Главные вкладки

    Разговор в учительской

    Сизов Дмитрий Игоревич

    Представляю для Вас свою творческую работу по теме: "Молодой учитель в современной школе...". Об этом можно говорить много и долго. Я же решил выразить свои мысли по данной тематике именно в такой форме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razgovor_v_uchitelskoy.docx26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разговор в учительской.

    - Доброе утро, уважаемые коллеги!- сказала Лариса Юрьевна, заходя в учительскую. Она произнесла эту фразу скорее по привычке, утро вовсе не выдалось удачным – по пути на работу она опоздала на автобус, пришлось полчаса мерзнуть на остановке, а на входе в школу вдруг вспомнила, что забыла дома телефон. Без сотовой связи Лариса чувствовала себя неуютно. Впрочем, как любой человек, освоивший все новшества современного мира.

    В учительской стоял приятный кофейный запах. Сергей Анатольевич, учитель физики, пожалуй самый именитый и уважаемый «физик» в городе, благодаря чему и получил среди коллег почетное прозвище «Профессор», любил с утра побаловать себя чашкой крепкого кофе.

    - Доброе - доброе… - не поднимая головы, отозвался он. Из чашки в его руке шел пар, на коленях лежал открытый журнал. Судя по синей обложке – девятого класса.

    - Кстати, Симонова уже неделю не появляется. Опять будем родителям звонить?  - «Профессор» постучал по раскрытой странице.

    -  Она болеет.

    Лариса Юрьевна обернулась на голос от окна. Там сидел один из тех молодых учителей, которые всегда казались Ларисе выскочками и карьеристами: безукоризненно белая рубашка, галстук, серый пиджак в елочку, гладко выбритые щеки и всегда какой-то слишком вежливый тон. Даже с учениками.

    «Как же его зовут?» - За последний год в школу пришло несколько молодых учителей, Лариса не всех успела запомнить. В памяти всплыло, что этот преподавал математику в шестом бета классе.

    - Благодарю, Иван Александрович! – «Профессор» поставил чашку с кофе на стол, вытащил из нагрудного кармана ручку, что-то пометил в журнале. – Приятно, когда молодые знают больше нас, стариков. Верно, Лариса Юрьевна?

    Его комментарий задел Ларису. Она давно работала в школе, но старой себя не считала. Тридцать два года – для женщины не старость.

    - Кстати, меня с утра мучает вопрос: а кто он, молодой учитель в современной школе? – многозначительно спросила она, нарочито повернувшись спиной к молодому математику.

     - Какие странные вопросы беспокоят вас по утрам, прекрасная леди, - «Профессор» вновь потянулся за кружкой, отхлебнул, задумчиво почесал нос. -  Ответ достаточно прост. Это, в первую очередь, интересная  личность, справедливый, строгий, понимающий и искренний, а самое главное -  уважающий и ценящий своих учеников. Полагаю, это основа.

     - А мне кажется, что вы описываете качества, которые должны быть у каждого учителя, вне зависимости от его возраста и опыта!  

    «Он, что, осмелился возражать самому «Профессору?!» - мелькнуло в голове Ларисы. Солнечный луч просочился сквозь тонкую штору, идеально белая рубашка молодого математика показалась ей ослепительной, будто сияющей. Лариса невольно прищурилась.

    - Зря вы так скептически настроены. – Иван Александрович принял ее гримасу на свой счет. – Я уверен, что человек, готовый к постоянному саморазвитию, вот кем должен быть молодой педагог в современной школе. Да что в школе – в мире, в жизни! Сейчас все стремительно меняется, развивается, поэтому нужен непрерывный профессиональный рост, самоотдача во всем, что делаешь. Наша профессия  настолько «живая», деятельная, что в ней стоять на месте - подобно смерти. Надо быть постоянно в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодежном сленге, моде, музыке…Мы обязаны уметь учиться.  Уильям Артур Уорд когда-то сказал: «Каждый человек по-своему велик. Он микрокосмос. Только у каждого свое предназначение». У меня такое же мнение и про молодых учителей:  каждый по-своему уникален, со своим мировоззрением, мнением, но каждый должен быть готов к переменам для достижения своей высшей цели, своего призвания.

    Искренность и азарт, с которым молодой математик произнес эти слова, смутили Ларису. Он вдруг перестал казаться ей холодным и расчетливым карьеристом.

    «А ведь он прав»,  - подумала она. – «Он верит в то, что говорит – глаза горят, нервничает – вон пальцы как стиснул…»    

    - Глобально мыслите, коллега.  –  Отвлекая ее от дальнейших размышлений, «Профессор» громко захлопнул журнал, отставил в сторону чашку с недопитым кофе и в упор посмотрел на Ивана Александровича. - Но я использую ваш же аргумент: все это можно отнести к любому учителю. А каким должен быть именно молодой учитель?

    Лариса неожиданно осознала, что «Профессор» не ответил на ее вопрос, а всего лишь переадресовал его более молодому коллеге. Утро становилось действительно добрым и даже интересным. Однако в этом споре она была лишь наблюдателем – вышагивая туда-сюда вдоль окон учительской, молодой математик уже цитировал слова Волошина:

    - Странником вечным  в пути бесконечном, странствуя целые годы, вечно стремлюсь я….

    По пути он постоянно задевал плечом штору, та колыхалась за ним, словно шлейф длинной мантии. В образовавшиеся щели сочился солнечный свет, оставлял на истертом дощатом полу светлые длинные пятна.

    «Следы гладиатора» - подумала Лариса. Почему ей в голову пришло такое сравнение? Она и сама не понимала.

    - Так-так! – Кофе в «профессорской» чашке остыло,  из ее глубины давно не тек ароматный дымок, но «Профессор» не замечал этого, пристально следя за передвижениями оппонента. Точно так же он следил за движением мела по доске, когда очередной ученик решал сложную и интересную задачу, и под его рукой, одна за другой, на черном глянце доски появлялись затейливые формулы, цифры, выводы. Как никто другой «Профессор» умел открывать талант в своих учениках. За это его уважали, любили и немного побаивались. Как боялись в древности всесильных чародеев, способных открывать неведомое.  - И что же вы, мой юный друг, имеете в виду под этими словами?

     - Да то, что молодой учитель в современной школе это странник. Странник в полете своей мысли. Это тот, кто долго не может быть на одном месте. Он хочет меняться вместе со своими учениками, с окружающей жизнью, с реалиями современного мира. Все-таки, согласитесь, умение и стремление меняться - прерогатива молодых.

    -  Интересное мнение.

    - В своих изменениях он свободен. Свобода мысли выливается в свободу личности, в свободу творчества. Молодой учитель -  это строитель образовательного процесса на естественном процессе творчества, процессе прохождения  от собственной жизни, себя самого, - продолжал молодой математик.

    Его горячность заразила Ларису.

    - А я бы добавила, что молодой учитель -  это воспитатель. – Неожиданно громко сказала она. -  Современная школа перестраивается  на воспитание, в первую очередь, гражданина, труженика, семьянина,  человека, живущего среди людей, а не просто специалиста с определенным объемом знаний и умений.

    Благодаря этой реплике ее, наконец, заметили – оба мужчины обернулись к ней.

    - Согласен с вами полностью! - Математик легко подошел, встал рядом. Теперь они, плечом к плечу в большом пятне света, стояли перед сидящим в кресле «Профессором», словно эта сплоченность придавала большей весомости их мнению. -  Молодой учитель должен ставить ребенка перед выбором, позволить найти ему свой путь, заложив в него любовь. Любовь – основное проявление нравственности. Любовь к жизни, к ближнему, как к самому себе, к окружающему миру, к великому чуду – Природе. Без этого человек будет ущербен. И еще: молодой учитель - это создатель, творец. Педагогическая деятельность по своей природе – творческая. Такой учитель должен создавать проблемные ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Молодой учитель должен задавать  проблемное и смысловое поле, в котором ученик захочет сам ставить себе цели, искать свой путь и двигаться к своим результатам! 

    Он был такой высокий, сильный, уверенный в себе и своем суждении. Лариса Юрьевна ощущала себя рядом с ним абсолютно спокойно. И его слова были будто ее собственными. Она лишь кивала в конце каждой фразы.

     А он продолжал:

     - И, наконец, молодой учитель  должен владеть педагогическим экспромтом. А педагогический экспромт или  импровизация лежат в основе педагогического творчества, в его природе. Это в свое время подчеркивал Антон Семенович Макаренко.

    - Никоим образом не спорю с Макаренко. -  Похоже, убежденность молодого коллеги убедила и «Профессора». Он улыбнулся, оперся ладонями на стол, собираясь встать. Забытый журнал соскользнул с его колен. Шлепнулся на пол, распластав синие крылья обложки. Лариса потянулась поднять, но молодой математик опередил ее. Отряхнул обложку, протянул журнал «Профессору». Тот слегка кивнул в знак благодарности:  

    -  Педагогический экспромт это, конечно, хорошо. Но вы забыли самое важное, молодые люди.

    «Мы?» - мысленно удивилась Лариса. И сама согласилась: «Верно, сейчас мы вместе и мы правы!».

     - Самое важное… – в голосе «Профессора» зазвучали те самые, знакомые всем в школе, «профессорские» нотки. - Молодой учитель не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений. Без этого будущее немыслимо. Он должен научить детей действовать, чувствовать, думать, гореть безостановочно. Эмоций должно быть много. Хороших, нужных, полезных эмоций!

    Его прервал звонок.

    - Шестой бета! – опомнился молодой математик – Извините, коллеги!

     Он метнулся прочь из учительской. Ларису обдало свежим ветерком от захлопнувшейся за ним двери.  Стало тихо и как-то очень пусто. В луче солнечного света медленно кружились микроскопические пылинки, оседали на пол.

     - И все же, молодой учитель в современной школе – какой он должен быть?- растерянно спросила она в пустоту.

    «Профессор» подошел, как-то совсем по-отечески приобнял ее за плечи. Журнал в его руке каменел подбитой синей птицей.

    -  Вот такой. – Он кивнул на дверь, взмахнул синим крылом журнала. – Именно такой. Мы только что с ним разговаривали.


     

    Комментарии

    Тесля Ирина Сергеевна

    Дмитрий, очень интересная подача материала. Рассказ захватывает. А главное, насколько точно сказано о молодом педагоге. Несколько высказываний, с вашего разрешения, возьму на заметку. Удачи вам, творческих успехов в вашем нелегком труде.

    Сметанкина Тамара Васильевна

    Прочитала на одном дыхании. Очень интересный получился рассказ. Дмитрий Игоревич, а Вы что-то ещё писали в этом стиле?

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    Прописные истины- скажет скептик. Но именно эти истины и являются главными путеводителями в хаосе называемом сегодня "образование". Найти свой путь, доказывать верность своего пути, менять направления и опять доказывать... Следовать своему сердцу и хранить в сердце ЛЮБОВЬ. Нет- не хранить, а раздавать её.
    Как же трудно сегодня молодым педагогам. Ушло поколение рыцарей педагогического труда, которые учили нас таким истинам. Поколение сегодняшних "опытных" педагогов (30-40лет)и к сожалению руководителей, совсем не то. Они чаще думают о себе...карьеристы, потребители, эгоисты, не заботящиеся ни о качестве образования, ни о его содержании. Какой тут положительный пример? Какие уроки нравственности?
    Мы перестали восхвалять в педагоге его внутреннее педагогическое мастерство, его личные качества. Сейчас только дипломы являются критерием оценки.
    Долго мы будем исправлять свои ошибки, ой долго.