«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Крючкова Елена Александровна

 «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс развития его в будущем.

Необходимой предпосылкой познавательного развития детей является целенаправленная развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.), а также усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, величины, цветового спектра. И на каждом развивающем занятии у детей обогащается пассивный и активный словарь. Пять чувств: Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Мы можем условно назвать их 5 D.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте. Умение сосредоточиваться на звуке (слуховое внимание) необходимо развивать с первых лет жизни. Эта способность не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Специальное обучение ребенка восприятию звуков поможет ему лучше ориентироваться в пространстве и не только.

Зрительное представление - с помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, цвета, формы и т.д.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Обоняние – это восприятие и различение разнообразных запахов при помощи рецепторов, расположенных в носу.

Развивающие занятия, направленные на развитие обоняния у детей очень полезны и обогащают представления детей об окружающем мире.

Вкус – это ощущения, возникающие при попадании в ротовую полость какого-либо вещества, в основном во время приема пищи. Развивающие занятия очень полезны, они обогащают представления об окружающем мире.

Хочется выделить развитие вкусового и обонятельного представления у детей, т.к. дети раннего возраста многие не посещают детского сада и мамочки не всегда могут стоить комплексные развивающие занятия со своими малышами. А в жизни мы не можем отделить одно ощущение от другого – обычно они воспринимаются в комплексе. Маленький ребенок, когда обследует предметы окружающего мира и манипулирует ими, рассматривает, бросает и прислушивается к звуку, который предмет издает при падении, хватает и ощупывает, тянет в рот и облизывает … Таким образом, ребенок воспринимает предмет целостно – в комплексе его различных сенсорных характеристик. Все занятия направлены на пополнение пассивного и активного словаря ребенка и активизацию речи. У нас в отделении сложился семейный центрированный подход, который заключается в оказании помощи всей семье, а не только ребенку. Родители присутствуют на занятии с ребенком, учатся стоить развивающие занятия со своим ребенком в домашних условиях. Тем самым получают практические навыки и умения. На протяжении всего коррекционного маршрута ведется всестороннее развитие ребенка. Даются консультации родителям, рекомендации. Перед началом занятий с ребенком у родителей уточняется есть ли у ребенка аллергия на какой – нибудь продукт или пищевая избирательность. Для ранней помощи очень подходят эти занятия, т.к. маленькие дети все берут в рот и такие занятия будут безопасны. Хочу рассказать про дидактическую игру «Сенсорные грядки». Для грядок будет использоваться свежая натертая морковь, которую можно использовать вместо песка. Ее можно понюхать, попробовать и поиграть. Игры можно проводить разные, например, посадим овощи. Овощи также можно попробовать, понюхать. Определить каким они цветом, какой формы. Можно предложить ребенку найти лишнее на грядке и т.д. Либо посадим, чередуя, если ребенок не понял задание, то можно показать пример и попросить его повтори за мной. Следующая игра «Апельсиновый ежик», в этой игре мы предлагаем ребенку понюхать апельсин, рассмотреть его, показать на картинке ежика, рассказать кратно об этом животном. Предложить ребенку давай сделаем ежика? Если ребенок затрудняется, то можем помочь. Для этой игры нам понадобится апельсин либо любой фрукт по желанию, гвоздика (приправа) или на что – нибудь на ваше усмотрение. Конечно, в игре мы комментируем каждое действие свое и ребенка. Еще одна интересная игра «Желейная горка», в этой игре мы просим ребенка украсить «Желейную горку» или спрятать что-нибудь. На занятии мною использовался трехцветное желе. Следующая игра «Восточные сладости» в ней предлагаем ребенку разложить, например, изюм в одну тарелочку, а грецкий орех в другую, можно усложнять игру, если ребенок справился с двумя продуктами. Еще одна игра перед ребенком ставим закрытые баночки с продуктами, специями и предлагаем найти картинку или показать на картинку, какой продукт спрятался в баночке. Конечно, перед этим ребенка нужно познакомить с продуктом. Во всех этих играх мы тоже развиваем все 5 D – восприятие, тактильные восприятия, обоняние, слух и зрение. И детям всегда интересно, ведь это ново для них, что с продуктами питания можно играть. Направление работы пока новое для нашего отделения, но по занятиям и отзывам родителей идет успешно!