Главные вкладки

    Путь к экологическому человеку

    Саголакова Надежда Петровна

    «Путь к Экологическому человеку»

     

    «Мир, окружающий ребенка, - это

    прежде всего мир природы с безграничным

    богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

     Здесь в природе, вечный источник детского разума.»

    В,А. Сухомлинский.

     

    Каждая наука имеет тенденцию уходить в свои глубины, тем самым невольно изолируясь от остальных. В результате желание познать истину, как правило, затмевает все, даже человека, породившего это желание. Возникает парадокс: занятое познанием мира человечество, являющееся его частью, вычеркивает себя из общей схемы мироздания.

    В последнее время мы, вероятно, значительно повзрослели, поскольку вдруг осознали зияние этой неполноты. Отсутствие личностного компонента в изучении той или иной науки столь очевидно, что система образования волей-неволей стала разворачиваться в сторону гуманизации и гуманитаризации как обучения, так и воспитания.

    Налицо желание современной образовательной системы вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения внутреннего мира и нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

    Как только человек начинает осваивать социум, он превращается скорее в копилку разрозненных фактов, норм и правил, чем в элемент общей картины мира. А ведь нормой было бы ощутить себя мудро и бережно включенным в этот мир, быть разумно существующим и полным любви и благодарности к природе. Только любовь и благодарность несут в себе потенциал созидания и отрицают разрушение. Именно поэтому в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с обучения на воспитание. Ошибочный взгляд на их раздельное существование или доминирование одного из них долго заводил нас в тупик. Но жизнь доказывает свое: не научимся воспитывать человека в любви к планете, людям и самому себе — погибнем. И планета об этом уже кричит несколько сотен лет. Кто бы ее услышал...

     

    Экология в прямом смысле этого слова — знание о Доме, причем под Домом можно понимать масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной.

    Домом может быть и сам человек — носитель своего внутреннего мира.

    Изменится  ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Конечно, нет! Без знаний ничего не изменится. Гармоничная жизнедеятельность возникнет только из гуманного мировоззрения, из тонкого чувствования и восприятия из любви ко всему миру. Если не будет этой любви как основы, сколько

    бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными.

    Сколько бы ребенок ни запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь – все бесплодно.

     

    Что же способствует воспитанию сердца, прежде всего? Любовь и Красота. В них есть тот живой огонь, от которого зажигаются огоньки сердец. Мы же знаем: огонь возгорается от огня. Красота- это то, что возвышает, одухотворяет, очищает, несет радость и просветление. Об этом прих6ится говорить, потому, что в последние годы происходит подмена ценностей, искажение понятий. За красоту выдают порой безобразие. Но чистое сердце всегда знает, где подлинное. Так дети, особенно в раннем возрасте, видят и откликаются на настоящее, на подлинное на то что несёт свет. Потому что в них самих есть еще этот свет.

    Где мы можем найти Красоту, в чем она?  Без сомнении, можно сказать в

    - Природе, человеке. Природа — целый кладезь красоты. Любя природу, общаясь с ней, ребенок обогащается духовно чувственно—заряжается энергией добра. Необходимо дать детям эту возможность, все возможное, чтобы они хот бы периодически  окунались в мир Природы, при этом давая им определенную свободу, возможность слиться, войти с ней в контакт. Память сердца надолго сохранит это общение. И пусть они не всё запомнят из того, что хотелось бы нам, воспитателям,— главное не в этом. Если в их маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание — это будет самым главным Знанием.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon put_k_ekologicheskomu_cheloveku_sh.pdf2.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

     

    Комментарии

    Бережная Ирина Ивановна

    действительно, слова Маленького принца, как никакие другие подходят к разговору по защите экологии. Если мы сейчас не воспитаем у детей уважительного отношения к природе, то скоро земля превратится в одну большую свалку...