Подсказывай другу и садись с кем хочешь: в екатеринбургской школе тестируют сингапурскую систему обучения

Уроки, где не надо 40 минут сидеть за партами, записывая за учителем, можно подсказывать друг другу и сидеть, с кем хочешь, начали практиковать в 137-й школе в посёлке Шабровском. И это не день самоуправления, а сингапурская система обучения, которую в качестве эксперимента ввели после новогодних каникул.

Знакомиться с основами сингапурской системы учителя 137-й и нескольких других екатеринбургских школ ездили на семинар в Казань, потому что Татарстан уже несколько лет успешно её применяет и сейчас передаёт свой опыт в регионы. Сингапурская система образования считается одной из самых успешных в мире, по результатам исследований она показывает высокие результаты.

Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в класс на необычный урок, – это расположение парт. Привычных трёх рядов нет, парты сгруппированы по две, за каждым таким столом сидит по 4 человека. Перед ними карточка, разделённая по секторам на цифры и буквы. Дети, которые сидят напротив друг друга, называются партнёрами по лицу, а сидящие рядом друг с другом – партнёрами по плечу.


По этой карточке строится всё занятие: в ней прописаны алгоритмы, как делить учеников внутри команды.


Весь класс разделён на команды по 4 человека, при этом каждый раз состав меняется.

– Когда дети заходят в класс, мы говорим, чтобы они садились на любые места. Дети, конечно, с радостью так садятся, но в любой момент урока мы можем их поменять местами. По карточке, которая лежит на столе, присваивается ребёнку свой номер от 1 до 4, и во время урока дети так работают, и по номерам, и "лицом к лицу", и "плечом к плечу". Это работа в группе, в команде, – рассказывает E1.RU учитель начальных классов, заместитель директора школы Иван Барт.

Сам урок тоже сильно отличается от привычного: большую часть урока говорят сами дети, а учитель только направляет ход занятия. На уроке русского языка у третьеклашек учительница дала каждой группе список слов  и задание – распределить их по частям речи, потом попросила одного ребёнка в каждой группе зачитать получившиеся ответы. Выполнив задание, дети не кричат, что готовы, не тянут руки, как это обычно бывает на уроке, а протягивают руки в центр стола и сворачивают кисти в "рулетик", после чего поднимают вверх, говоря "пш-ш-ш-ш". Когда задания зачитаны, дети встают и начинают изображать, как трут сыр на тёрке, после чего в голос говорят: "А-а-атличная работа!" и переходят к следующему заданию, но уже внутри группы: одно вместе делают "партнёры по лицу", второе – "партнёры по плечу". Другой способ похвалить друг друга – изобразить протирание стекла, будто бы побрызгав на него из пульверизатора, а потом дружно сказать: "Чистая работа!"


Часть заданий дети решают вчетвером, часть – по два человека, часть – самостоятельно, но потом проверяют друг друга.

– Такие уроки проводят не каждый день и не на всех уроках, всё зависит от темы, настроя класса. Это может быть и изучение нового материала, и закрепление уже изученного, или повторение. Самый главный принцип "сингапурского" урока – это работа в группах и частая смена деятельности. Дети учатся взаимодействовать друг с другом. На таких уроках отвечают все дети, отмолчаться не получится никому. Бывает же такое, что, когда работа в группе, в основном работу выполняют сильные, а остальные – так, присутствуют. Здесь такого не будет, – отмечает Иван Барт.

Конечно, зарубежная система не исключает выход к доске: по одному человеку от каждой группы могут отправить к доске рассказывать решение. А вот домашнюю работу дети могут проверить у своего "партнёра по плечу" или "партнёра по лицу" и даже поставить за это оценку, учитель потом перепроверит.


Вот дети обмениваются тетрадками, проверяют и ставят друг другу оценки.


А выполнив задание, ребята тянут руки в центр стола и складывают их в "рулетик".

Как рассказывают в школе, за неделю тестирования сингапурской системы её успели опробовать почти на всех классах, но больше всего по ней пока занимается "началка". Детям нововведение нравится, они говорят, что им кажется, будто такой урок проходит интереснее и быстрее, они не успевают уставать.

В ближайшее время в школе планируют провести родительское собрание по сингапурской системе, чтобы мамы и папы смогли протестировать её на себе и лучше понять её суть.


Учитель начальных классов Иван Барт говорит, что детям нравятся новые уроки.


Ещё детей перемешивают между группами и просят их рассказать друг другу, например, таблицу умножения. Учителя полагают, что, послушав ответы друг друга, ученики лучше запоминают материал.


Выполнив задания, дети говорят друг другу: "Чистая работа!".


Источник: "Екатеринбург Онлайн ". Фото: Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU


 

 

Комментарии

Коломыцева Елена Владимировна

Интересно!Даже введение ФГОС не запрещает творческого подхода к организации урока, главное что бы это было эффективно! Если такой метод интересен детям( а это главное, поскольку детей мотивировать на обучение очень трудно) и приносит определённые результаты, то почему бы и нет. Тем более что такие уроки проводят не каждый день и не на всех уроках, а педагог чувствует где это уместно использовать.

Акашина Ниля Мухамедовна

Да, согласна, главное смотивировать учащихся.

"Немного" непонятно: почему система вводится по чайной ложке? Именно частичное введение хорошего и нового убивает все новое и хорошее. Свобода - так полная!
Столы парами видела много раа. УЖАСНО неудобно и детям, и самому учителю. В нужную минуту внимание не сконцентрируешь, все выворачивают шеи, чтобы поглядеть на соседей или учителя.
А в принципе - это пародия на домашнюю подготовку. Если бы дети нормально занимались дома, умели слушать на уроке, такая обстановка не была бы нужна.
По-моему, процесс мышления индивидуален. Зачем его делать коллективным?
Но при наличии отсутствия... сойдет и банановый сингапур. Результатов ведь они достигли.
Лишь бы не ввели систему по частям, как всегда.

Мелешко Олеся Геннадьевна

Согласна с вами. Если вводить по чуть-чуть, то результат будет не заметен.

Татьяна Михайловна Захарченко

Читала немного о сингапурской системе, нашла сходства с теми приёмами, которые практикует каждый учитель на своих уроках. В основном, это работа в группах, частая смена деятельности, взаимодействие в группе (никто не остался без дела),ответы друг другу...Для себя отметила, что работать по такой системе не хотела бы. Система должна быть в том виде, в котором её предлагают. В противном случае, это уже не система, даже если дети "научились" говорить "чистая работа" и изображать, как трут сыр на тёрке.  Другое дело, факультативы, внеурочная деятельность, конкурсные мероприятия....Вот несколько фото:

И в чем разница?
А разница в том, что под сингапурскую выделят средства и награды. А вы работаете за горящие глазки детей.

Казаченкова Гульнара Анназаровна

Еще когда я училась в советской школе 40 лет назад, наши учителя практиковали, чтобы мы проверяли друг у друга домашние задания, таблицу умножения, стихи, готовили доклады парами и группами. Так что это хорошо забытое старое.

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с вами!

Полоскова Мария Дмитриевна

И мы так учились!

Если посмотреть на это глазами педагога, то можно заметить, что многое из увиденного мы используем. НО! Система, она так и называется, т.к. используется систематически. А у нас эти приёмы, согласитесь, носят эпизодический характер. А если взглянуть на это детскими глазами, то - классно, интересно, здорово! Поэтому, как вариант, вполне может быть. Успехов тем, кто этим занимается.

Иванова Ольга Александровна

Любопытно ,но увы и "ах" далеко не все ученики готовы работать ,а не "разбаловаться" в таких условиях)

Зацепин Валерий Валерьевич

Для нашей школы это не вариант.

Василевский Владимир Александрович

Мы тоже прошли обучение по Сингапурской методике.

Молодцы! Не боятся пробовать что-то новое! Мы все привыкли к жёстким рамкам, а новые поколения требуют новых подходов.

Черниченко Валентина Михайловна

О сингапурской системе обучения читала и раньше. Да, согласна в ней есть интересные зерна. Но как и любые другие системы из нее можно взять только отдельные методы и приемы, как в данном примере. Её применение требует большой подготовки педагога, выстраивание четкой системы использования, последовательности, а также и определенной подготовки детей. На таких уроках мы видим результат, а вот простые, рабочие "обучающие" уроки..., это вопрос. Но в целом очень поддерживаю.

Чащина Вера Александровна

Хорошая идея, можно взять на заметку и попробовать. Думаю, такие уроки проходит интереснее и быстрее, дети не успевают уставать.

Чепрасова Светлана Викторовна

Молодцы, вседа интересно смотреть такие уроки. И потом внедрять у себя на уроках

Чепрасова Светлана Викторовна

Молодцы, вседа интересно смотреть такие уроки. И потом внедрять у себя на уроках

Интересно, как ввести такую систему, когда в классе больше 30 детей? Там и так все дети сидят близко друг к другу. Да даже если их 20, посади так, как в этой системе и не будет никакого внимания на учителя. Головы выворачивать детям, чтоб взглянуть на учителя? Полная ерунда. Нет внимания, нет и дисциплины.