" Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "

Огнева Анна Юрьевна

Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса позволяет решать задачи ФГОС ДО.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения.

Именно поточу, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно- нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями. Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса.

     Цель работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьёй, социально-педагогическая поддержка становления и развития детей.

 

     Задачи:

1.     Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2.     Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.

3.     Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.

4.     Способствовать формированию духовно-нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

5.     Вовлечь родителей в образовательную деятельность духовно-нравственному воспитанию детей.

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом.

 

 В последнее время появился термин «новый патриотизм»,который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье ,дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей , в которой он нуждается. Врач и педагог М.Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям.» Духовно-нравственное воспитание в д/саду – это попытка движения от воспитания  простых чувств, к достижению наивысшей цели воспитания чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Конечно, начинать работу по духовно - нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства  привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – начинается формирование того фундамента, на котором  будет вырастать более сложное образование, чувство любви к своему Отечеству.

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые  он осознаёт себя членом семейного сообщества. И именно в семье, родителям надо начинать формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в д/саду, своим близким. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; формировать представления о России, как о родной стране.

Молодые родители не задумываются о воспитании гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. А некоторые родители не знают с чего начать и не имеют знаний по этому вопросу. Поэтому мы воспитатели помогаем им в решении этих задач. И используем разные формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма:

1.На родительских собраниях направляем мысли родителей  на то, что дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства  любви к Родине, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки  гражданско – патриотических чувств.

2.На собраниях стараемся разнообразить формы общения с родителями – проводим игры. Например «Слово – эстафета». Чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей. Читаю небольшие рассказы, которые помогают родителям поступать с учётом нравственных норм. Проводим беседы, консультации перед праздниками (День защитников Отечества, День Победы и др.).Предлагаем родителям рассказывать о подвигах русских солдат, рассматривали ордена, читали книги раскрывающие красоту человеческих поступков, рассказывали о своём труде. Оформляем доски для родителей, вывешиваем плакаты, поздравительные открытки, информацию о праздниках.

3. Советуем родителям тематику прогулок по родному городу. Среди них: посещение Кремля, парка культуры, стадионов, музеев, мест связанных с жизнью великих людей и земляков. Просим родителей нарисовать, как провели выходные  дни или принести фото посещения интересных мест. Начали оформлять альбом «Любимые места Нижнего Новгорода»

4.Я как воспитатель, раскрываю перед родителями ценность и необходимость участия ребёнка в труде взрослых на общее благо: почистить снег на участке в д/саду вместе с папой, отремонтировать стулья, сделать кормушку для птиц и повесить её на участке. Пусть участие ребёнка будет весьма скромным, но радость от коллективного труда, гордость общими результатами станет важным эмоциональным фоном  для формирования активной жизненной позиции будущего гражданина. Беседы о красоте, учат ценить красоту.

5.Особого внимания в работе с родителями требует тема «Родная природа». Делали стенды, посвященные ознакомлению детей с родной природой на темы: «Воскресные прогулки в природу», «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребёнка», «Кто любит природу и заботится о ней, тот любит свою родину». Устраиваем выставки поделок детей и родителей «Природа и фантазия», «Осенняя ярмарка», «Зимняя сказка», «Чудеса с обычной грядки», «Осенних листьев хоровод». Предлагаем делать сезонные букеты – икебаны. Обращаем внимание родителей, чтобы они помогали детям видеть красоту по всюду: в природе, явлениях природы, поступках, картинках. Беседы о красоте учат ценить красоту и избегать безобразия.

6.Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в воспитании духовно - нравственных чувств отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.В группе мы сделали альбомы: «По следам любимых сказок», «Пословицы о труде», «Пословицы о семье», «Старинная пословица не мимо молвится», «Пословицы о дружбе».Родители читали детям сказки, выбирали любимую и рисовали в альбоме рисунки. Предлагали родителям познакомиться с пословицами о труде, семье и дружбе. Пословицы – выражение народной мудрости. Они знакомят с жизненным опытом человечества. Опыт, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребёнку. Выбрать одну из них, выучить с ребёнком и зарисовать в альбоме. Я советовала родителям приобрести диски с любимыми детскими песнями ,народными песнями и мелодиями классической музыки. С помощью родителей собрали небольшую фонотеку. Родители помогли в оформлении музыкального уголка народными инструментами: сделали макет балалайки, принесли деревянные ложки. Вывешивали в раздевалке отксеренные пословицы, афоризмы, пословицы о воспитании детей, о ценности семьи, книг, дружбы. Оформили папку «Народные пословицы».

7.Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка. Предлагаю родителям почитать книги по нравственному воспитанию Воронковой Л.Ф., Чуковского К.И., Бианки В.В., Маршака С.Я., Акима Я.Л., Успенского Э.Н. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники,                                     утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия,     способствующие развитию патриотических чувств, приглашаем на них      родителей, например: осенняя ярмарка, новогодний праздник, рождественские колядки, День защитника Отечества, «Встреча весны» -   фольклорный праздник, масленичная олимпиада, день Победы, день защиты  детей, день Отца. Готовимся провести праздник в группе «Сказка в гости приходит».В котором будут участвовать родители и дети.

8.Наши родители являются активными участниками конкурсов разного уровня, например: Епархиальный конкурс «Мамочка  - мой ангел». Областной конкурс «Четыре с хвостиком». Наши участники были награждены грамотами и дипломами.

9.Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают знания о культуре и предметах народно – прикладного творчества. С помощью родителей, мы делаем в группе папки с демонстрационным материалом «Знакомство детей с музыкальными инструментами», «Защитники Родины в народных сказках и былинах», «Знакомство детей с предметами русского быта», «Знакомство детей с народными пословицами»,  «Знакомство детей с народными промыслами».Обращаю внимание родителей, что при воспитании у дошкольников уважения к окружающим людям, любви к родителям, семье, интереса к окружающей жизни, мы способствуем формированию таких сложных чувств, как любовь к родному краю, к своей стране. Углубить эти чувства помогают – художественное слово – стихи, рассказы о маме и папе, природе, песни, рисование портретов родителей, приготовление подарков для них к праздникам. Составили с родителями папку «О семьях нашей группы»: семья, девиз семьи, любимые занятия.

 

 

 

Комментарии

Полоскова Мария Дмитриевна

Воспитание - это очень важный компонент образования . К сожалению, семьи часто не справляются с этой функцией, и школа - едва ли не в одиночку занимается этой работой.

Залукаева Татьяна Викторовна

Воспитание в детском саду невозможно без взаимодействия с родителями. Совместная деятельность позволяет не только формировать у ребенка нравственные качества, расширять кругозор, но и повышает педагогическую грамотность самих родителей.В своей деятельности использую как традиционные так и нетрадиционные формы.Реализацию различных проектов осуществляю только совместно с родителями. Они становяться полноправными участниками образовательного процесса.

Мутина Елена Владимировна

Все с семьи начинается. И нам, педагогам, это хорошо известно. Сейчас так трудно объяснить поколению родителей с моделью потребительского отношения к жизни, что именно они сами воспитывают своих детей. Именно они отвечают за своих детей. несут ответственность за них. Трудно, но надо. И Ваш материал нам помогает в этом.