Сухомлинский В.А. "Только не в пожарном порядке": разговор на трудную тему

Какими должны быть отношения юношей и девушек, чтобы их сердца были чистыми и благородными, чтобы молодые люди были духовно подготовлены к созданию прочной, здоровой, нравственно красивой семьи, в которой бы, как в капле чистой воды, отражалась красота наших общественных, моральных, эстетических идеалов? Как воспитывать самое сокровенное в человеке – чистое сердце?

Нет прекраснее цветка, венчающего человеческую жизнь, чем любовь. И готовить ее красоту надо с корней, с почвы, с той питательной среды, которая дает животворную силу цветению. Очень плохо, что об этой истине часто забывают и родители, и общественность, и школа: посеют семена и беззаботно ждут цветов, вспоминают о красоте, лишь когда вместо прекрасной игры цветов радуги появляется болотная муть. И вот начинается забота о красоте любви; в срочном, пожарном порядке предпринимаются меры, способные, по убеждению беззаботных воспитателей, превратить чертополох в благоухающую розу. Проводятся воспитательные беседы о красоте человеческой, раздаются призывы быть честным, добрым, благородным. На что это похоже? На незадачливого садовника, вздумавшего подмалевать мутно-грязные лепестки красивыми красками, полить цветок чертополоха одеколоном, чтобы он благоухал розой.

О чистоте и благородстве любви надо думать с пеленок. В воспитании мужа и жены, отца и матери, в воспитании чистоты и благородства любви мы считаем исключительно важным, чтобы отношения детей к родителям были проникнуты глубокой человечностью, чтобы сердечность, душевность, отзывчивость бережно сохранялись и в годы юности как самые бесценные черты личности. Мы побуждаем детей к труду, который является, можно сказать, материальным выражением сердечности, участливости, беспокойства о родителях. В один из дней весны проводится Праздник Матери, в который дети сажают деревья.

Этот труд пробуждает добрые чувства, он как бы открывает глаза ребенку на то, что мать и отец трудятся для него. Добрые чувства – это духовный заряд для нового труда. Ребенок поливает деревца и виноградные кусты, с волнением ожидает, когда раскроются почки и появятся первые листочки; болезнь или повреждение деревца – его болезнь и тревога. Растут деревца и кусты, растет и ребенок, с каждым годом он все больше может сделать и делает для родителей, и чем больше сделано, когда ребенок был маленьким, тем больше он стремится принести радости родителям в годы своего отрочества и ранней юности.

Виноградный куст на третий год дает плоды. Ребята срезают солнечные гроздья и приносят их матери, бабушке, отцу, дедушке. Вот в эти мгновения как раз и утверждается то, что необходимо будущим мужу, жене, отцу, матери, то, что облагораживает чувство любви, – человечность, чуткость к духовному миру человека, забота о его счастье. Ребенок, который принес матери плоды своего труда, никогда не причинит ей зла, никогда не забудет о своей кормилице.

Родители торжественно отмечают день рождения ребенка, преподносят ему подарки. Но всегда ли помнит ребенок день рождения родителей? Далеко не всегда. «Запишите день рождения матери, бабушки, отца, дедушки в свой дневник, – говорим мы детям. – Принесите им в этот день радость». И малыши в теплицах и пионерских уголках выращивают цветы, готовят рисунки.

Но сердечность, чуткость, отзывчивость должны проявляться не только в дни праздника, а повседневно.

Мы видим очень важную воспитательную задачу в том, чтобы сердечность, чуткость, заботливость, отзывчивость детства не только сохранились в годы юности, но и развились, углубились, озарялись сознанием долга. Если юноша сохранил в себе черты чуткого, заботливого, сердечного, отзывчивого ребенка в своих отношениях к родителям, он будет хорошим мужем и отцом, его чувство любви к жене и детям сольется с чувством гражданской чести, достоинства семьи. Глубоким заблуждением является мысль, что отдаление юношей и девушек от родителей, их сухость, даже резкость это, мол, закономерность юношеского возраста, ничего здесь не поделаешь, мол, надо приучать юношей и девушек к большей самостоятельности... Нет, тысячу раз нет, не так надо смотреть на эти вещи. Надо учить юношей и девушек, учить умно, тактично и терпеливо – учить человечности. Мы проводим с юношами и девушками коллективные и индивидуальные беседы об отношении к родителям, бабушкам и дедушкам. Еще настойчивее, чем в годы детства, побуждаем к труду, создающему радость для родителей, и добиваемся того, чтобы этот труд приносил радость самим юношам и девушкам. Тебя приняли в комсомол – посади в этот день яблоню на счастье матери. Ты входишь в большой мир общественной жизни потому, что мать вложила в твою душу красоту своей души. Матери исполняется сорок или пятьдесят лет – посади на ее счастье еще и еще одно дерево. Помогай матери всегда, облегчай ее труд. Раз в год вместе с отцом, братом, сестрой в течение месяца выполняй всю, абсолютно всю работу по дому – пусть мама отдыхает. Этим ты возвратишь только незначительную долю своего долга перед ней. «До тех пор, пока ты не стал на путь самостоятельной трудовой жизни, – говорим мы юношам и девушкам, – ты не имеешь права распоряжаться ни копейкой заработка. Ты – должник семьи, прежде всего должник матери, и если ты заработал в летние каникулы несколько десятков рублей – то возвратил лишь маленькую частицу долга».

Все эти поучения мы стремимся осуществить на практике во всех семьях.

Чистота взаимоотношений юношей и девушек зависит от того, на какой почве рождается и крепнет их духовно-психологическая и нравственно-эстетическая общность, что объединяет их духовно. Чистая, возвышенная любовь, любовь молчаливая и застенчивая, расцветает лишь там, где духовные силы юноши и девушки объединяются во имя высокой, благородной общественной цели, во имя создания радости и счастья для людей. Мы стремимся построить взаимоотношения в коллективе таким образом, чтобы юноша и девушка испытывали воодушевление, вдохновение в связи с тем, что они что-то делают для людей, отдают обществу огонь своей души, страсть юношеских сердец. Вот комитет комсомола создает в селе очаг культуры – на отдаленной улице, в хате одного из колхозников собираются по вечерам пожилые люди и молодежь, они с интересом слушают рассказы юноши-десятиклассника о достижениях науки, а девушка – его подруга – читает «Повесть о жизни» Паустовского. Этот скромный труд воодушевляет молодых людей, облагораживает их сердца, открывает перед ними высшую человеческую радость.. И вот благодаря всей этой игре чувств, интересов, потребностей юноша и девушка видят подлинную красоту друг друга – красоту служения людям. Kaк важно, чтобы первые пробуждающиеся чувства взаимного влечения были чем-то облагорожены, озарены высокими человеческими порывами. В такой любви месяцы и годы нет ни слова о любви, а это и есть настоящая юношеская любовь.

Воспитатель должен говорить юношеству о любви, говорить красиво и возвышенно, но в меру: не перешагивать той черты, за которой слово о тончайших душевных порывах превращается как бы в инструмент, препарирующий сердце. Пусть будет больше чистых, возвышенных отношений, построенных на благородной основе, и меньше споров и диспутов о любви, меньше рассуждений о том, можно ли полюбить в семнадцать лет, какая это будет любовь и т. д.

С малых лет мы воспитываем в коллективе отношения взаимной заботы, тревоги, беспокойства детей друг о друге. В коллективе не может быть чистой дружбы и любви, если все члены коллектива не воодушевлены благородным стремлением – помочь товарищу, выручить его из беды, дать ему ту радость, которой он лишен по какой-нибудь причине. Особую чуткость мы стремимся пробудить у юношей по отношению к девушкам. У нас стало традицией: дело чести для мальчика и юноши – взять на себя добровольно часть работы девочек в тех случаях, когда эта работа несет им лишнюю нагрузку. Соблюдение этой традиции зависит от всего стиля, уклада школьной жизни, в частности, от того, как относятся учителя-мужчины к труду учителей-женщин. Если возникает необходимость выполнять какой-нибудь общественно полезный труд в субботу или в воскресенье, мы всегда освобождаем от этой работы женщин. Отдых женщины-учительницы неприкосновенен. Это очень хороший пример для молодого поколения.

Человечность отношений между членами коллектива углубляется также благодаря тому, что все юноши и девушки в той или иной мере принимают участие в педагогическом процессе: руководят кружками, работают вожатыми октябрятских групп и пионерских отрядов, помогают пионерам готовить малышей к поступлению в школу...

Каждый юноша, каждая девушка в годы ранней юности должны быть не только воспитанниками, но и воспитателями – это очень важный принцип педагогического процесса, утверждающий гражданскую направленность и в то же время душевность, сердечность духовной жизни коллектива. Юноши и девушки помогают учителям младших классов готовить малышей к поступлению в 1-й класс. По плану, составленному педагогами, они за два месяца до начала занятий проводят с детьми экскурсии в природу, рассказывают им о явлениях природы, читают сказки. Они создают детские комнаты сказок, помогают малышам создавать уголки красоты среди природы. Любимым делом юношей является руководство детскими тимуровскими командами, отрядами юных исследователей и защитников природы, пионерскими постами по охране общественного добра, командой смелых и отважных. Юноши и девушки руководят спортивными секциями малышей. Из 162 учеников 9 – 11-х классов 149 юношей и девушек являются у нас руководителями коллективов школьников младшего и среднего возраста. Мы стремимся наполнить юношеские годы волнениями, заботами, тревогами за судьбу меленьких детей. Если молодой человек чувствует, что он отвечает не только за себя, но и за других, у него утверждается гражданское чувство ответственности перед коллективом, перед обществом. А чувство ответственности за маленьких детей – это первая школа гражданской подготовки к материнству и отцовству.

В 10-м классе у нас учится комсомолка Тамара П. Она руководит группой малышей – юных исследователей природы. В весенние дни девушка отправляется с детьми в лес. Надо подготовить ребят на целый день, надо позаботиться о многих мелочах – и о пище, и о воде, и об отдыхе; надо подумать, какую сказку рассказать малышам. Девушка становится заботливой матерью – какая это прекрасная школа воспитания чуткости, сердечности, отзывчивости. Десятиклассник-комсомолец Сергей П. руководит детской командой смелых и отважных. Это группа младших пионеров, учеников 4 – 5-х классов, которая берется за дела, требующие смелости, хладнокровия, бесстрашия. Например, когда первый мороз сковывает пруд, много малышей катается на коньках на неокрепшем льду, бывают несчастные случаи. Команда смелых и отважных во главе со своим руководителем дежурит в эти дни на катке. Пионеры спасли от гибели двух малышей-дошкольников. Сергей П. чувствует, что он отвечает за жизнь не только тех, с кем случается несчастье, но и тех, кто идет на выручку.

Человечность отношений в коллективе, без которой невозможна чистая любовь, зависит в большой мере от духовного богатства дружбы между юношами и девушками. О чем говорят юноша и девушка, оставшись наедине? – над этим вопросом мы, воспитатели, задумываемся со всей серьезностью. Надо, чтобы им было о чем говорить, чтобы взаимное юношеское влечение облагораживалось многогранными духовными интересами, чтобы инстинктивные влечения никогда не обнажались, чтобы внутреннее духовное богатство молодых людей никогда не исчерпывалось, чтобы юноша и девушка постоянно открывали друг в друге все новую и новую человеческую красоту. Чем дольше открывается эта красота, тем больше сдержанности, нравственной дисциплины, чистоты в юношеской любви. Юношей и девушек надо духовно подготовить к тому, чтобы они постоянно открывали друг в друге человеческую красоту. И это, конечно, зависит не от каких-то специальных мероприятий, не от специальных бесед о любви и дружбе, а от всего богатства духовной жизни человека с первого дня его пребывания в школе, от богатства духовных интересов семьи.

Заботиться о красоте цветка задолго до того, как этот цветок расцветет, – в этом заключается духовная подготовка молодого поколения к самому прекрасному и трудному человеческому творчеству – отцовству и материнству.


Сухомлинский В.А. "Только не в пожарном порядке": разговор на трудную тему // Учит. газ. – 1964. – 28 март. – С. 2.

 

Комментарии

Марденская Светлана Фёдоровна

"Отдых женщины-учительницы неприкосновенен". Так ли это в наше время? Школьники наблюдают, как много учителя работают, как подолгу задерживаются в школе, проверяя тетради, готовясь к завтрашним занятиям. И отдыхать учителям не приходится, даже в летние каникулы.В образовании нет отдыха и каникул.

Неустроева Ольга Викторовна

О чистоте и благородстве любви надо думать с пеленок. Это так естественно. Но почему то очень многие не понимают, или не озадачиваются воспитанием чистой и благородной любви пока детишки малы. А потом, к сожалению, становится поздно.

Никогда не поздно любить и воспитывать в любви своего ребенка! Но если те кто воспитывают - сами дети - подростки (15-16 летние...)? Их не долюбили или не научили любить???

Неустроева Ольга Викторовна

Конечно никогда не поздно любить и воспитывать своего ребенка. Но. Когда процесс воспитания запущен с подросткового возраста, а не с того момента когда женщина узнает, что ждет малыша, то очень много упускается. И воспитание не полноценно. А когда родители - дети подростки, очень печально. И очень индивидуально, "не до любили" или "не научили любить". Множество факторов влияют на развитие личности. И если их не учитывать, то получаем то, что имеем.

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна!

Сторожева Галина Меркурьевна

Да, я с вами согласна. Воспитание начинается с пеленок. Ребенок воспитывается до трех лет, а дальше он перевоспитывается, корректируется. Если упустить момент, перевоспитанию как мы уже знаем, редко кто поддается. Важную роль , конечно, играют и гены, среда.

Носова Марина Владимировна

Согласна.

Точнее и красивее не напишешь и не скажешь... но в наши дни....уже выросло поколение молодых родителей, у которых в свое время "отняли" комсомол и пионерию и не дали ничего взамен. В большинстве своем они бездуховны... и это им необходимо воспитывать своих детей человечными и духовно богатыми. КАК ОНИ МОГУТ СДЕЛАТЬ? У молодых людей сменились идеалы, чаще всего не в лучшую сторону, Сейчас общество пытается изменить положение вещей, вот над этим и стоит подумать и работать современным педагогам... А это весьма и весьма не простая задача

Ямщикова Елена Николаевна

Человечность отношений в коллективе... Чистые, правильные слова...но сейчас человечность все реже встречается и среди взрослых. Как же мы сможем научить детей человечности, ,если сами этого не соблюдаем???

Маратканова Светлана Николаевна

Дети во многом берут пример с родителей. Если муж с женой любят друга друга и в семье уважительные отношения, то и ребенок будет понимать чистоту любви.

Лысенко Марина Михайловна

Согласна, дети прежде всего подражают своим родителям. Очень важно родителям с малых лет прививать чистоту, любовь, искренность...И являться самим примером для подражания. "О чистоте и благородстве любви надо думать с пеленок. В воспитании мужа и жены, отца и матери, в воспитании чистоты и благородства любви мы считаем исключительно важным, чтобы отношения детей к родителям были проникнуты глубокой человечностью, чтобы сердечность, душевность, отзывчивость бережно сохранялись и в годы юности как самые бесценные черты личности"-замечательные и точные слова В.А. Сухомлинского

Тимофеева Елена Григорьевна

Воспитывать только примером. На детей это действует лучше всего.

Ковалевская Татьяна Алексеевна

Согласна, пример в семье очень важен, в любящей семье вырастают добрые, отзывчивые, умеющие сочувствовать дети.

 Санаткина Галина Павловна

Добрые человеческие отношения в семье - залог достойного взаимодействия в социуме. Всё закладывается в семье.

Искренне в Вами согласна на все 100%! Прочесть бы эту статью всем мамам и папам детей дошкольников!!!! Тогда и отпала бы необходимость принимать всё "в пожарном порядке"!

Кудрявцева Татьяна Викторовна

Откуда могут быть в будущей семье нормальные отношения, если сейчас большинство родителей рожают 2-го ребёнка для "материнского капитала", и об этом же своим детям практически напрямую говорят. Уже возникла нездоровая схема - "деньги - ребёнок", а не "ребёнок - счастье, радость, Божье благо".

Ивакина Ольга Афанасьевна

Что ты сам сделаешь для родителей,того же и ожидай себе от детей.Мы продолжаем себя в детях....
"...Не забывай,что мать вмпоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда.
К тому же -минет час: ты старцем станешь сам,
Смотри, не нарушай священного уклада.."

Барцева Наталья Владимировна

Согласна с высказыванием, что "о чистоте и благородстве любви надо думать с пеленок. В воспитании мужа и жены, отца и матери, в воспитании чистоты и благородства любви мы считаем исключительно важным, чтобы отношения детей к родителям были проникнуты глубокой человечностью, чтобы сердечность, душевность, отзывчивость бережно сохранялись и в годы юности как самые бесценные черты личности". Считаю что главное воспитание должно идти из семьи. Только личный пример родителей может научить ребенка любить и быть любимым, нежным, заботливым, отзывчивым и ответственным по отношению к окружающим.

"Если юноша сохранил в себе черты чуткого, заботливого, сердечного, отзывчивого ребенка в своих отношениях к родителям, он будет хорошим мужем и отцом, его чувство любви к жене и детям сольется с чувством гражданской чести, достоинства семьи." Мне кажется, это должны быть ключевые слова в нашем обществе. Сейчас наступило время, когда даже в "благополучных" семьях нет ориентира на общество, все живут как бы в скорлупе. Я сомневаюсь, что, случись сейчас Великая Отечественная война, все встали бы на защиту своей страны. В молодом поколении нужно воспитывать и трепетное отношение друг к другу, и к членам своей семьи - родителям, братьям и сестрам, но и напомнить, что семья - ячейка общества!

Нагорная Лариса Николаевна

Прекрасно, если у ребенка есть и мама, и папа, и у них замечательные отношения, полные любви... Однако, в реальности, это сейчас не так часто случается, к сожалению. Мои дети постоянно делятся "новостями" - у кого из одноклассников расстались родители. У кое-кого - и вовсе - в младенческом возрасте. Я всегда интересуюсь, известна ли причина расставания? Оказывается, у кого-то "не стало искры в отношениях", у других - "муж стал посторонним человеком"... И в этой ситуации, наверное, школа и ее гуманитарные основы, которые она может привить, могут выйти на первый план. Немножко жутковато после этих историй про одноклассников звучит вопрос моих детей - а не собираемся ли мы папой разводиться, ведь вчера мы спорили по поводу вождения автомобиля...(?) И я отвечаю, с улыбкой (хоть и грустной) - нет, мы любим друг друга и вас.)))

Овчинникова Ольга Владимировна

Как воспитывать самое сокровенное в человеке – чистое сердце? Я думаю: всей своей жизнью... ведь УЧИТЕЛЬ -это ПРИМЕР для тех, кого он учил и учит. Он всегда на виду, где бы он ни был. И если у наставника ЧИСТОЕ, МУДРОЕ, СПРАВЕДЛИВОЕ сердце, то он сможет и в своих учеников вложить семена доброты, чистоты и справедливости. Дети тянутся к ТАКИМ людям. Поверьте. Это так.

Малова Светлана Анатольевна

Для того, чтобы наши дети были счастливы нужно учить родителей. А для этого, я считаю, в школе должно быть предусмотрено время для обучения детей семейным ценностям. Естественно, работа с родителями также должна вестись. Только в этом случае дети будут готовы к семейной жизни.

Сэротэтто Людмила Хеутевна

Всё самое прекрасное, благородное дети впитывают от родителей. Юноша или девушка, воспитанные семье, где царит любовь, уважение и взаимопонимание, внимательное заботливое отношение к взрослым членам семьи, будут добрыми, отзывчивыми людьми, а их сердца чистыми и благородными.

Русинова Надежда Владимировна

Сейчас всё зависит от семьи, общество уже не берёт на себя обязанность воспитывать отцовство и материнство в детях. Даже посмотреть на современные мультфильмы - зачастую, там вообще нет семейных привязанностей, у прекрасных девушек нет детей и т.д.
Хотя... В педагогической деятельности начинают всё больше "культивировать" приобщение детей к семейным традициям.

Андрюхина Зинаида Александровна

Как приятно читать!Но как тяжело признавать, что общество сильно изменилось, как мало времени у всех и у учителей и у родителей остается на простой человеческий разговор о нравственном, о важном!Даже сам текст читается степенно, размеренно и чувствуется, что что у нас ритм жизни другой!

 Мыльникова  Занфира Гарифяновна

Вечная тема- тема ЛЮБВИ. Очень красиво сравнение и со цветком, и с радугой, и с розой, и виноградом.
И действительно, как всё сложнее стало в наше современное время, сохранять любовь в сердцах и душах взрослых, чтобы еще её передать детям (и не столь важно свои они или чужие).