Аналитическая справка по итогам адаптационного периода среди учеников 1-х классов в 2012-2013г.

Голикова Виктория Васильевна

 

Адаптационный период уч-ся 1-х классов анализировался по направлениям:

-соблюдение учителями 1-х классов санитарно- гигиенических норм при организации образовательного процесса в 1 классе;

-определение  уровня готовности каждого ребенка к освоению учебной программы;

-диагностика уч-ся 1-х классов школьным психологом;

-диагностика уч-ся 1-х классов ЦОКО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

г. ЕНИСЕЙСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


                       663180, г. Енисейск, ул. Вейнбаума, 52, тел./факс (39195) 2-70-07

Сайт: http://www.enissschool9.my1.ru   E-mail: enisschool_9@mail.ru

ИНН  2447011119; КПП 244701001; ОКПО 65594306; ОГРН 1102447000182

                                 

Объект:  условия образовательного процесса

Предмет : организация адаптационного периода  в 1-х классах.

Основание : по плану

Сроки : сентябрь-январь 2012-2013уч.г.г.

Методы ВШК: проверка документации, анализ, диагностика, беседа.

Субъект контроля:  зам.директора по УВР

Аналитическая справка по итогам адаптационного периода  среди  учеников 1-х классов в 2012-2013г.

Адаптационный период уч-ся 1-х классов анализировался по направлениям:

-соблюдение учителями 1-х классов санитарно- гигиенических норм при организации образовательного процесса в 1 классе;

-определение  уровня готовности каждого ребенка к освоению учебной программы;

-диагностика уч-ся 1-х классов школьным психологом;

-диагностика уч-ся 1-х классов ЦОКО.

  1. Соблюдение учителями 1-х классовсанитарно- гигиенических норм при организации образовательного процесса в 1 классе

Анализ посещенных уроков в 1-х классах, организации учебного пространства для первоклассников позволил сделать выводы, что учителями соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, предусмотренные для уч-ся 1-х классов: соблюдены питьевой, температурный режимы, для очищения воздуха используется режим проветривания и люстра Чижевского, организованы подвижные игры на переменах, динамические паузы, использована мебель, соответствующая росту учащихся. Используется «ступенчатый» режим увеличения нагрузки на первоклассников: в 1 четверти проводилось по 3 урока по 35 мин, 4 урок проводился в нетрадиционной форме (физическая культура, математика, музыка, технология; форма: урок- игра, экскурсия, путешествие, фантазия, театрализация). Во 2 четверти – 4 урока по 35 мин.

Учителя 1-х классов применяют в работе здоровьесберегающие технологии: определена группа детей с нарушениями слуха, зрения, место посадки на уроке  у таких учеников на первых партах, в системе ведется зрительная гимнастика (в классах имеются офтальмотренажеры).   Определена группа детей с нарушениями осанки, поэтому на уроках педагоги используют рекомендованные в СаН Пин комплексы упражнений. В классных аудиториях имеются коврики для  смены поз ребенка во время перемены( могут во время игры посидеть, полежать и пр.). Организовано  пространство возле классной аудитории – у ребенка есть возможность порисовать, почитать, поиграть в настольные игры.

Педагоги 1-х классов отмечают творческие таланты детей, демонстрируя их работы на стендах в начальной школе.

В системе проводится работа с родителями первоклассников – ежедневные консультации по преодолению трудностей, плановые тематические родительские собрания с обязательным мониторингом индивидуальных достижений первоклассников, фиксируемых в индивидуальной карте развития ребенка, консультации у школьного психолога, включенность родителей( 90%) во все общешкольные мероприятия.

Соблюдено безотметочное оценивание в 1 классе. Обращается внимание только на положительные моменты в деятельности ученика, достижения ребенка учителя сравнивают только с его же собственными результатами, замечания делаются в корректной этичной форме ( просьба, пожелание)

  1. Определение  уровня готовности уч-ся 1-х классов к освоению учебной программы.

Анализ уровня готовности первоклассников проводился по диагностике «Школьный старт»

Цель диагностики «Школьный старт» (автор Беглова): определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Диагностика проводилась учителями  начальных классов Болотовой Н.Б., Кашкиной А.Н.

с 17 по 28 сентября 2012 г.

Оценка готовности каждого ребенка проводилась по следующим уровням:

1. Базовый уровень инструментальной  и личностной готовности

Характеристика: личностно зрелые дети, ценностно- ориентированные на познание и готовые к обучению на высоком уровне сложности.

2. Базовый уровень инструментальной готовности и низкий уровень личностной готовности

Характеристика:  дети имеют неудачный опыт дошкольного обучения, завышенные требования семьи, пережитый стресс и др.

3.Низкий уровень инструментальной готовности и базовый уровень личностной готовности .

Характеристика: дети хотят учиться, но у них недостаточно хорошая подготовка к школе. Они уязвимы, обидчивы, им трудно выполнять задания в одном темпе с классом.

Результаты диагностики на начало 2012-2013 уч.г.

Рекомендации:

  1.  Для учеников, вошедших в группу с базовым уровнем  инструментальной  и личностной готовности, необходимо поддерживать высокий уровень познавательной активности через личностно- ориентированные задания в урочной деятельности, участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах.
  2. Для учеников, вошедших в группу с  базовым уровнем инструментальной готовности и низким уровнем личностной готовности, важна поддержка, побуждение к действиям, создание  ситуации успеха для этих детей, средний темп обучения на уроке. Желательна консультация с психологом.
  3. Для учеников, вошедших в группу с  низким уровнем инструментальной готовности и базовым уровнем личностной готовности, необходимо крайне тактичное обращение, невысокий темп работы на уроке, побуждение к действиям. Желательна консультация с психологом.

3.Диагностика учащихся 1-х классов школьным психологом.

 Уровень формирования у первоклассников УУД оценивался как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Были использованы типовые задачи, рекомендованные в программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.

Уровень развития личностных универсальных действий самоопределения и смыслобразования

1а класс

Учащиеся с нулевым уровнем — отрицательным отношением к школе отсутствуют — 0%. Учащихся с первым уровнем — положительным отношением к школе при сохранении дошкольной мотивации — 24%. Учащихся со вторым уровнем - приоритетом на социальные аспекты школьного образа жизни — 64%. Учащихся  третьего уровня — с сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни— 12%.

1б класс

Учащиеся с нулевым уровнем — отрицательным отношением к школе отсутствуют — 0%. Учащихся с первым уровнем — положительным отношением к школе при сохранении дошкольной мотивации — 17%. Учащихся со вторым уровнем - приоритетом на социальные аспекты школьного образа жизни — 66%. Учащихся  третьего уровня — с сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни— 17%.

Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания

1а класс

При диагностике 72% учащихся при решении моральной дилеммы ориентируется на объективные последствия поступка (2 уровень). 12% учащихся ориентируются на мотивы поступка. 16% - это дети, у которых отсутствует ориентация на обстоятельства поступка (1 уровень).

1б класс

При диагностике 54% учащихся при решении моральной дилеммы ориентируется на объективные последствия поступка (2 уровень). 4% учащихся ориентируются на мотивы поступка. 42% - это дети, у которых отсутствует ориентация на обстоятельства поступка (1 уровень).

Уровень развития регулятивных универсальных учебных действий 

1а класс

При диагностике у 28% учащихся выявлен 3 уровень развития регулятивных УУД. Т.е. умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. У 36% учащихся выявлен 2 уровень развития регулятивных УУД. У данных учащихся наблюдаются некоторые проблемы в ориентировочной, исполнительной и контрольной части действия, т.е. данные виды УУД находятся в процессе формирования. У 36% учащихся выявлен 1 уровень развития регулятивных УУД. Данные учащиеся испытывают трудности в организации своей учебной деятельности и нуждаются в специально организованной помощи для формирования данного вида УУД. Учащихся со 2 и 1 уровнем формирования данного вида УУД нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий. Учащиеся с 3 уровнем развития регулятивных УУД способны выполнять учебные задания самостоятельно.

                                                                      1б класс

При диагностике ни у одного учащегося не выявлен 3 уровень развития регулятивных УУД. Т.е. умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. У 71% учащихся выявлен 2 уровень развития регулятивных УУД. У данных учащихся наблюдаются некоторые проблемы в ориентировочной, исполнительной и контрольной части действия, т.е. данные виды УУД находятся в процессе формирования. У 29% учащихся выявлен 1 уровень развития регулятивных УУД. Данные учащиеся испытывают трудности в организации своей учебной деятельности и нуждаются в специально организованной помощи для формирования данного вида УУД. Учащихся со 2 и 1 уровнем формирования данного вида УУД нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий. Учащиеся с 3 уровнем развития регулятивных УУД способны выполнять учебные задания самостоятельно.

Уровень развития познавательных универсальных учебных действий 

1а класс

По результатам диагностики выявлено 20% учащихся, у которых отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие – 1 уровень.  У 64% учащихся выявлен 2 уровень развития данного вида УУД, т.е. у них сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия, однако нет сохранения дискретного множества. У 16% учащихся выявлен 3 уровень развития данного вида УУД, т.е. у них сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия, есть сохранение дискретного множества.

1б класс

По результатам диагностики выявлено 50% учащихся, у которых отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие – 1 уровень.  У 50% учащихся выявлен 2 уровень развития данного вида УУД, т.е. у них сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия, однако нет сохранения дискретного множества. Отсутствуют учащиеся с 3 уровнем развития данного вида УУД,  у которых сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия, есть сохранение дискретного множества.

Уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий 

1а класс

У 20% учащихся выявлен 1 уровень - низкий уровень развития данного вида УУД, т.е. дети занимают эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трёх пробах. У 68% учащихся выявлен 2 уровень - средний уровень развития данного вида УУД, т.е. дети правильно учитывают отношения принадлежности, могут стать на точку зрения одного из персонажей, но пока не координируют разные точки зрения. У 12% учащихся при первичной диагностике выявлен 3 уровень -  высокий уровень развития данного вида УУД, т.е. дети учитывают позиции других людей и координируют их.

1б класс

У 8% учащихся выявлен 1 уровень - низкий уровень развития данного вида УУД, т.е. дети занимают эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трёх пробах. У 71% учащихся выявлен 2 уровень - средний уровень развития данного вида УУД, т.е. дети правильно учитывают отношения принадлежности, могут стать на точку зрения одного из персонажей, но пока не координируют разные точки зрения. У 21% учащихся при первичной диагностике выявлен 3 уровень -  высокий уровень развития данного вида УУД, т.е. дети учитывают позиции других людей и координируют их.

Выводы:

1. Для большинства учащихся характерно сочетание ориентации на социальные аспекты школьной жизни, а также ориентация  на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной  адаптации.

        2. Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания у большинства учащихся соответствует второму уровню. Некоторые учащиеся могут самостоятельно  ориентироваться как на соблюдение конвенциональных норм, так и на соблюдение моральных норм. Однако, большинство детей нуждается в помощи взрослых при выделении  морального содержания действий и ситуаций.

        3. У большинства учащихся регулятивные универсальные учебные действия  сформированы, у других - находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

        4. При исследовании уровня развития познавательных универсальных учебных действий у половины учащихся выявлен средний уровень развития логических универсальных действий.

        5. У большинства обследованных первоклассников выявлен средний  уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети учитывают позиции других людей и координируют их.

( подробная диагностика прилагается)

4. Диагностика учащихся 1-х классов ЦОКО.

Первичная диагностика проводилась в сентябре  2012г. Данные диагностики являются неперсонифицированными, поэтому  учителями 1-х классов индивидуально была проведена интерпретация результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе по рекомендациям, подготовленным О.В. Даниленко, И.В. Ермаковой, Г.С. Ковалевой, Н.В. Нурминской, М.В. Серковым. Состоялось  совещание по данным интерпретирования в присутствии администрации школы. В результате совещания выделены группы учеников каждого класса, нуждающихся в помощи учителя, определен ряд рекомендаций учителям для работы с данными детьми( таблицы прилагаются).

Зам. директора по УВР (1 ступень)                      


 

Комментарии

Габец Наталья Николаевна

Спасибо за материал.