Главные вкладки

    Щадите детское самолюбие. В.А. Сухомлинский

    Это было в нашей школе в начале прошлого учебного года. Учительница А. Швачко давала первый урок в первом классе. Сорок детей-новичков внимательно смотрели на учительницу. Затаив дыхание, они слушали ее рассказ о школе, о правилах поведения, о чистоте рук, ушей, белья. Все дети положили перед собой руки на парты и начали их рассматривать. В это время учительница заметила, что у сидящего на передней парте черноглазого мальчика грязные уши. Она секунду глядела на него, потом сказала:

    - А вот посмотрите, какие грязные уши у Гриши. Он их не мыл. Таким приходить в школу нельзя.

    Гриша покраснел, потом побледнел, лицо его покрылось капельками пота. Тридцать девять других детей смотрели на него, а он не знал, куда отвести свои глаза.

    Учительница осталась довольна удачным, как ей казалось, приемом. «Ну, этот уже никогда больше не придет в школу с грязными ушами», - подумала она и стала рассказывать детям о том, как надо поднимать руку, как вставать, когда вызывает учитель. Она и не заметила, что Гриша до конца урока сидел неподвижно, глава его уже не следили за каждым движением учительницы. Наполненные слезами, они были широко раскрыты. Учительница не почувствовала, что своими словами она причинила ребенку большое горе, такое большое, что он не смог даже расплакаться. Уязвленное детское самолюбие обожгло ему сердце, иссушило слезы, которые в других случаях облегчают в физическую и душевную боль ребенка. Это было первое настоящее горе Гриши. На перемене он молча стоял в углу, его не занимали ни коллективные игры сверстников, ни яркие рисунки на большом фотомонтаже.

    На следующий день Гриша не пришел в школу. Учительница не придала этому большого значения, так как, кроме Гриши, не пришла еще два малыша. На третий день Гриша пришел в школу коротко остриженный, тщательно вымытый, в белой рубашечке. Он сидел неподвижно, как будто боясь пошевельнуться, и сосредоточенно смотрел в парту. Но, обратив внимание только на его чистые уши и руки, учительница не заметила напряженной, далеко не детской сосредоточенности взгляда семилетнего ребенка.

    Был урок арифметики. Дети хорошо умели считать на палочках от одного до десяти. Кто в детском садике, кто в семье - все научились считать, все знали много стихов и почти все умели прочитать слова «мама» и «школа». Только Гриша считал неуверенно, часто сбивался и не мог правильно разложить палочки: руки его дрожали. Ему все казалось, что весь класс смотрит на его уши, он еще ниже наклонил голову. Но и этого учительница не заметила. Она думала, что он ведет себя так оттого, что невнимателен и рассеян, и даже упрекнула его:

    - Надо быть внимательным!

    Вечером она пошла к матери Гриши узнать, почему он не был в школе. Мать рассказала:

    - В первый день он пришел из школы домой и начал плакать. Я спросила, не обидел ли его кто-нибудь в школе. Оказывается, нет. Он жаловался на животик, я и оставила его дома. Все прошло благополучно. Потом он попросил остричь его. К первому сентября я не успела этого сделать - сама не была дома.

    На этом и кончилась первая беседа учительницы с матерью. Нажаловавшись на невнимательность и рассеянность ребенка, учительница пошла к родителям других детей. Она и на этот раз ничего не поняла.

    Дети уже начали читать первые слова по букварю. Гриша еще дома знал почти все буквы, но в классе читал плохо: его голос дрожал, окончания слов он как-то проглатывал, иногда пропускал целые слоги. У учительницы сложилось твердое убеждение не только в рассеянности Гриши, но и в его плохой памяти. Она снова упрекала его, но теперь уже не в рассеянности, а в лени.

    - Ты опять дома ничего не читал. Нельзя быть таким ленивым!

    Буквы прыгали у ребенка перед глазами, на лбу выступал пот, а широко открытые глаза смотрели куда-то далеко... Это выводило учительницу из себя, и она опять жаловалась матери и на лень, и на невнимательность его, и на характер. Нетактично, непедагогически отнесясь к ребенку в первый же день его вступления в школу, она нанесла ему серьезную травму. Но вместо того, чтобы исправить свою ошибку, углубляла ее, объясняя все дурным характером ребенка.

    К концу первой четверти у Гриши были двойки по арифметике и чтению. На заседании педагогического совета тов. Швачко объяснила его неуспеваемость невнимательностью и рассеянностью. Детям выдали табели успеваемости. И на следующий же день ко мне пришла мать Гриши.

    Она стала настойчиво просить меня перевести Гришу в другой параллельный класс. Долго не хотела мать объяснить мне причину такой просьбы, но потом рассказала все: ребенок, наконец, высказал матери свое горе, излил ей свою обиду. Он со слезами повторял ей, что все дети смотрят на его уши.

    Мы долго обсуждали этот случай на заседании педагогического совета. Возник серьезный разговор о педагогическом такте, о детском самолюбии и детском горе. Этот случай показал нам, насколько серьезно учитель должен продумывать каждое свое слово, каждое замечание. Сердце ребенка открыто для всего хорошего, и оно очень чувствительно. Безобидное, на первый взгляд, замечание учителя может сильно задеть детское самолюбие, даже повлиять на формирование детского характера. Именно это и получилось с Гришей. Мы указали учительнице, что характер малыша не есть что-то готовое, с чем он приходит в школу. Характер его формируется самим учителем, и в процессе этого формирования надо бережно относиться в детскому самолюбию, щадить его. Педагогический коллектив школы пришел к выводу, что надо одинаково щадить самолюбие и семнадцатилетнего десятиклассника и семилетнего ученика, впервые перешагнувшего порог школы.

    Нетактичность, педагогическая ошибка тов. Швачко заключалась в том, что она игнорировала детское самолюбие, прибегнув к ложно эффективному «приему» воздействия на ребенка. Хорошо, что в действительности ученики забыли о грязных ушах Гриши, а ведь иногда такие замечания педагога вызывают прозвище, которое потом преследует ребенка все десять лет его обучения в школе. Почему учительница не обратила внимания на чистые руки какого-нибудь другого малыша, не призвала всех детей следовать хорошему примеру, а вместо этого сразу же обрушилась на Гришу?

    Другая ошибка тов. Швачко заключалась в том, что она не увидела детского горя, не смогла понять его. Такие ошибки допускаются педагогами очень часто: сделал замечание ребенку и забыл о нем, а надо было внимательно, зорким, наблюдательным взглядом педагога проследить за поведением ребенка после замечания.

    Тов. Швачко говорила с матерью Гриши о дурном характере ребенка. И этот разговор был также ее педагогической ошибкой. Ведь она сама формировала характер Гриши. Постоянные напоминания учительницы, ее упреки мальчику в рассеянности и даже лени вели только к худшему. Ученик в конце концов мог убедиться, что он в самом деле рассеян и ленив, и эта убежденность уже начала было складываться у Гриши.

    Педагогический совет решил перевести Гришу в параллельный класс. Как и следовало ожидать, он оказался прилежным, внимательным, усидчивым учеником.

     

    Комментарии

    Как жаль что большинство учителей этого не читали. Или читали и не приняли к сведению.

    Горбань Надежда Леонидовна

    К сожаленью многие родители думают, что все учителя именно такие. Иногда подобную жестокость друг к другу проявляют сами дети. Начинают высмеивать слабых, не умеющих дать отпор детей. Самое главное для нас, как для учителей, так и для родителей, это вовремя установить в чём причина конфликта и решать проблему немедленно.

    Кириллина Галина Николаевна

    Первый класс самый трудный ответственный класс для ученика и учителя. Похожее положение у моего внука- первоклассника: он в садик почти не ходил,подготовка слабая, организованность не сформирована, трудности в правописании. Три месяца прошло учебы, но у внука желания учиться нету,учительница уже не обращает внимание на него, игнорирует. Когда родители обращаются к учительнице,она говорит, что он сам не хочет.Да, я понимаю, что в классе их 28 человек, на каждого не хватает времени.И у меня сердце болит от того что, внук теряется как личность, и нету у него в школе близкого человека - учителя. Я живу в другом городе, жду когда каникулы, чтоб заниматься с ним. Но возможно ли наверстать пропущенную школьную жизнь? Я сама учитель и знаю, что каждый день, каждое слово учителя, отношение учителя, взгляд учителя, личностные качества учителя - всё имеет для ученика воспитательное значение и является психолого-педагогическим воздействием на ребенка.За свои 33 года работы в школе я встречала и учителей,которые работают на показатель. Как хочется , чтобы родители в сотрудничестве с учителем развивали ребенка, а не кидали друг к другу. Может,требуется работа психолога с ребенком?

    Жигайло Елена Владимировна

    К сожалению, даже опытные учителя не всегда проявляют педагогический такт по отношению к детям. Неосторожное слово может ранить впечатлительных ребят. Учитель должен быть тонким психологом, чтобы увидеть и исправить свою ошибку. Молодой учительнице дан поучительный урок.

    Юмашева Антонина Михайловна

    Очень поучительная статья, сейчас педагоги работают выполняя "родительский заказ" и я думаю, что маме надо было поговорить с учителем и выяснить все аспекты поведения - взрослым было некогда, а ребёнок пострадал, очень тяжело и подумать, к каким последствиям приводят ошибки педагогов.

    Мартьянова Ольга Викторовна

    Присоединяюсь к словам Елены Владимировны! Возрастную психологию изучают все педагоги, но, к сожалению, подобные поступки бывают характерны не только молодым учителям, но и работающим уже не один десяток лет.
    Ранить ребенка очень легко, это может быть слово, может быть невнимание к ученику,отсутствие похвалы... подчас учителем это даже не осознается, а последствия бывают весьма различны...
    К счастью, такие явления единичны, хотя и заставляют задуматься!

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Очень поучительно не только для учителей, но и для воспитателей ДУ..

    Ростова Наталья Сергеевна

    Да, многое зависит от установок педагогов, родителей. Как часто можно обидеть малыша, не заметив этого. Статья заставляет задуматься.

    Авсеевич Ирина Михайловна

    Нам тоже не повезло, правда в 5 классе с учителем математике, до слёз к этому учителю идти не хочет, унижает детей, кричит и если невзлюбила кого-то то гнобит, другого слово не подобрать. И только жалоба директору на какое то время её останавливает, но потом всё продолжается

    Федорюк Лидия Владимировна

    Прочитать рассказ нужно всем: и учителям, и родителям. и ученикам. Да, к сожалению, и среди учителей встречаются подобные. Поступки учителя трудно оправдать:ученик всегда прав. Думаю, что в сложившихся ситуациях (а они будут встречаться) надо разбираться всем вместе. Не искать виновных - нет. Каждая из сторон должна сделать правильный вывод. Посоветую всем почитать В.Сухомлинского. Спасибо администратору за публикацию.

    Лихтанская Ирина Владимировна

    Присоединяюсь к мнению коллег. Печально, что такие случаи происходили и происходят в наших школах, а школьная тревожность у каждого второго ученика...Спасибо за статью!

    Прозуменщикова Елена Сергеевна

    Прочитала статью и вспомнила разговор с выпускницей, пришедшей на встречу, спустя десять лет после окончания школы. Вспоминали наши совместные уроки, внеклассные мероприятия, поездки. Но, вдруг, она рассказала мне, как в пятом классе я слелала ей замечание, указав, что она не очень прилежна. Так вот, почти тридцатилетняя женщина, сама уже мама двоих детей, она помнит свою детскую обиду на учителя. Как же взвешенно нам надо научиться давать комментарии, щадить самолюбие детей, не забывать, что слово может помниться всю жизнь! Для меня это был настоящий урок.

    Мальцева Татьяна Алексеевна

    Перечитала статью несколько раз и призадумалась, а не веду ли я так себя с учениками? "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется"- а вот нам, учителям, надо предугадывать, детские сердечки очень ранимы.

    Полчанинова Светлана Леонидовна

    Глубоко затронула меня эта история. До сих пор встречаются такие учителя, которые не задумываясь, при всех начинают унижать ребёнка. Настоящий учитель должен обладать природным тактом, чутьём. Нельзя при всех делать такие замечания. Всегда можно найти за что похвалить ребёнка. Лучше бы не мальчику сказала, а с мамой поговорила. Ведь ребёнок не виноват. Он ещё маленький. И в школу пришёл, чтобы научиться всему. Вот и надо помогать им учиться, а не ранить детское самолюбие.

    Шектыбаева Татьяна Биржановна

    Пока читала, примеряла к себе, а всегда ли я делаю правильно замечания? А всегда ли отслеживаю реакцию на замечания? Наверняка бывают моменты, когда можно быть изобретательней, мудрее, умнее. Вот только как это в повседневной жизни проследить... Поучительно и всегда актуально.

    Такие истории не редкость в наше время. Мир вокруг стал грубее, жестче. Считаю, что в этой истории мама мальчика поступила верно. Поняла ли учительница перевод мальчика в другую школу? Если мы хотим воспитать поколение добропорядочных людей, то нам надо быть внимательнее, сердечнее к детям.

    Перепёлкина Галина Эдуардовна

    У меня у самой есть подобные детские воспоминания. Я стою у доски в 9 классе,учитель ругает меня за тетрадь.
    Проблема вся в том, что мы не всегда можем понять границы допустимого.Все педагоги, которые писали комментарии, согласились с тем, что поведение учительницы недостойное.Но все же... Делаешь замечание...говоришь что-то... и случайно обижаешь кого-то. Такое, к сожалению, бывает... И не всегда ты можешь понять, что навредил кому-то. У меня была подобная ситуация как у учителя, когда я сделала сама педагогическую ошибку.Конечно же, я не радуюсь этому. Не заметила, то сказала то, о чем говорить не нужно.

    Давыдова Екатерина Николаевна

    Читала и думала, что мы ведь тоже не сдерживаемся. Делаем замечание ученику и думаем, что во благо, но каким же нужно быть осторожным во время разговора с учащимися, чтоб не только не навредить, а вселить уверенность.Спасибо Вам за спасение многих детских душ.

    Ульянова Наталья Олеговна

    Прочитала и в очередной раз поняла какую важную профессию выбрала.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Иногда нам-взрослым стоит "стать" на "место" ребёнка (или другого человека), чтобы ненароком не навредить ни кому, не обидеть и т.п.

    Зименс Мария Фёдоровна

    Поучительная и нужная для прочтения многими учителями, да и не только, статья. Как просто "сломать" Душу ребёнка? Чёрствость, невнимательность, бестактность учителя сделало своё дело? А где Сердце? Материнское Сердце учителя? Больно... очень больно. Неужели мы так и не поймём, что дети тоже являются для нас учителей - учителями?

    У нас учителей нет права на ошибки.... Ученик имеет, так как он УЧИТСЯ, мы учим а если не очень хорошо, так где мы встретим настоящих, хороших людей? Что воспитал, то и получи лет через 15!

    Курносова Наталья Николаевна

    Очень поучительная статья, заставляет задуматься о своих педагогических ошибках. Дети очень ранимы. Ошибки учителей очень дорого обходятся и детям и их родителям. Дети, став взрослыми помнят несправедливые замечания учителей, несправедливые оценки. Учителю очень важно следить за своими словами, быть умнее, мудрее, добрее.

    Коваленко Елена Германовна

    Да, когда педагог решает воспитательные задачи на своих уроках и беседах с классом, важно их решать в комплексе, а не за счёт авторитета отдельного ребёнка в классе, да и судьбы человека. Нельзя самоутверждаться за счёт другого человека, а тем более ребёнка. У меня ощущение (оно пришло с опытом работы с детьми), что каждый ребёнок это фарфоровый шар, с которым я должна обращаться очень бережно - надо держать, но нельзя давить.

    Кудрявцева Екатерина Олеговна

    мне, как молодому специалисту эта статья еще один урок, что надо быть очень и очень внимательным и не 7, а 10 раз подумать прежде чем что-то сказать ребенку. А как маме будущей первоклассницы больше обращать внимание не на успеваемость, а психологический комфорт ребенка.

    Самсонова Кристина Викторовна

    Поучительная статья. Нужно взять каждому на заметку

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Каждый должен призадуматься.

    Климентова Елена Николаевна

    К сожалению,не все педагоги могут корректно сделать замечание по поводу внешнего вида ребенка,неверное замечание может надолго оставить неизгладимый след в душе ребенка.

    Рябова Ирина Николаевна

    Расскажу свой случай. Однажды, в роли Айболита, осматривала руки детей, давая советы: помыть руки, постричь ногти; кого хвалила, кого спрашивала, почему ногти. И один Мальчик 5 лет отвечает: "Я вчера картошку чистил, ногти не отмылись". Айболиту стало неловко... Теперь стараюсь чаще хвалить аккуратных детей. Ведь многие малыши сами не умеют стричь ногти, чистить ушки. Это забота их родителей.

    Ляпустина Наталья Юрьевна

    Сейчас именно так и поступают в школе с детьми. Проблема- переводитесь в другой класс, другую школу. Прямо так и говорят. Мне так говорили, когда у моего ребёнка началась в 1 классе адаптация. И учитель сразу так сказал, а потом и психолог.

    Кузнецова Оксана Леонидовна

    Очень поучительная статья. В наше время многие педагоги ведут себя не корректно, сами не замечая этого. А все сказанные, не подумав, слова отражаются в первую очередь на ребенке, его психике. Эту статью нужно вручить всем педагогам для ознакомления!!!

    Шепова Елена Викторовна

    Да, часто приходится контролировать себя, сдерживать, чтоб не дай Бог не обидеть ребенка, хотя иногда это стоит огромных усилий. Я поняла, что когда ругаешь, толку от этого настолько мало, практически ничего не меняется. А похвалишь хоть чуть-чуть, смотришь - вот он результат.

    Плуталова Татьяна Владимировна

    Статья тронула меня за живое. Я мама первоклассника, и когда мы с ребенком обсуждаем его ошибку по письму или по другому предмету, то чаще всего выясняется, что ребенок ее сделал не от не внимательности как утверждает учитель, а лишь по той причине, что не знал как правильно поступить, растерялся. Мне кажется, что не желание учителя заглянуть глубже в причину того или иного поступка ребенка, приводит к не верным выводам о нем самом.(((

    Ищенко Оксана Евгеньевна

    Очень поучительно. Всегда интересно рассматривать педагогические ситуации и ставить себя на место героев. Так должны проходить пед.часы в образовательных учреждениях. Спасибо!

    Рябцова Виктория Витальевна

    Очень трогательная история. Действительно мы порой не задумываемся, что лишь одно наше слово, слово взрослого может нанести такой урон детской психике.

    ПЕККЕР Ирина Петровна

    Очень поучительно

    Ефимова Елена Евгеньевна

    Очень интересная статья

    Федорцова Наталья Аркадьевна

    Детская душа очень ранима. Мы выбрали очень ответственную работу, которая не терпит ошибок. Статья заставила меня задуматься о педагогическом такте.

    Балобанова Евгения Алексеевна

    Все знают, что формирование человека зависит от среды. Каким станет он – во многом определяется его окружением, отношением к нему. Ребенок, психика которого еще очень пластична, будет именно таким, каким его считают родители, учителя. Если хвалить ребенка, говорить ему, что он умный, добрый, заботливый – он уверится в этом и вырастет именно таким. Если же ребенок постоянно слышит, что он глупый и криворукий – это убьет в нем стремление к развитию, к достижению результата.

    Русинова Надежда Владимировна

    Бедный ребёнок! На самом то деле не обязательно изучать науку психологию, чтобы просто увидеть и почувствовать такое горе ребёнка, веть первоклашки - у них всё на лице написано! Так унизить и не заметить этого может и высоко образованный учитель, тут дело не в образованности, а в чисто человеческих качествах.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Интересно, а имя-отчество было у А. Швачко? А. Швачко, тов. Швачко...режет глаз и слух. Относительно истории с Гришей всё верно высказали коллеги: каждый день к себе "прислушиваемся", такая у нас профессия: понять, не навредить, принять, научить, помочь...)

    Полтавчук Тамара Владимировна

    Я думаю, что это педагогическая некомпетентность. Каждый педагог должен знать, что нельзя в отрицательных случаях называть имен ни при детях, ни при родителях.

    Полтавчук Тамара Владимировна

    Я думаю, что это педагогическая некомпетентность. Каждый педагог должен знать, что нельзя в отрицательных случаях называть имен ни при детях, ни при родителях.

    Лобань Наталья Николаевна

    Мне повезло...У меня не было такого учителя

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    Поэтому я и боялась и боюсь школу. Ведь я 12 лет проработала в ней и как никто другой знаю какие бывают учителя. Когда моя внучка собралась в первый класс, я волновалась больше всех.

    Зацепин Валерий Валерьевич

    Не читая соглашусь. Несколько раз наступал, поначалу на эти грабли.