Реформа российского образования: невыдуманные, выстраданные мысли

Фрегин Ирина Николаевна

О деградации современного образования говорят сегодня  много и со смаком, принято ругать современную школу за недостаток профессиональных кадров, за формальное отношение современных учителей к своим обязанностям, за «перекосы» в учебниках и программах. Однако, при всех недочетах современной системы образования никто не потрудился заглянуть в глубь проблемы, ведь деградация началась не сегодня, низкий уровень качества образования сложился не сиюминутно – все эти негативные тенденции - результат непродуманной политики в области реформирования образования, которое, по самым скромным подсчетам, длится уже более двадцати лет, и вся система образования находится в режиме эксперимента примерно столько же. Создается впечатление, что у государства нет четкой и продуманной политики по поводу современного образования. С каждой сменой министра образования меняются и «условия игры» и в современной школе и в профессиональном образовании. Вспомните, хотя бы пресловутый ЕГЭ. Начиная 15 лет назад отформатированный экзамен, никто не предполагал, что его условия будут постоянно меняться, особенно, последние несколько лет, когда происходят постоянные изменения в требованиях к ЕГЭ (отмена заданий категории «А», введение обязательного сочинения по литературе, увеличение минимального проходного балла по ряду предметов и.т.п.) Все, кто работает в школе, с этим знакомы не хуже меня. Нельзя сказать, что данные перемены ведут к негативным результатам основного социального блага, обязательного среднего образования, однако, скорость, с которыми появляются и исчезают нововведения современного российского образования, заставляет призадуматься не только рядовых  участников образовательного процесса, учителей и учеников,  но и господ с более высоким социальным статусом, а именно, методистов, руководителей образовательных учреждений, руководителей краевых и областных департаментов образования.

Каждый год, когда на рядового учителя «сваливается» очередное нововведение Министерства образования, невольно задаешься вопросом, доколе, господа властьпридержащие, вы будете заниматься мракобесием? Вспомните свое замечательное детство: ведь во времена вашего обучения в средней школе не изменялись требования к экзамену каждый год, доучившись до 10 класса простой советской школы, вы четко осознавали, какие знания,  умения  и навыки вам понадобятся для успешной сдачи экзаменов. Почему же, заняв высокие посты в новой России, вы решили, что школа – это такой же  экономический объект, как и любая коммерческая фирма современности? И возможно разве  каждый год изменять и требования к образованию, и саму систему? Неужели, получив высшее образование, вы не осознали самого главного: образование не способно приносить быструю прибыль, невозможно вводить реформу  образования и ждать, что она окупит себя в ближайшие пять лет, даст значительный качественный скачек в системе подготовки молодого поколения. Вся эта торопливость приводит только к одному: деградации общественного образования и деградации общества в целом. Сама система образования и любое ее изменение способна показать результаты только в течение  продолжительного промежутка времени, а именно 10-20 лет с начала эксперимента. Почему же и учителя, и ученика начинает лихорадить каждую осень и весну в ожидании очередного «новшества-сюрприза», или действительно, подобные частые смены «настроения» у наших  высших чиновников от образования можно отнести к сезонным обострениям?

Приведу простой пример: всем известно, что четырехлетнее начальное образование в школе начали вводить в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века. И причина такого введения была абсолютно понятна каждому учителю начальных классов: 1 год требовался на обучение грамоте, а не 0,5 года, как это было в советской школе на протяжении долгого времени. Уже тогда и педагоги и психологи понимали, что молодое поколение, родившееся в конце 20 века качественно отличается от предыдущих поколений.  Ему, в новом, перегруженном информацией обществе, требуется гораздо больше времени для освоения элементарного навыка письма и чтения. Эти психологические и физические особенности нового поколения были изучены и учтены при разработке новых образовательных программ  еще в эпоху перестройки. И разработка велась не один-два года, как это принято сейчас, а более десяти лет. Во что же превратилась эта новация в современной России? На обучение грамоте как отводили 0,5 года так и отводится, и это для поколения, СОВЕРШЕННО НЕ ЧИТАЮЩЕГО, с трудом осваивающего по глубокому принуждению учебник, да и тот не всегда в полном объеме. Зато перечень обязательных предметов в начальной школе расширился в геометрической прогрессии, степень сложности программ с каждым годом только увеличивается, количество учебных часов растет. И это все для детей, которые часто приходят в школу абсолютно не подготовленные (вспомните ситуацию с очередью в детские сады), для детей, родителям которых нет времени заниматься домашними заданиями со своим ребенком просто потому, что он озабочен проблемой материального содержания своего отпрыска.

Намедни,  разговаривала со своей знакомой, учителем начальных классов, озабоченной открытым уроком для родителей, который ее обязала дать администрация учебного заведения. Вроде бы ничего особенного, ситуация стандартная, но  от урока требовалась зрелищность и нестандартный подход к открытому мероприятию. Из любви к ближнему заглянула в свои «закрома», достала замечательное пособие по русскому языку 2001 г. выпуска которое использовала сама, когда еще работала учителем начальных классов. Обращалась к данному пособию, когда необходимо было внести игровой элемент в стандартный урок русского языка. Начала предлагать из данного пособия различные виды заданий  для 4-го класса. На каждое мое предложение знакомая отвечала одной и той же  фразой: «Мы этого еще не изучали». Снизила сложность заданий до уровня 3-го класса, результат тот же, до второго класса, та же ситуация. Перелистнув страницы, начала диктовать веселые и занимательные задания для 1-го класса, знакомая оживилась, и сказала: «Вот это нам подходит, это мы уже изучили и закрепили». Когда я поинтересовалась, что же это за программа такая, по которой в 4 классе современной российской школы изучают материал 1-го класса постперестроечной школы, мне ответили, что это программа «Школа 2100», а учебник по русскому языку Бунеева Р.Н. Выводы делайте сами. От себя хочу добавить, что когда-то по этой программе довелось учиться моему сыну (ныне которому минуло 19 лет), так вот, навсегда врезалась в память тема из учебника «Русские пословицы и поговорки», где примером для изучения служила поговорка «Новая метла хорошо метет»! Нужно ли объяснять, что старшее поколение моей семьи, еще хорошо помнившее оригинал: «Новая метла по-новому метет» было поставлено в тупик подобным примером.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочу акцентировать внимание на следующем:

 А) Приняв на обучение пятиклассников  в новом учебном году, с горестью отмечаю, что они с трудом пишут и читают (за исключением отдельных учеников), однако программы, составленные для них по общеобразовательным предметам, чаще всего не учитывают этой «особенности» современного школьника. Математическую задачу, преподаваемую в Древнем Египте (материал был взят из рабочей тетради по истории Древнего мира для 5 класса) смогли решить только 2 ученика из класса, что дает возможность сделать выводы о качестве знаний по математике выпускников начальной школы в целом. Некоторые не смогли ее решить даже в работе над ошибками, заданной на дом, т.е. пользуясь неограниченным временем и помощью любых дополнительных источников.

Б) Многие пятиклассники (УЖЕ!!!) говорят о необходимости дополнительных занятий с репетитором, говорят об этом сами, с горестью отмечая, что у их семьи нет материальных возможностей нанимать репетитора.

В) Репетиторство в общеобразовательной школе стало нормой, а не исключением. Не секрет, что многие образовательные учреждения (не только школа, школа тут как раз «позади планеты всей») открыто заявляют, что для успешного прохождения образовательной программы репетитор просто необходим. И это при огромных средствах, выделяемых на систему образования из государственного бюджета и огромной творческой свободе, данной каждому образовательному учреждению, о которой еще 25 лет назад учителя могли только мечтать.

Может быть, пора прекратить регулярное «обновление» реформаторских направлений нашей системы образования? Остановиться и оценить достигнутые за последние годы образовательные «результаты», посмотреть на новое, «потерянное» поколение переходного периода эпохи реформации образования, признать ошибки и дать возможность образованию поступательно развиваться, исходя из продуманных, тщательно взвешенных  и научно – обоснованных реформ, подкрепленных не только педагогическими, но и психологическими, медицинскими, санитарными исследованиями и  временем, действительными, а не «отчетными» результатами. И уж тем более не, всем понятным, желанием представителей высшего чиновничьего аппарата  «прогнуться» перед начальством  и лишний раз показать свою «профессиональную компетентность», а главное «незаменимость» на высокооплачиваемом посту. А уж мы, рядовые служители образования  как-нибудь справимся с поставленной государством задачей. И приложим все усилия для того, чтобы поколение нового тысячелетия, действительно качественно отличалось от своих предков безграничностью знаний и способностью к быстрому освоению всего нового, что дает нам век информационных технологий. Дайте только нам возможность хоть пару десятков лет пожить без новых «реформаторских» начинаний.

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Дайте только нам возможность хоть пару десятков лет пожить без новых «реформаторских» начинаний!!!

Чернышев Александр Юрьевич

Вот есть же учителя, способные к откровенному публичному разговору о наболевшем в образовании!!! Не только несчастные баллы всеми неправдами зарабатывать да сертификаты покупать...

Кабакова Ольга Ивановна

Вами поднята очень важная и больная тема. Мне кажется, что составители этих программ имеют весьма поверхностное представление о преподавании в школе и о учениках. Их задачи продвинуть свои инновации в школьную программу и тем самым защитить диссертацию, подтвердить свой статус, а на детей им наплевать. Видимо нашей стране нужна просто рабочая сила, малообразованная и мало, что понимающая. А хорошее образование могут получить только дети хорошо обеспеченных родителей, их меньше чем бедных, на то и расчёт. Остальные должны их обслуживать.

..печально, но факт

Савченко Любовь Николаевна

Мало того все эти изменения просто мешают работать педагогам. Чем всем мешали старые программы? Они были понятны и доступны детям.Разве у нас в России мало было ученых, светлых умов. А какие достижения были в науке,искусстве! Да и морально были другие люди. Хватит реформ и будут знания!А то из крайности в крайность!

Углова Ирина Александровна

Думается, наши чиновники в этой игре такие же пешки, тем более, что все большее их количество - такие же "выкидыши" современной системы образования и ЕГЭ - абсолютно профнепригодные. Это все происки империалистов, господа... Планомерный развал огромной державы изнутри. Так и хочется иногда сказать (как дед мой говорил, когда видел откровенное вредительство): "Эх, ребята, Сталина на вас нет!"

Зачем искать внешнего врага. Враг всегда внутренний - безграмотность работника, ой, начальника.

Достаточно заглянуть в учебники, чтобы увидеть "перекосы". Часть материалов вообще не доступны их пониманию. Нет, не потому что "глупые". Потому что материал этот встречается на 1 курсе университета. Обязывают ходить на кружки, вроде бы начинание замечательное (не болтаются по улицам, всегда при деле, занимаются в кружках бесплатно)...только остаётся вопрос: где детям брать время на освоение программ, часть которых идёт на самостоятельное изучение? Итог: не успевают нигде, нагрузка чудовищная, учебники составлены, мягко говоря, странно... Учитель может творчеством заниматься, но где взять на творчество время, если львиная его доля уходит на заполнение "бумажек" и "собирательство" сертификатов...к слову сказать, не всегда пригодных для включения в аттестационную папку. Хочу работать с детьми, а не с бумажками...

Холоденко Людмила Владимировна

Спасибо за статью! Подписываюсь под каждым словом! Наверное, хватит нам молчать! Надо что-то делать???

Чернышев Александр Юрьевич

У нас по соцопросам 85% населения абсолютно счастливы и 82% поддерживают Путина. О чем вы? Молчать и радоваться!

Кудрявцева Наталья Викторовна

Как же я со всем согласна. Сейчас у власти находятся чиновники, получившие хорошее советское академическое образование. Это же образование своими реформами они окончательно загубили и теперь, чтобы дать своим отпрыскам знания, они их отсылают за границу, вроде Оксфорда и Кембриджа. Благо денежки, наваренные в периоды приватизации и ваучеризации всей страны, имеются. А простому народу и так сойдёт - тупым безграмотным быдлом легче управлять. На это направлены все наши реформы. Объектом экспериментов стали наши дети, а методисты реально на нас защищают свою пятиминутные диссертации, которые потом уходят в мусорные корзины. Как же мерзко на всё это глядеть.Детских и юношеских организаций не осталось, патриотические идеи канули в лету. Чему учить? Вспомнили о любви к Родине, когда со всех сторон её унижают и травят; когда многие заседатели имеют двойное гражданство, чтобы, когда запахнет жареным, скоренько свалить за бугор. Жесточайшее расслоение общества на богатых и бедных. А мы учим доброму и вечному. Дети нам не верят, потому как воспитывает в большей мере семья и реальная действительность. Я закончила школу в 1989. Бесплатно поступила сама в иняз, отучилась, получила работу. А теперь нас в районе осталось 6-7 "мамонтов", получивших академическое высшее образование. Остальные - с педучилищем. Какому иностранному языку может научить девочка из педучилища. Учиться в институте нереально дорого, на бюджетные места лучше не рассчитывать.Уровеь обучения падает вместе с уровнем образования учителей. Да и кто хочет работать в современной школе, когда уважения к учителю нет не только у учеников, но и у их родителей.Тоскую по старым учебникам. Дети по ним без проблем читали, хорошо знали грамматику, читали, пересказывали и общались на бытовые темы. Учебники - это отдельная тема для разговора.

Савченко Любовь Николаевна

Наталья Викторовна я полностью согласна с вами! Ведь раньше было уважение к учителю в полном смысле слова! А сейчас дети перестройки сами невежи и воспитывают себе подобных. Как часто вспоминается школа того времени! Учителя нагрузили ненужными никому бумагами,а дети в стороне. Раньше учитель был всегда рядом с детьми, теперь не всегда это получается! Лучше уделить время ребенку, но обязуют заниматься бумагами. Когда же это закончится? Правильно молодые специалисты не идут работать в школу! Правительство и статистика утверждают , что у педагогов достойная зарплата! А какую нагрузку они берут, а если без лишних часов, то получать нечего,вот и пропадают педагоги на работе ,по 10 часов в день. а то и больше- Оптимизация,слово то какое придумали! Депутаты сами бы оптимизировались ,глядишь и пополнился бы бютжет!

Фрегин Ирина Николаевна

    Не думала, что моё "наболевшее" и отчаянно выплеснутое на страницы портала привлечет столько внимания коллег. Честно говоря, писала от отчаяния, на грани нервного срыва, не предполагая никакой полемики по данному поводу. Большое всем спасибо за Вашу поддержку! Надеюсь, что никого не обидела своей резкостью и несдержанностью. Просто пришло время, когда сдержанность стала смерти подобна, ибо более всего боюсь доживать свой век в обществе деградантов и абсолютных профанов. Надеюсь, что когда-нибудь моё "детище" будет прочитано "чиновниками от образования". Надежда еле теплится, однако, а вдруг прислушаются?..

Кудрявцева Наталья Викторовна

Ирина Николаевна, я в таком состоянии давно уже живу. И не только я, но и многие мои коллеги. Это только полный дэбил (как говорит наш министр иностранных дел Лавров)ничего не чувствует.Потому как ему всё равно. А мы люди советской эпохи привыкли всё принимать через сердце и душу. И настолько тяжело воспринимаются "новшества" нашего правительства. Эксперименты с ЕГЭ/ГИА, увеличение пенсионного возраста,а последняя инициатива Кудрина - льготный стаж учителей и медиков с 25 увеличить до 30 лет. Да я сдохну к этому сроку. Никому ещё на могиле не написали "Она пахала, как вол".Работа в школе отнимает всю душу и силы.Я считаю, что заслужила этой льготной пенсии. Через 20 лет работы я чувствую, что полностью выгорела. Работаю на автопилоте, но тем не менее не представляю, как это не выкладываться на уроках целиком.А ещё конкурсы, методсоветы, эксперименты и пилотные площадки, внеклассная и внеурочная деятельность, обязательные публикации в СМИ и наличие своего действующего сайта. Жесть. А когда жить? Есть шутка, что врачам работать пациенты мешают, а учителям - дети. Зарплата? Слёзы. В школе не заработаешь, или надо нахватать часов, да кто позволит. Всем нужна хорошая зарплата. Наболело.Успокаиваешь себя тем, что учить и лечить - призвание Божье. Волю в кулак - и на амбразуру дикого бюрократизма и бумагомарательства.Бумаги стало ещё больше. Учебники - эксперименты над учителями и учениками. К ним надо ещё приобрести тетради на печатной основе, сборники упражнений в формате ГИА/ЕГЭ, поурочные авторские разработки, авторскую программу и т.п. Никаких денег не хватит, потому как это за свой счёт. Это же учителю надо для работы... Что заработала, то и потратила на все эти дидактические материалы. А если ещё учесть и то, что учебник может не попасть в Федеральный перечень, и надо переходить на новую линейку. Я за свою учительскую жизнь сменила уже 4 линейки... Кто мне компенсирует затраты? Никто... Вот так как-то. Не ждите, не прислушаются. Они на нас крутые бабки зарабатывают.

Чернышев Александр Юрьевич

Герман Греф: российская школа осталась школой XIX века
http://mel.fm/novosti/7681395-german-gref-rossyskaya-shkola-ostalas-shko...

«Великий министр образования Японии в то время, в 1850 году честно писал, что нынешняя система насильного образования не несет счастья школьнику, она создана для государства. Лучше не скажешь», — добавил Греф.

Романова Надежда Сергеевна

Проблема еще и в том, что чиновники всех уровней ведут борьбу за "качество" образования, подменяя понятие качества понятием высокой отметки. И, по большому счету, никого из них не интересует обученность ученика, главное, чтобы процент "качества" был высоким.