«Просто, занимательно и универсально!»

«Просто, занимательно и универсально!»
Всем известно, что игра – основной вид деятельности и средство разностороннего развития дошкольников и, соответственно, главный помощник в воспитательной и образовательной работе с ребятишками. При виде новой, красочной игры детские глазки начинают блестеть, и в них загорается нетерпеливое желание скорее взяться за работу – «Что же надо сделать?!», «Я сейчас справлюсь со всеми заданиями!» Ну, а воспитатель радуется успешной реализацией поставленных задач в той или иной образовательной области через выбранную игру.
В наши дни нетрудно приобрести игровой материал для работы с дошкольниками, современная промышленность предлагает множество разнообразных игр и пособий. И всё же, имея большой опыт с детьми, могу сказать, что самодельные (безусловно, грамотно и эстетически сделанные) игры намного дольше удерживают интерес детей и их желание играть снова и снова. Потому что, работая над созданием игры для воспитанников, педагог учитывает интересы детей своей группы и задачи работы на данный момент. А если ещё и тематика игры, игровой материал могут постоянно меняться - к такой игре интерес ребёнка долго не пропадёт.
Хочу предложить вашему вниманию игру «25». Почему «25»? Потому что в основе лежит поле, разделённое на 25 квадратов. Случайно увидев в магазине «Сборно-разборную рамку для хранения воздушных шаров», мне пришла идея соединить их попарно (крепежи в набор входят), вставив между ними картонный лист с наклеенными с обеих сторон игровыми полями – у нас получается сразу две игры. Пластмассовые деления на клетки не дают выпадать из квадратов игровому материалу, что очень важно. Игра не занимает много места. Для хранения не нужна коробка. Можно сложить аккуратно в стопочку, можно поставить карточки на ребро. Пластиковый каркас сохраняет игровое поле от смятия, игра прослужит долго. В качестве игрового материала используем любые небольшие предметы: игрушки «киндер – сюрпризов», шишки, ракушки, камушки, крышки, пуговицы, мячики, жёлуди… У каждого воспитателя имеется в запасе ценный бросовый материал!
Основная цель игры «25» - развитие внимания, памяти и мышления. Всем известно, что это очень важные психические процессы, которые лежат в основе успешного обучения детей. А содержание игрового поля параллельно поможет решить задачи на закрепление изучаемого материала по той или иной теме.
Чтобы понять, насколько универсально применение данной игры в любой образовательной области, предлагаю вашему вниманию несколько вариантов. Ну а дальше - ваш опыт и творческий потенциал помогут вам наполнить эту игру новым содержанием.
Как возникла первая игра? Ребятишки моей группы очень любят пластиковые прозрачные разноцветные камушки в форме сердечек, ракушек, фигурок животных и т.д. Дети называют их «сокровища», «драгоценности» и очень любят перебирать. Увидев сильную заинтересованность детей к этим «сокровищам», возникла идея использовать их в играх.
Игра №1. «Силуэты драгоценностей!».
На 25 квадратах изображены силуэты или контуры «драгоценностей». Задача ребёнка разложить камушки на свои места в соответствии с силуэтом (контуром).
Игра №2. «Найди свой цвет».
Закрепляем знания цветов. Двадцать пять квадратиков поля выкрашены в разные цвета. Игрок раскладывает по цветам камушки, разноцветные пластмассовые крышки, цветные помпончики, колпачки фломастеров... Для детей старшего дошкольного возраста вносим усложнения - в игровое поле добавляем оттенки.
Игра №3. «Я считаю до пяти!».
На клетках игрового поля изображены цифры от 1 до 5 в разном порядке. Задача игрока разложить игровой материал в каждую клеточку, в соответствии с цифрой. В старших группах меняем игровое поле – теперь это игра «От 1 до 10».
Игра №4. «Запомни и повтори».
На однотонном привлекательном игровом поле из яркой серебристой или золотой самоклеющей бумаги, ведущий выкладывает комбинацию из крышек и т.п. Ребёнок запоминает, а затем пробует повторить её на своем игровом поле.
Игра №5. «Выложи букву или цифру».
С помощью набора квадратов, шишек, крышек и даже кубиков, ребёнок закрывает клетки в определенном порядке, составляя изображение буквы или цифры. Для игры можно подготовить карточки – образцы.
Игра №6. «Диктант» или «Какую картинку загадали?»
Этот вариант для ребятишек старшего дошкольного возраста. Все клеточки пронумерованы по порядку или вперемешку. Ведущий называет ребёнку цифру, число. Игрок закрывает нужную клеточку. Если он выполнил задание правильно, то у него получается загаданное изображение. Можно поиграть и с малышами – цифры заменить геометрическими фигурами разного цвета и размера.
Игра №7. «Кто где живёт?»
Закрепляем порядковый счёт. Игровое поле «превращается» в пятиэтажный дом. По вертикали – этажи, по горизонтали - квартиры. Возьмите карточки из лото с изображением животных. Даём ребёнку задание: «Лев живёт на четвёртом этаже, в квартире номер два». Игрок считает «этажи» - клеточки вверх, потом ищет квартиру – считает клеточки слева направо – «Вот квартира льва!» Можно нанести изображения 25 животных на игровое поле – получаем новые задания. Например – «Угости яблочком того, кто живёт между волком и лисой», «Подари цветочек тому, кто живёт в квартире над тигром».
Игра №8. «Путешествие по Санкт-Петербургу».
Закрепляем знания о городе. На игровом поле – изображения достопримечательностей Санкт-Петербурга. В левом нижнем углу – домик героя (любая игрушка «киндер - сюрприза»), который отправляется на экскурсию по городу. Водящий объявляет: сколько остановок, и в каком направлении надо двигаться. Ребёнок выполняет задание, передвигая игрушку по игровому полю. Например: «Едем на автобусе две остановки вверх, поворачиваем направо и едем три остановки. Какую достопримечательность Санкт-Петербурга увидел наш герой? Чем любуется сейчас экскурсант?»
Игра №9. «Кто быстрее?»
Два игрока играют на одном поле с геометрическими фигурами. У каждого игрока 5-10 пуговиц. Ведущий называет цвет, форму, размер геометрической фигуры. Задача игрока первым найти фигуру и положить в ячейку пуговицу. Побеждает тот, кто быстрее использует все свои пуговицы. Для этого варианта игры можно использовать любое тематическое игровое поле.
Игра №10. «Почтальон».
Учимся ориентироваться на листе бумаги. Ведущий называет место, куда надо положить «посылку» (геометрические фигуры, крышки, шишки, пуговицы…). Например: «Положи квадратную посылку в ячейку в верхнем правом углу, а круглую - в центре». Ребёнок ищет ячейку, кладёт «посылку». Для проверки, ведущий может выполнять задание на своём поле, а можно заготовить карточки и сверять по ним правильность выполнения заданий.
Играть в игру «25» ребёнок может один, может соревноваться с другом, с друзьями, а так же в игре может принять участие вся группа под руководством педагога.
Второй год «25» не теряет интерес у ребят моей группы. Впереди весна – цветы, насекомые, птицы наполнят игру «25» новым содержанием. Будем играть и развиваться!
Пусть игра «25» порадует и ваших малышей! Творческих успехов!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.33 МБ |
