Музейная педагогика в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Главной задачей педагогического коллектива стало решение – расшевелить детскую активность в центре патриотической направленности, так как духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения является главной задачей образования на уровне государства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Наблюдения педагогов подтверждают, что все центры развития детей гибкие, трансформируемые, детская деятельность в них активна, но обнаружили следующий факт, что центр патриотической направленности работает нестабильно, дети занимаются в нём время от времени, особого интереса не проявляют, а это серьёзная проблема в воспитании личности и подрастающего поколения.
Главной задачей педагогического коллектива стало решение – расшевелить детскую активность в центре патриотической направленности, так как духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения является главной задачей образования на уровне государства.
Педагоги обратились к музейной педагогике, имеющую мощную воспитательную силу в становлении личности. Также, обратились к родительскому сообществу, которые были задействованы в поисковую деятельность музейных экспонатов, имеющих историческую, современную ценность или являлись семейными реликвиями.
Музейные экспонаты - это предметы и вещи, указывающие на определённый вид росписи, лепнины, орнамента, чеканки, вышивки, необходимые, как наглядный образец для проведения тематических занятий в музее и свободной самостоятельной детской деятельности.
Коллекция музея находилась в свободном доступе ребёнка, который имел возможность взять предмет, рассмотреть его со всех сторон и поиграть. Для музея были подобраны иллюстрированные альбомы с информацией о декоративной росписи на предметах, орнаменте на вещах, их происхождении, народных умельцах и мастерах, о русских народных игрушках, о народах многонациональной России, особенностях их жизни, быта и традиций. Воспитанники использовали музейные материалы в любом подходящем для них месте, в свободной и комфортной обстановке размещались, творили, мастерили, играли. По необходимости ребёнок обращался к воспитателю за помощью или задавал вопрос(сы), и если педагог затруднялся с ответом, в помощь приходил интернет.
Для творческой деятельности детей в мини-музее были подобраны материалы: тканевые салфетки, картонные тарелочки, стаканчики, пластиковые бутылочки, пластинки, CD-диски, краски, пластилин, нитки, бусины, бисер. Дети были обеспечены игровым тематическим материалом: настольные игры «Собери картинку» - предметы с декоративными орнаментами, «Наши соседи» - бумажные куклы с сменяющейся национальной одеждой, лото «Народное творчество», «Символы России».
Мини-музей «Узор в узоре», декоративно-прикладного творчества, существует благодаря активной познавательной позиции ребёнка «Хочу, знать!» и творческой самостоятельной практической детской деятельности - «Сделаю, сам!». В музее происходило «живое» взаимодействие между сверстниками и взрослыми, по средствам тематических бесед и занятий; народных музыкальных подвижных и хороводных играх, так же, применялись настольно-дидактические игры. Широко использовался русский народный фольклор и творчество других народов России (притчи, сказки, былины, потешки, пословицы, колыбельные песни), которые сопровождали занятия и рукоделия детей (пели песни, рассказывали и сочиняли сказки, употреблялись в работе пословицы и поговорки). Также, занятия в мини-музее сопровождались показом слайдов, на экране телевизора, на тему крестьянского труда, отдыха, обрядовости и боярской жизни в картинах великого русского живописца В.Е. Маковского «Кормление индюшек», «Рыбачки», «Святочные гадания», «За чаем», «Боярышня у окна» и прочее. Таким образом, можно сказать, что совокупность всех методов, форм и приёмов работы в мини-музее обеспечили ребёнку крепкий фундамент первоначальных знаний о семейных ценностях, национальной русской культуре, традициях, жизни и быте родного народа и народов многонациональной России. Транслируя опыт мастеров, ремесленников, художников в самостоятельной творческой деятельности ребёнок приобрёл практические навыки и умения, создавая коллекции своими руками.
