Статья "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт – педагогических техник (сказкотерапия)".

Лаптева Жанна Владимировна

Лаптева Жанна Владимировна

педагог – психолог

Муниципальное автономное дошкольное

 образовательное учреждение

детский сад № 9 «Росинка», 3 категории

Забайкальский край,г.Краснокаменск

 

Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт – педагогических техник (сказкотерапия).

…Спустился вечер за окном, затушевал дневные краски.

Окутал город нежным сном, вновь наступило царство сказки…

 

В жизни взрослые часто встречаются с различными проблемами, сложностями, ищут пути их решения. А как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? Он просит: «Почитайте сказку». Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребёнок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения жизненного опыта. Сказка может помочь понять действительность, узнать мир, дать оценку собственным чувствам и переживаниям.В наше время взрослым некогда рассказывать сказки своим малышам. Как тогда узнать, чему она учит? Какой жизненный урок скрыт в ней? В психологии известна арт-педагогическая техника, одной  из которых является сказкотерапия. По мнению И. П. Яничева, ребёнок, работая со сказкой удовлетворяет три базовых потребности:потребность в независимости;потребность в компетентности;потребность в активности (возможность действовать принимая собственные решения)[1].

На наш взгляд, данные утверждения автора четко согласуются с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в части поддержки самостоятельности и активности ребенка-дошкольника [2].

Результатом владения этими потребностями служит формирование ряда качеств личности: стремление проявлять своё личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;способность владеть инициативой в общении, эмоционально откликаться;формируется социальная компетентность.В работе с детьми используем нетрадиционные направления работы со сказкой (собственное придумывание, введение необычных персонажей). Например, в инсценировке сказки «Три поросёнка», волк может просто подружиться с поросятами и помочь в строительстве общего дома. Используя сказку, как оздоровительный коррекционный элемент, можно помочь каждому ребёнку «безболезненно войти в мир взрослых». С чем сталкивается «маленький человек», входя в мир взрослых? Страхи, расставание с дорогими людьми (поступление в сад, развод родителей), жестокость по отношению к детям. Тут и может сказка выступить со своим защитным механизмом. При решении детских проблем актуальным становится решение следующих задач: познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний присущих человеку, используя понятные для детей образы животных, птиц и т. д.;научить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией; развивать эмоциональную произвольность; научить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, решать конфликтные ситуации и т. д.)[3].

Достижению развивающего эффекта способствуют ряд методов и приёмов: чтение и обсуждение детской художественной литературы;наблюдение за эмоциональным состоянием, за участием ребёнка в обсуждаемой проблеме;обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;выражение своего собственного состояния в рисунках, движениях;изменение окончания сказки, придумывание сказки;оказание помощи героям;психогимнастика, имитационные игры;мульмимедийноепрезентирование.Поддержанию интереса способствует присутствие вымышленных персонажей, которые мы придумали вместе с детьми: фея Добринка,шарик Разноцветик, девочка МаняшаПотеряшкина, колдун Злюка, дракончик Пампсик, ёжик Ухтышкин и другие. Появление сказочных героев всегда сопровождаем «волшебством» - это то эмоциональное состояние ребёнка, в котором он готов понять и помочь другому, где с помощью сказки - волшебной тропинки в детство – можно осознать и найти пути решения возникших проблем в развитии ребёнка – дошкольника.

Во время психологических акции «Доброе сердечко» и «Подари улыбку» родителям, педагогам и детямбыла предложена работа по сочинению сказки. Все с большим интересом вовлеклись в этот процесс, ведь сказочные герои интересны и близки детям, поэтому справляясь с трудностями или непредвиденными ситуациями через своих придуманных персонажей, дети приобретают свой жизненный опыт. Например, злой волшебник и добрая фея учат детей различать добро и зло; Ухтышка и Веселинка учат видеть и определять эмоциональное состояние своё и других; Плаксы, Злюки,Обидки помогают дать нравственную оценку поступкам.В ходе работы дети сами пытаются дать оценку собственного эмоционального состояния.В этом на помощь приходят разнообразные творческие задания:контурное изображение лица (необходимо нарисовать своё настроение);показать с помощью мимики и жестов своё настроение (карточки «Азбука настроения»);использование красок и карандашей; какие цвета используются для весёлого, грустного, злого настроения.Дети учатся способам управления собственным поведением: снимают напряжение, избавляются от злости, раздражительности, разрешают конфликтные ситуации черезиспользование в самостоятельной деятельности наглядного дидактического пособия «Мальчик Вовка в гостях у ребят» и «Ах, эти разные колобки» и участие в игровых тренингах «Шаловливые мышата», «Скажи ласковое слово».Просмотры мультфильмов, как «Приключение Кота Леопольда», «Просто так», театрализованные постановки сказок «Заюшкина избушка», «Теремок» оставляют след в эмоциональном развитии ребенка.

Особую роль отводим взаимодействию с родителями воспитанников. Функционирует консультативный пункт «Мы вместе», гдеродители имеют возможность побеседовать со специалистами дошкольного образовательного учреждения, позаниматься со своими детьми, посетить занятия, досуговые мероприятия. Взаимодействуя друг с другом (педагог - родитель) можно помочь каждому ребёнку прожить эти сложные ситуации, значительно расширить его мировосприятие, развить коммуникативные, регулятивные навыки.

Таким образом, используя в работе технологию «Сказкотерапия», мы способствуем созданию положительной эмоционально-комфортной среды для воспитания ценностных личностных качеств и проживания счастливого детства.Читайте, сочиняйте, рассказывайте волшебные сказки, и мир откроется в ярких сказках добра, радости, сопереживания и взаимопомощи.

Литература:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\статья семья\Изображение 001.jpgF:\статья семья\Изображение 060.jpgF:\статья семья\Изображение 025.jpgF:\статья семья\Изображение 029.jpgF:\статья семья\Изображение 018.jpgF:\статья семья\Изображение 017.jpgF:\статья семья\Изображение 024.jpgF:\статья семья\Изображение 015.jpgD:\ФОТО\102NIKON\DSCN1383.JPGF:\статья семья\Изображение 027.jpgF:\статья семья\Изображение 074.jpgF:\статья семья\Изображение 026.jpgF:\статья семья\Изображение 012.jpgF:\статья семья\Изображение 014.jpgF:\статья семья\Изображение 016.jpg



Предварительный просмотр:

Лаптева Жанна Владимировна

педагог-психолог

МАДОУ детский сад № 9 «Росинка»,

г. Краснокаменск, Забайкальский край, Россия

 Ознакомление дошкольников с книжной культурой через социальное партнерство с библиотекой

«Чтение — это окошко, через которое дети видят 

и познают мир и самих себя»

Василий Александрович Сухомлинский

Аннотация: В статье мы поделились опытом работы по успешному взаимодействию детского сада с Центральной детской библиотекой нашего города. Мы описали интересные находки в формах работы по социальному партнерству. Актуальность заключается в том, что в наш век цифровых технологий необходимо возобновить и сохранить интерес детей к книге, к книжной культуре. А мы взрослые просто призваны это сделать.

Ключевые слова: социальное партнерство, детский сад, библиотека, образование, книжная культура.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу, так как художественная литература играет важную роль в личностном развитии человека. Инновационная среда выступает фактором повышения качества приобщения детей к чтению, а значит и к раннему усвоению русского языка.

Дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно осуществляет взаимодействие со средой, интегрирует формальное и неформальное образование; гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, запросы. Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства.

Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.

Система дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада. Ведь книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, ДОУ и Центральная детская библиотека города Краснокаменска готовы реализовать интересные проекты [3, с. 15].

Еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь или просто перелистывал книжные листы, рассматривая картинки, или пересказывал ранее прочитанный текст. В данное время, это занятие утратило свое существование или осталось, но в минимальном сопровождении. Современные гаджеты заменили доброе общение с книгой. У родителей порой нет времени, а у некоторых и желания. Теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Все чаще взрослые стали задавать вопрос, почему дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному и знакомить детей с книжной культурой необходимо с самого раннего возраста [2, с. 46].

На протяжении многих лет взаимодействие ДОУ с библиотекой было минимальным, ограничивалось организацией экскурсии, виртуальных встреч с книжным миром. Полноценная дружба библиотеки и ДОУ зародилась в прошлом 2019 году. Мы только начинали эту работу, а в 2020 году уже складывается определенная система, полноценные, уверенные шаги в организации совместной деятельности: был заключен договор о сотрудничестве, составлен подробный план совместной работы, включающий в себя сроки, формы и тематику встреч с детьми. Информация о работе в данном направлении обязательно доводится до родителей детей, а те, в свою очередь, активно участвуют в экскурсиях, праздниках, акциях и других мероприятиях.

В течение прошлого, 2018-2019 учебного года проводились встречи между педагогами ДОУ и сотрудниками библиотеки, в ходе которых решались возникающие вопросы. Мы совместно организовали и провели игровые встречи «В мире профессий», познакомили детей с профессией библиотекарь; побывали «В гостях у доктора Айболита», рассказали детям о профессиях медицинских работников. Воспитанники ДОУ в сопровождении педагога-психолога и воспитателей стали участниками муниципального конкурса детских проектов. Представили детский творческий проект «Кем быть? Профессия - Ветеринар»; педагоги и сотрудники библиотеки для детей и их родителей организовали экскурсию в Центральную детскую библиотеку нашего города. Ребята-дошколята побывали в царстве книжек, дети отправились в путешествие в «Читай – город», и стали активными участниками сказки на новый лад «Теремок». По окончании учебного года подведены итоги работы, были организованы выставки детского творчества, викторины, праздники. Приняли участие во Всероссийском конкурсе авторских программ, организаторами выступили РГДБ (Российская Государственная Детская Библиотека), как федеральный центр изучения и поддержки детского чтения. Мы представили проект-программу «В гости к тетушке Книге». Вся работа была отражена через сайт детского сада, в рубрике новости «Встреча с библиотекарем», «Экскурсия в библиотеку», «Игровая встреча: В гостях у доктора Айболита». C:\Users\Психолог\Pictures\Desktop\Журнал Имидж г. Иркутск\DSC_0359.JPGC:\Users\Психолог\Pictures\Desktop\Журнал Имидж г. Иркутск\DSC_0349.JPG

За это время работники библиотеки отметили, что дети, приходившие в библиотеку во время экскурсии, организованной в детском саду, посетили библиотеку со своими родителями в свободное время.

В прошлом году мы выстраивали сотрудничество с библиотекой в одном направлении: «Ранняя профориентация для дошколят». Сотрудничество детского сада и библиотеки  в настоящее время по реализации проекта «В гости к тетушке Книге» расширило свои границы. Оно построено по трем направлениям: профориентация «Все профессии нужны и важны»; затронут региональный компонент «Голос Забайкалья, знакомство с авторами Забайкальского края» (по творчеству Георгия Граубина, Николая Ярославцева); «В гостях у сказки». Данная работа включает разнообразные формы: библиотечный десант, конкурсы, экскурсии, творческие выставки, игровые встречи, психологическая мастерская.  

На виртуальном паровозике дети отправятся в «Читай – город» на экскурсию в «Книжное царство», побывают на станции «Выразительного чтения», задержатся на поляне «Поиграй-ка», так же могут посетить другие сказочные места.

Хотелось отметить новую форму взаимодействия, как «Библиотека на выезде».  Это подборка книжных изданий, которую создали и предоставили работники библиотеки в рамках реализуемых направлений. Там ребята могут взять интересные книги в группу, домой или просто прийти в кабинет, разместиться на уютном кресле и полистать странички. Все по – настоящему: дети заполняют формуляр, а выбранные ими произведения вносятся  в «Тетрадь читателей передвижной библиотеки».

Знакомство ребенка с библиотекой желательно продолжать, так как одной из важных сфер познания для ребенка является книга. В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. От отношения окружающих взрослых к познавательной, а именно к читательской активности ребенка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие, а в дальнейшем ребенок станет социально адаптированной личностью, способной ясно и точно выражать свои мысли [1, с. 55]. 

Мы убеждены, что книга должна войти, вернуться, ворваться в мир ребенка, как можно раньше, обогатить его восприятие, сделать жизнь интересной, полной необычных открытий и новых знаний.

Список литературы

1.Гербова В.В Приобщение детей к художественной литературе, М, 2005г.

2.Тимофеева И.Н Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением, СПб., 2000г.

3.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой, М., 1998г.