИМЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ»

у ребенка сформированы умения и навыки. необходимые для осуществления различных ви-

Итоговый показатель

Х!!

дОВ детской деятельности

по каждому ребенку

п/п

Фамилия, имя ребенка

игровой

продуктивной

трудовой

самообслуживания

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

~

23

24

25

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

6. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ (ПРОБЛЕМЫ), АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ»

Ориентируется в прос-

Способен конструиро-

Способен рассуждать и

Способен самостояте-

Итоговый показатель

транстве и времени

Вать по собственному

давать адекватные при-

льно придумать небо-   придуматьпрпридуматьнебольшую сказку

по каждому ребенку

Х!!

(вчера-сегодня-завтра;

замыслу. Способен испо

чинные объяснения

льшую сказку на задан

(среднее значение)

о/о

Фамилия, имя ребенка

сначала-потом)

льзовать простые схема тичные изображ для ре

ную тему

шения несложных задач

строить по схеме

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

~

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

~

19

ь>

20

/

21

»<

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

5. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАТЬ
СВОИ
ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,
СОБЛЮДАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕД
ЕНИЯ»

Договаривается со св ер-

Оцеиивает свои поступки,

Самостоятельио использует

Итоговый показатель по

стниками в коллективной

поннмает необходимость

в общенин вежливые слова,

каждому ребенку (среднее

Х!!

Фамилия, имя ребенка

работе, распределяет роли,

заботы о младших

соблюдает правила поведе-

значение)

п/п

при конфликте убеждает,

ння на улице и в детском

объясняет, доказывает

саду

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

,.

7

8

9

.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

I

22

23

24

25

I

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

4. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ
И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»

Распределяет роли

Сочиияет оритиналь-

Умеет делиться со

Поддерживает беседу,

Итоговый показатель

в игре, исполняет

ные и последователь-

взрослыми и детьми

высказывает свою

по каждому ребенку

Х!!

роль, сопровождает

но разворачивающие-

разнообразными впе-

точку зрения, согла-

(среднее значение)

о/о

Фамилия, имя ребенка

действия речью, со-

ся истории, исполь-

чатлениями

сие инесогласие

держательно и инто-

зует все части речи,

национно

словотворчество

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

~

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

~

19

ь>

20

/

21

»<

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

 

 

3. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ»

Эмоциоиально откликается

Понимает и употребляет в

Понимает скрытые мотивы

Итоговый показатель по

на переживания близких

своей речи слова, обозна-

поступков героев литера-

каждому ребенку (среднее

взрослых, детей, пер со-

чающие эмоциональные

турных произведений

значение)

Х!!

Фамилия, имя ребенка

нажей сказок и историй,

состояния, этические каче-

п/п

мультфильмов и художе-

ства, эстетические характе-

ственных фильмов, куколь-

ристики

ных спектаклей

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

'"

6

,

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

~

19

~

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе

реднее значение)

2. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ»

Проявляет устойчивый иитерес к раз-

Проявляет любознательность, инте-

Итоговый показатель по каждому

Х!!

личным видам детской деятельности,

рее к исследовательской деятельно-

ребенку (среднее значение)

Фамилия, имя ребенка

использует различные источники ин-

сти, экспериментированию

п/п

формации

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

1

4

5

6

7

,.

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

~

22

~

23

24

25

Итоговый показатель по группе

реднее значение)

 1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ,
ОВЛАДЕВШИЙ ОСНОВНЫМИ КУЛЬТУРНО
-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

Владеет основными

Проявляет интерес к

Имеет представление

Знает о ценности

Итоговый показатель

движениями и до-

участию в подвижных

о здоровом образе

здоровья, пользе

по каждому ребенку

Х!!

ступными навыками

играх н физических

жнзни, о зависимости

утренней зарядки, фи-

(среднее значение)

п/п

Фамилия, имя ребенка

самообслуживания

упражнениях, со-

здоровья от правиль-

зическвк упражнений,

ревнованиях, играх-

ного питания

правильном питании,

эстафетах

закаливании, гигиене

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе

~~

(среднее значение)