Педагогика перемен между уроками и детская шалость
Первая наша перемена будет длиться десять минут. Потом будут еще две перемены: между уроками по 30 и 10 минут. Всего 50 минут. Существует ли в педагогике проблема перемен между уроками? Нет, не существует. Она не существует и в практике школы. Ни разу я не слышал, чтобы учителя всерьез задумывались об организации этих маленьких отрезков времени между уроками. Может быть, потому, что нет здесь никакой проблемы? Мол, нужно только следить, чтобы дети не бегали, не портили чего-то, не дрались, не подставляли друг другу подножки и чтобы мальчики не обижали девочек?
Стоит в коридоре школьный надзиратель с красной повязкой на правой руке и следит за порядком. И дети не рискуют навлекать на себя гнев взрослых и воздерживаются играть в шумные игры.
И будут говорить взрослые, что в школе у них установлен образцовый порядок, есть строгая дисциплина. Только не будут они говорить, что все это - формальность в воспитании, что, не будь дежурных с красными повязками, дети сразу найдут творческое применение своей энергии. Ведь им, детям, надо что-то делать на переменах, а не просто ходить по коридорам. Но если вокруг нет ничего такого, что поможет ребенку более интересно израсходовать свою физическую энергию и удовлетворить познавательное стремление? Тогда не обижайтесь, пожалуйста, если дети искусно станут маскировать свои шалости, соблюдая видимость полного порядка.
Мы любим говорить: «сознательная дисциплина»... Что это значит? Что дети с полным пониманием общественных требований обуздывают свою энергию? И притом, что они это понимание усваивают через наши нотации - что хорошо и что плохо? Может быть, надо, чтобы дети хорошо представляли себе наказуемость шалостей и боялись этого? Эти «мостики» сознательности действительно спасают детей от неминуемых поражений. И, разумеется, есть такие ситуации, при которых строгие запреты просто необходимы. Но что делать, если потребность сильнее сознательности, если ребенок не может и не хочет быть тихим, спокойным, не может не шалить?
Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых! Я сперва подстрекал бы таких детей к шалостям, к неугомонности, а затем приступал бы к поискам педагогики личности. В конце концов, зачем мы так восстаем против детских шалостей? Почему взрослые склонны видеть в них что-то вроде преступления, принимают их как нарушения сознательной дисциплины? Мне кажется, потому, что мы еще не знаем, что такое шалость и кто такие эти шалуны. С каким интересом прочел бы я книги о психологии шалунов и о шалостях, но где они!
Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании, которые нам порой не под силу разрешить педагогическими путями.
Шалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений...
Шалуны - жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...
Шалуны - дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению; они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей...
Шалуны - дети с юмором, видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор...
Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей...
Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности...
Шалуны - мысль педагога, объект педагогики.
Шалунов можно наказывать, но нужно поощрять.
Что делать этим шалунам, этим деятельным фантазерам, во время школьных перемен в классной комнате или школьных коридорах? Читать стенные газеты, которые вот уже месяц (а может, и больше) никто не менял? А зачем им эти скучные газеты? Может быть, ходить по коридорам и сотни раз разглядывать лозунги и плакаты, стенды и витрины? Бесконечно смотреть на портреты видных писателей и ученых и мечтать стать такими же, как они? Нам, должно быть, легче понять, что ребенок не подвергается плакатной педагогике, чем самому ребенку понять необходимость быть сознательно-дисциплинированным.
Шалость - ценное качество ребенка, только надо управлять им. Я давно установил для себя, что
суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашей педагогики.
Как сделать, чтобы детские шалости преобразовывались, а не подавлялись? Как это сделать на переменах? Ведь именно в это время внутренние силы начинают неконтролируемое брожение и ребенок чувствует толчки их свободного извержения. Так возникает у меня сложная педагогическая проблема школьных перемен и школьной дисциплины. Хотя она мною не решена и, по всей вероятности, не будет решена, все же я могу быть спокоен на этот раз больше, чем, может быть, некоторые мои коллеги. Спокоен потому, что я знаю, чем обязательно займутся мои ребятишки.
Несколько девочек обнаружили на вешалке скакалки, и из коридора до меня доносится ритмичный стук их прыжков и звонкий смех.
На стене в коридоре вывешены веселые картинки, около которых собралось несколько ребятишек.
Там же у нас висит большой - длиной в два метра - лист чистой плотной бумаги. Он обведен рамкой из плоских палочек, как картина. Сверху на нем написано: «Нарисуй, что хочешь!» Рядом лежат заточенные цветные карандаши. Уверен, что 4 - 5 ребятишек уже наносят на него плоды своей фантазии.
Есть длинная доска, рядом лежат цветные мелки, висит полотенце. Наверное, некоторые уже испачкали себе руки и лицо.
Вывешены плакаты, на которых большими буквами написаны разные слова, пословицы, скороговорки, загадки, цифры. Часть детей обязательно попытается прочесть их.
Все это находится на уровне роста ребятишек, чтобы им удобно было рассматривать, читать, рисовать.
На четырех маленьких столиках, к которым приставлены стульчики, лежат книги с цветными иллюстрациями, детские журналы, математическое лото, комплекты строительного материала, шашки и даже шахматы.
На подоконнике лежит набор кеглей. Я слышу шум - это дети поражают ровный строй пластмассовых фигур.
Не сейчас, но потом дети обнаружат в классе лук, и тогда с моим участием будут устроены соревнования в стрельбе.
Хочу в коридоре, к одной стенке, прикрепить шведскую лестницу, на полу постелить спортивный матрац. Вот будет радость для детей!..
И все это я буду менять время от времени по мере взросления детей, их перехода в следующий класс. А также в зависимости от собственной способности фантазировать и... (не удивляйтесь, прошу вас!) шалить, ибо мое интуитивное чувство приводит меня к мысли, что педагог сам должен уметь шалить, чтобы понять педагогику преобразования шалостей своих детей.
Дети - активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только, не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
...Я записываю на доске упражнения по математике. Несколько детей окружили меня и следят с любопытством, чем я занят.
- Дядя, что Вы пишете?
- Он не дядя, а учитель...
- Зачем Вы пишете разноцветным мелом?
- Хотите расскажу, чему я смеялся?
Котэ. Когда я был маленьким...
Эка. Ты и сейчас маленький...
Котэ. Подожди... Когда я был совсем маленьким, я ухватился за скатерть и понес с собой по комнате, стол был накрыт, и я все свалил на пол...
Нато. А что тут смешного?..
Тамрико. Это глупый поступок...
Котэ. Почему, я же не знал, что делаю!
Нато. Отшлепали бы, и тогда узнал бы...
Нико: А знаете, что со мной случилось, когда я был маленьким? Меня оставили дома одного и сказали, чтобы я никому не открывал дверь. И вдруг я слышу: кто-то стучится. Я так испугался, начал кричать: «Помогите, помогите!», а там стали стучать еще сильнее, а я кричу все сильнее: «Помогите!» Прибежали соседи и мне кричат: «Открой, не бойся, твоя сестра пришла из школы!..» Потом я много смеялся!
Я смеюсь, смеются и окружившие меня Дети: «Это правда смешно!»
Дато. Когда мне было два года, мама хотела отдать меня в детский сад, а я не хотел туда, и я побежал спрятаться и кувырком покатился по лестнице...
Георгий. Когда я был маленьким, папа повел меня в детский сад. Мы играли, и дети подрались друг с другом, а я спрятался в шкафу.
Гоча. Ты трус и потому спрятался.
Елена. А когда я была маленькой...
Ираклий. Когда я был маленьким...
Дети уже перебивают друг друга. А я только сейчас замечаю, что каждый из них начинает свой рассказ так: «Когда я был маленьким...», «Когда я была маленькой...». Значит, они уже не считают себя маленькими. И это потому, что пошли в подготовительный класс школы! Может быть, нужно, чтобы я закрепил в них эту уверенность, это чувство взросления?
Скоро звонок на урок. Надо посмотреть, чем занимаются те дети, которые не остались со мной в классе. Но что это? Родители, выполняющие сегодня роль добровольных дежурных, не дают детям рисовать на прикрепленном к стене листе бумаги, запрещают дотрагиваться до веселых картинок, кто-то отнимает у детей кегли! Семейный опыт усмирения детей вторгается в школьный коридор, нарушая все наши планы. Я вспоминаю слова, сказанные когда-то одной учительницей начальных классов: «Воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей». И решаю сегодня же провести первое родительское собрание.
Общая длительность перемен за четыре года обучения равняется примерно 39 100 минутам. С этими минутами шутить нельзя, так как, если сложить их вместе, они составят около 160 обычных школьных дней.
Раздается звонок, мелодичный, электрический.
- Дети, заходите, пожалуйста, в класс! Мальчики, помните, что вы - мужчины!
Глава из книги "Ш.А.Амонашвили. Здравствуйте, дети!"
- Мне нравится (6)
Комментарии
Затронута очень важная тема
Всё зависит от нас
Тема, безусловно очень
Актуально для моего 5 б класса
Педагогика перемен и детская шалость
Переменам быть!
Педагогика перемен и детская шалость
А вот мне идея с камерами
А вот мне идея с камерами категорически не нравится. Дети из страха притворяются "хорошими", а где доверие?
Согласна с высказыванием:
Согласна с высказыванием: "Бегать,прыгать,резвиться ,играть - это естественная потребность детей снять умственную усталость,генетически заложенная защитная функция организма. Запрещать восстановить обездвиженность,которое происходит в основном на уроках - это преступление.Вопрос в том, как правильно организовать перемены..."
Преобразовывать детские
Преобразовывать детские шалости - лучше и не скажешь.
Это же только вдуматься надо
Это же только вдуматься надо:160 обычных школьных дней - общее время перемен. Каждому возрасту свое, поэтому для малышей на переменах необходимо создать условия подвижного отдыха. Для среднего звена можно организовать более спокойной отдых на переменах - настольный теннис, например,главное отвлечь от телефонов, смартфонов, планшетов... Думаю, для каждого ребенка самое главное - общение и возможность самовыражения даже на переменах (а может особенно на переменах) с учетом их возрастных особенностей.
Школьная перемена - это
Школьная перемена - это возможность сменить вид деятельности как ученику, так и учителю! С современной загруженность учитель и ученик успевает за перемену переделать кучу дел: с кем-то встретиться, предупредить о замене, сбегать в библиотеку и спросить нужную книгу, да мало ли еще что! Кто-то направляет свою энергию на разумное, доброе, а кто-то, увы, на разрушение.
Мне кажется, для многих детей
Мне кажется, для многих детей на перемене начинается все самое важное! Очень понравились идеи со спортивным инвентарем и радио.
Статья понравилась всем!
Статья понравилась всем! Ненавязчивая, идейная. Но дежурные с повязками тоже нужны.Не всем деткам, особенно среднего звена будут интересны варианты занятости, какими бы они изощренными не были. Им нужно "носитЬся". В прошлом году, так один лихач учительницу сбил с ног, она упала, получила сотрясение мозга, были случаи травм и детей."Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашей педагогики". Культурой поведения должны заниматься еще и родители...
Считаю, что перемена в школе,
Считаю, что перемена в школе, перерыв между парами в вузе, в том числе минутка отдыха в дошкольной организации явление непременно обязательное! Что означает "перемена" в школе и синонимичные понятия "перерыв", "минутка отдыха"? На мой взгляд-это перерыв между четко регламентированными занятиями, которое требует новое действие от участника образовательного процесса (ведь не только речь идёт об учениках, воспитанниках) с определенным биоэнергетическим изменением. Перемена несет в себе эмоциональный всплеск, необходимый организму.
Шалость не должна переходить
Шалость не должна переходить в раж и далее в непотребство, отягощённое сотворением различного рода правонарушений.
Очень интересно и
Очень интересно и познавательно!
Перемены в школе обязательны
Перемены в школе обязательны и нужны для отдыха, а занятия на перемене должны соответствовать правилам поведения и уставу учебного заведения. Школа – это не только уроки, но и интересные переменки, которые помогают в усвоении нового материала на уроках, улучшают взаимоотношения в классе.
Суета и беготня и любая
Суета и беготня и любая физическая активность это естественно и правильно для детей... есть одно НО, отношение родителей к обычным результатам этой активности: мелким ссадинам, синякам, обидам. Невинные шалости могут привести к мелким и более крупным травмам, а разборки с родителями за каждую царапину никому не хочется разруливать.
Спасибо за полезную
Спасибо за полезную информацию. Полностью согласна, что необходимо разгрузка после урока. Но есть дети, которых приходиться отлавливать на переменах, во избежании травм. А есть перемена для учителей?