Учить ли детей младшего дошкольного возраста "давать сдачи"?

 Многие родители убеждены, что если их ребенка обижают другие дети, то его надо обязательно научить давать сдачи. Я считаю, что это спорное мнение, и в младшем дошкольном возрасте этого надо избегать.

Дети не всегда могут правильно оценить ситуацию и отреагировать на нее. У дошкольников существует такая проблема, как незрелость произвольности. Что такое произвольность? Произвольность – это способность регулировать свою деятельность сознательно. Это умение анализировать свои действия, анализировать причины своих поступков и контролировать свое поведение. Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто взял желанную игрушку раньше. В его системе понятий это тоже будет — дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик — воспринял как личную обиду и дал сдачи. У детей произвольность начинает созревать с четырех лет. И только в четыре года ребенок может начинать потихонечку контролировать, потихонечку рассуждать о том, к чему могут привести его конкретные действия, о том, надо их делать или не надо, и свои эмоциональные порывы он только может начинать контролировать.

Когда вы учите своего малыша давать сдачи, то подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства взрослого. Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя? Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.

Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?

- Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы.

- Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду.

- Хотят, чтобы мог наказать обидчика.

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия. Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку — противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы. Научите ее лучше громко кричать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.

Если у маленького ребенка кто-то отобрал игрушку, и родитель говорит, что надо делиться, его интересы не отстаивает, то, естественно, такой ребенок не будет обладать опытом разрешения такой ситуации, он не будет уметь за себя постоять. Родителям необходимо учить ребенка правильно вести себя в данной ситуации. То есть, отобрали у вашего ребенка игрушку, и вы за ребенка сначала говорите: «Это наша игрушка, и мы с ней еще не доиграли, отдай нам ее». Смысл в том, чтобы научить ребенка словами требовать свое обратно. Если у кого-то что-то отобрали, или кого-то обидели, возможно применять разные словесные формулировки, которые вам ближе. Поэтому важно учить ребенка словесной инструкции, словесному разрешению проблемы.

В школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже не принято. Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.

В статье использованы материалы психологов И. Терентьевой, А. Быковой.

 

Комментарии

Котова Елена Анатольевна

Психологи не рекомендуют учить детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста давать сдачи физически, лучше развивать ребенка, так чтобы он мог всегда найти нужные слова в любах ситуациях.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Постоять за себя нужно учить несомненно, вступиться за слабого, остановить конфликт, разведя дерущихся в стороны. Раздувать конфликт ответным насилием, зачем? Дети сейчас зачастую излишне импульсивны, и подогревать эту импульсивность и не сдержанность поощряя "давание сдачи", боюсь это приведет только к усугублению ситуации и нарастанию агрессивности.

Барашева Ирина Анатольевна

Согласна с вами. Поощрать давание сдачи нельзя, тем не менее, конфликты детей усугубляются, когда слишком амбициозные родители вступают в процесс воспитания своего "обиженного" чада.

Нафикова Лилия Ринатовна

Поучительный и актуальный материал. Спасибо, коллега.

Кугукина Любовь Петровна

Обстоятельный комментарий. Спасибо! Коротко добавлю, что не следует формировать у ребёнка отрицательный опыт поведения - махать кулаками по всякому поводу. Проблем у ребёнка возникает не мало в кругу сверстников, дошкольник не имеет опыта их решения. Если обращается к взрослому, то попадает в разряд ябед. В Инновационной программе «От рождения до школы» предлагается использовать утренний и вечерний круг, как форму доверительного общения, обсуждения проблем, в том числе, например, последствий агрессивных действий. Конечно, надо учить приёмам обращения за советом к старшему. По прежнему, остаётся сложной задачей формирование у ребёнка предпосылок культурного поведения. К сожалению, дети часто видят отрицательные образцы поведения людей в окружающей среде, далёкой от культурной. А подражание, как механизм социализации малыша, делает своё дело. Надо терпеливо развивать сознание ребёнка, почаще обсуждать проблемы, с которыми он сталкивается. Включать в замысел сюжетно - ролевых игр сценарии из реальной жизни. Проблема формирования ответного гнева, агрессии - «Дай сдачу», существует, надо учиться её решать педагогическими приёмами и средствами.

Никольская Юля Николаевна

Материал интересный, спасибо!

Никольская Юля Николаевна

Надо с этим очень аккуратно и осторожно.

Антонова  Надежда Николаевна

Спасибо за интересный материал.

Ландграф Анастасия Игоревна

спасибо за информацию, Все мы люди неважно большие или маленькие, нужно как то находить язык выходить из конфликтных ситуаций. Дети не должны давать "сдачи".

Луцик Надежда Валентиновна

Спасибо за публикацию, очень актуальная тема в наше время.

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо за материал.

Соринкина Ирина Николаевна

я считаю, что нужно учить детей договариваться, решать конфликтные ситуации словами. Ведь на каждую силу найдется другая сила.

     Гоева Татьяна Анатольевна

Спасибо за публикацию!