Главные вкладки

    Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы через изготовление самодельных книжек-малышек

    Абдулова Джюме Сиражутдиновна

    Читающий человек – мыслящий человек!

    Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с младшего дошкольного возраста. Ведь книжка способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. И не просто книжка, а книжка-малышка. Что-то родное, тёплое, маленькое. Книжки-малышки - это книжки для дошкольников , которые не умеют читать.

    В них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками родителей и детей.

    Работая над среднесрочным проектом для детей второй младшей группы

    «Книжки - малышки своими руками », был объявлен конкурс «Моя книжка-малышка». В результате проекта я с детьми и  совместно с родителями, изготовили  8 книжек-малышек.

    Прекрасный вариант – создать книжку-малышку вместе с ребёнком. Это нехитрое творчество неожиданно может стать очень увлекательным и даже захватывающим процессом.

     Создание  книжки-малышки - это очень увлекательное занятие.

    Совместная с родителями книжка малышка своими руками А. Барто «Игрушки»

    Выпуск таких книжек позволяет:

    – расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

    – научить родителей общаться со своими детьми;

    – облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

    Залог хорошего воспитания каждого ребенка – активное участие родителя в процессе развития своего ребенка!

    Эта книжка одна из самых любимых у наших ребят. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Стиль очень легкий, поэтому детям нетрудно запоминать их. А красивые картинки помогают понять смысл стихотворения. Такую книжку мы сделали с Данисом.  Данис еще плохо говорит у нас, но с удовольствием он показал друзьям свою книжку-малышку. На каждой странички у нашего шедевра размещен стих и иллюстрация . Дети с большим интересом листают книгу и повторяют четверостишье за воспитателем.

    Современные магазины пестрят яркими обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна.

    Книжка–малышка - это и развлечение, и времяпровождение с ребенком, а так же обучение.

    Малыши могут повторять звуки, издаваемые животными, учить стихи о персонажах книжки, придумывать свои сказки. При этом развиваются восприятие, мышление, память, речь. В группе раннего возраста ребенок с его наглядно-действенным мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Отсюда вытекает потребность ребёнка в яркой иллюстрированной книге.    

    Книжки – малышки позволяют не только быстрее установить контакт с детьми, но и выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.

     

    Во время совместного творчества решается проблема нравственного характера (содержательная книга воспитывает, учит сопереживать, беречь природу, заботиться друг о друге, формирует доверительное отношение с взрослыми в процессе обсуждения прочитанного)

    Как-то я задумалась, как же доступным способом объяснить детям второй младшей группы, о явлениях природы, в нашей группе появилась книжка- малышка «Явления природы».

     Ее изготовили Анна Иванова с мамой Еленой. 

    В процессе изготовления книжек-малышек с детьми  можно реализовывать следующие задачи:

    -Развитие связной речи (где ребенок проговаривает, что он делает и как)

     Совершенствование уровня накопленных практических навыков через продуктивную деятельность

      

    Направление внимания ребенка к образному мышлению, воображению, фантазированию. 

     Формирование умения ребенка подбирать соответствующий материал для занятия (картинки, стихи, загадки, пословицы)

    Развивать у воспитанников устойчивый интерес к книгам, а так же бережному отношению к ним.

    Анюта рассказала своим друзьям, сколько интересного можно узнать в этой книжке. Яркая книжка является неизменным спутником ребенка практически с момента его рождения.

    С помощью разнообразных картинок ребенок  развлекается, всесторонне развивается, узнает много нового и интересного  про грозу, снег, ветер, солнце, радугу, град, северное сияние, туман, тучу, солнечное затемнение, огонь.

    Теперь эта книжка заняла свое место в нашем уголке природы. И будет прекрасным дополнением в природный уголок.

     

    Коллективная детская книга (каждый ребенок принимает участие в создании одной страницы будущей книги, книга собирается по всем правилам верстки книг). Коллективная книга, сделанная в детском саду, где ребенок играет  роль художника- иллюстратора.

    На тематической неделе «Зимующие птицы», мы  с Лизой и Златой, решили создать книжку-малышку под названием "Зимующие птицы"

      

    В неё вошло следующее: стихи, загадки, физминутки, рассказы.

     Обложку сделали красной, чтобы была яркой, красочной.

      

    Следующие страницы нашей книги мы посвятили зимующим птицам.

    В нашу книжку-малышку мы внесли следующих птиц: снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь, куропатка, глухарь и т.д. 

    И вот книжка готова! Дети были в восторге. Смотря нашу книгу, дети легко вспоминают название птиц, описывают их, и мы легко запомнили стихотворения о наших птицах.

      Мы узнаем  о наших зимующих друзьях каждый день что то новое, также с удовольствием делимся своей книжкой  другими группами.

    А ещё каждый день с улыбкой на лице ждём, когда же к нашему окошку прилетят наши друзья.

    Готовые книжки- самоделки презентуются детьми.

     Ребенок представляет свою книгу, рассказывает о ее содержании. Рассматриваются и комментируются иллюстрации.

    Наша Кира с семьей приготовили книжку - малышку «Профессии»: рассказала и показала всем своим друзьям в группе. Яркая миниатюрная книжка познакомит наших детей с творческими профессиями. Они встретят на страницах: воспитателя, врача, пожарного, парикмахера, полицейского, продавца, повара, почтальона.

    На каждой странице, кратно и интересно написано о профессиях, есть картинки с атрибутами, инструментами к каждой профессии. Книжка, созданная специально для детских ручек, изготовлена из плотного картона и будет долго радовать маленького читателя. Забавные иллюстрации и рассказы понравились нашим детям и помогут им легко усвоить новые знания в мире профессий.

     

    Когда подошло время познакомить наших деток с разнообразием цветов и форм,  в нашей группе появилась помощница - книжка-малышка "Учим цвета". Ее изготовили наша Елизавета со своей семьей, книжка сделана в стиле скрапбукинг.                                                                                                                                                                                                 Наша Лиза с удовольствием рассказала своим друзьям, о книжке, которую сделали они всей семьей и сколько полезного  может им рассказать о цветах это книжка. Каждый ребенок, открыв эту книжку, перелистывая страницы за страницей,  найдет  предмет нужного цвета. С первой страницы иллюстрации расскажут детям о 12 цветах и  предметах такого цвета

    Следующая страница об основных цветах, которых нельзя получать  путём смешивая других цветов. Другой стороны,  как можно смешивая цвета между собой  получать нужный цвет. Изучаем цвета: Для того, чтобы малыш мог сам себя проверить  сделаны цветные рамочки цвета на каждой странице. Это страница научит ребенка узнать что бывает красный и зеленым, какой формы предмет. Например: красный квадрат, красный круглый помидор, зеленый круглый мяч, зеленый виноград …

    Теперь переворачиваем нашу книжку, изучаем предметы желтого и синего цвета: желтый банан, желтые туфли, синяя бабочка, синий круглый  мяч и т.д На следующей  страницы   изучаем коричневый цвет и предметы коричневого цвета: коричневый квадрат, коричневая сумка. На другой стороне дети узнают: что бывают теплые и холодные цвета

     

    Вещи, сделанные своими руками и руками близких людей, всегда ценятся за уникальность и душевное тепло, которое человек вкладывает в свое творчество.

    Изучали с малышами животных северных и холодных стран ,этому была посвящена тематическая неделя у нас. Для поддержания интереса детей придумала подготовить такую книжку –малышку. Артемка с удовольствием делал аппликации, рисовал  животных, клеили странички, оформлял обложку. С  помощью этой книжки  узнали много о животных, о их повадках, чем питаются, как охранять. Учили стихи, играли в различные игры, отгадывали загадки

    Первая  книжка Артёма, как палочка-выручалочка, всегда имеет нужную, а главное полезную и красочную информацию!

    Читать мы очень любим, потому всю эту недельку посвятили чтению книжек с животными северных окраин. Открыли для себя какая замечательная  книжка у нас в группе , к которым  будем возвращаться еще снова и снова!

    Книжка показалась немного скучноватой, но очень познавательной. В книге не хватало сюжета, который мог бы больше заинтересовать ребенка - сказки! Но, тем не менее мы изучали  с удовольствием. Думаю, позже еще раз перечитаем, когда малыши подрастут.

    А пока Артемка рассказал всем, какая у него интересная книжка получилась! Неделька, оказалась очень насыщенная. Мы много смотрели, читали, изучали, творили. Прониклись по полной. Выучили всех животных с книжки , показывали и называли. Особенно детям  запомнились: пингвин, белый медведь, олень, овцебык, морж, тюленью

      

    Книжки можно сделать из разного материала. Эта книжка сшита из фетра и фоамирана:

    По мимо материала понадобились и атрибуты, такие как: бусинки, декоративные прищепки, тесьма, аппликация, лента, пуговицы, липкая лента, глазки, шнур, картинки, картон, нитка, игла.

    Работа с этой  книжкой - малышкой - это очень увлекательное занятие, которое комплексно воздействует на развитие ребенка:

    - способствует развитию творчества дошкольников;

    - повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

    - развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

    - синхронизирует работу обеих рук.

    Сева принес в садик книжку малышку и  рассказал про свою книжку. Я уже подобрала некоторый  к нему материал. В работе с детьми я ее еще не пробовала, но думаю деткам очень понравится. В книжке  сделали много дидактических игр направленных, как на моторику так и на заучивание цветов, развитие мышления. Дидактическая игра «Кому, что нужно »

    Цель игры: Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. Умение ориентироваться в пространстве. Развивать речь, память, мышление, внимание. Пополнять знания детей об окружающей среде

    Воспитатель :-Кто живет в красном домике. (собака, кошка, зайка)

    -Какого цвета шубка у  кошки, собака, зайчика (рыжий кот, серая собака, белый зайчик)

    -Кто лишний в домике ?(зайчик, он живет в лесу)

    -Вот корзина, посмотри, что принесла хозяйка? (морковка, косточка, рыбка)

    -Кто что есть?(кошка рыбку, зайка морковку, собачка косточку) Воспитатель: Молодец, все правильно. 

       Дидактическая игра «Собери снеговика»

    Цель: учить детей различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, черный, синий)приему наложения деталей путем приставления друг к другу. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

    Материал: ведерко, рукавички шарфик шапка красного цвета; шляпка черного цвета, галстук –бабочка, метелка.

    Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что снеговика позвали в гости друзья. Спрашивает кто же у него друзья. Дети: зайчик, котик, собачка. Предлагает детям помочь собрать снеговика. В начале игры уточнить, как строится снеговик: на большой круг ставится круг поменьше, затем самый маленький. После этого на головку снеговику «надеваем» ведро на голову, прикладываем  рукавички, шарфик. Заметить, что рукавички, пуговки и ведерки должны быть одинаковыми по цвету.

    А если оденем черную шляпку с синей полоской, то модно галстук –бабочку синего цвета. Что тут не правильно(рукавички нужны синего цвета)

    Игру можно использовать в индивидуальной работе с детьми

    Дидактическая игра «Украсим ёлочку»

    Эта  представлена в виде сенсорной в форме ёлочки. Игрой можно пользоваться за столом или  на мольберте. Можно использовать как с подгруппой детей, так и индивидуально. Так же  игра «Украсим елочку» может украшать интерьер группы в уголке книг, отражать времена года и пополнить знания детей об окружающей среде в  уголке познания.

    Цель: формирование у детей сенсорных представлений о цвете и форме.

    Задачи: формировать умение соотносить предметы по цвету, называть цвета. Называть и различать геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. Умение ориентироваться в пространстве. Развивать речь, память, мышление, внимание. Пополнять знания детей об окружающей среде.

    Материал для игры: разноцветные круглые пуговки, пуговки- цветочки.

    Варианты игры.

    1.вариант: воспитатель показывает детям книжку и спрашивает что там нарисован рассказывает детям(котик, елочка, домик )Предлагает придумать котику кличку потрогать руками елочку, и определить какой он на ощупь. Какого цвета ёлочка? Какого цвета ствол у елочки? Чего не хватает ёлочке? 

    Скоро Новый год и к котику придет в гости снеговик, а елочка еще не украшена.  Предлагает открыть волшебный сундучок и  прикрепить к ёлочке игрушки .

    2 вариант: «Украсим ёлочку разноцветными фигурами»

    Воспитатель показывает геометрическую фигуру(круг). Просит назвать её, определить цвет и прикрепить на ёлочку.

    3 вариант: воспитатель предлагает ребёнку найти из множества фигур, фигуру определённого цвета. Назвать цвет и прикрепить её на ёлочку.

    4 вариант: воспитатель показывает фигуру на ёлочке и просит детей найти такую же фигуру на столе.

             

    Сказка «Как Мышка спасла елочку»

    Составил: Всеволод Топоров вторая младшая группа

    Жили были дед, бабка да внучка. И  были у них собака, кошка, да в мышка- норушка.

    Говорит внучка деду: Скоро новый год, а у нас нет елочки. Пришел дед в лес, смотрит, стоит елочка красавица. Решил дед елку тянут, тянет, потянет, вытянут, не может. Позвал дед бабку: бабка, иди репку тянут.

    Бабка: бегу

    Бабка за дедку, дедка за елку, тянут потянуть, вытянут не могут. Позвала бабка внучку.

    Бабка: Внучка, иди, елку тянут

    Внучка: Бегу бабуля. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за елку, тянут, потянут, вытянут, не могут. Позвала внука Жучку.

    Внучка : Жучка, иди репку тянут.

    Жучка: бегу

    Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за елку, тянут, потянут, вытянут, не могут. Позвал Жучка кошку.

    Жучка: Кошка, иди, елку тянут

    Кошка: Бегу. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за елку, тянут, потянут, вытянут, не могут. Позвала кошка мышку.

    Кошка: Мышка иди елку тянут.

    Мышка: елку рубит надо топором а, не тянут. Елка, не репка, а дерево, из елку кашу не сваришь, а без корней он погибнет.

    А внучка говорит: не хочу я елку рубит, лучше мы тут украсим и вокруг елку песенки споем. Тут и Дедушка Мороз пришел и подарки всем принес.

    Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

    Беседа с детьми по содержанию сказки!

    А эта, книжка, в стиле красочной сумочки, украсила нашу группу в уголке книг.

    Такую замечательную книжку сделали Забава со своими родителями.

         

    Обложка  сделана из фетра, украшена в технике скрапбукинг.

     Название  на обложке «Азбука от Забавы», для украшения понадобилось ленточки,                                                                                                                                                                                            

    цветочки, буквы, пуговки, бабочки, нитки. На каждой странице веселые картинки и стихи о букве. На первой странице буква А, потом буква Б

    И так друг за другом весь алфавит можно найти этой замечательной  книжки. Листаем дальше нашу книжку и найдем там червячка, слоника, пианино и ракету, хомячка и цветка, йод, козленка  и зайчонка.. Много интересного найдет каждый ребенок в этой книжке.

    На последней странице весь наш алфавит! Книжку - малышку мы используем и сейчас в образовательной, свободной деятельности, а дети с удовольствием вспоминают, как они их изготавливали. Скоро мы вырастим,  и  эта книжка поможет нам стать грамотными умными детьми.

    Грамоте учиться – всегда пригодится.

     

     

    Мы организуются выставку книжек – самоделок и конкурс «Моя-книжка-малышка».

    Детей наградили грамотами  и небольшими призами.

    Дети имеют возможность потрогать книги друзей, сравнить, порадоваться своим успехам и успехам сверстников, радостно поделиться друг с другом как происходило создание шедевра, рассказать о своих впечатлениях.

    Дети не читают книгу, а смотрят её, листают, разглядывают и потихоньку начинают привыкать к новой форме информации – книге. Книгу можно купит в магазине, в киоске на полках детских товаров. Но насколько приятнее будет смотреть малышу книгу, которая сделана своими руками.

    Благодаря красочной книжке - малышке растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, увидеть, услышать. Лучше всего у малышей накопление словарного запаса происходит,  через увиденное и осознанное. Помимо явного эмоционального эффекта в книжке - малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит интерес и захочет научиться читать.

     

    И надо отдать должное родителям нашей группы – молодцы! Наши мамы и папы всегда участвуют в жизни детского сада и на просьбу изготовления совместной книжки малышки откликнулись с большим интересом и проявили незаурядную фантазию.

     

    Важно стимулировать интерес ребенка к слову и хорошему настроению созидания.

    Книжка – малышка, сделанная своими руками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека.

    Спасибо за внимание!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_o_samodelnyh_knizhkah_2.docx2.12 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

     

    Комментарии

    Малинина Наталья Ивановна

    Спасибо за интересный материал!

    Мамаенко Вера Степановна

    Замечательная работа, очень нужная и кропотливая. Такие книжки остаются в памяти на всю жизнь.