Размышления о векторе жизни педагога

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

«Образ педагога» волновал, волнует и будет волновать общество во все времена, эта тема обсуждается и сегодня в социальных сетях, на телевидении и в разговорах обывателей. Государство и общество предъявляют системе образования большие требования, она претерпевает серьезные изменения. Какими должны быть современные педагоги: учителя, воспитатели, специалисты образовательных учреждений?

Все понимают, что нужен новый педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь воспитанникам найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. Первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны.

Вопросы активности воспитателя детского сада всегда волновали и волнуют тех, кто непосредственно сталкивается с воспитанием маленького человека – детей и их родителей. Ведь активный, творческий воспитатель скорее пробудит интерес к познанию окружающего мира, а значит, создаст предпосылки к хорошему образованию в будущем. А хорошее образование является залогом благополучной и успешной судьбы любого человека.

Профессионализм воспитателя наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех детей, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными развиваться. Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы – вот наиважнейшая задача воспитателя коррекционной группы. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. И даже если в будущем в школе такой ребёнок не будет блистать в учебе, он может проявить себя во внеурочной деятельности. Творить для детей окружающий мир, наполнять этот мир красками эмоций, видеть в ребёнке не видимое и быть уверенным в его успехе - вот работа воспитателя коррекционной группы. Ребёнок — это мотылёк над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему надо помочь, чтобы у него отросли крепкие крылья.

Наша группа создана для детей с задержкой психического развития, последние годы большинство детей ещё и с задержкой в речевом развитии и ограниченными возможностями здоровья. Всё у нас бывает: и огорчения, и неудачи, но больше радости, улыбок, успехов. И это то, ради чего собрались в стенах нашей группы люди творческие и любящие детей. Именно мы должны обеспечить жизнеспособность будущего гражданина в новых условиях цивилизации. Поэтому мы предъявляем к себе следующие требования: владение отличной профессиональной компетентностью, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремление к овладению новыми знаниями, хорошие коммуникативные навыки, умение владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, хорошие ораторские способности и конечно, любовь к детям.

Но и этого недостаточно. В одной из московских школ в анкете «Каким ты видишь современного учителя?» дети написали: «Хотим видеть учителя молодым, модно одетым, веселым, оптимистичным». Как соответствовать этим требованиям? Для нас, возрастных педагогов, это порой невозможно. Но, считаю, не все потеряно, и мы идем в ногу с модой, следим за собой. А ещё мы имеем огромный жизненный опыт и творческий потенциал: создаем развивающую среду группы, принимаем участие в творческих и профессиональных конкурсах, творим своими руками произведения искусств, перевоплощаемся в сказочных героев. Обратите внимание, педагоги являются активными общественными деятелями в государственных структурах и общественных организациях: мы принимаем участие в организации и проведении выборов, информировании и опросах населения, проводим благотворительные акции.

Воспитатель - профессионал не ходит на работу, чтобы отбывать рабочие часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день. Он работает не только в стенах детского сада. Настоящий педагог несет свою работу домой, он планирует, анализирует, разрабатывает конспекты, готовится к встрече с воспитанниками и их родителями в свободное от работы время. В какой ещё профессии такое возможно?

Многие педагоги жалуются на то, что у них нет личной жизни, по крайней мере, в моём окружении. В нашем детском саду есть несколько воспитателей которым за 30, а они всё ещё не замужем. Я знакома с учителями и даже с директорами школ, которые разведены, но это их не особенно беспокоит — у них нет времени на встречи с подругами, вот чем они озабочены.  Есть в моем окружении педагоги, которые жалуются, что не успевают воспитывать детей...

Я работаю в системе "Образование" 25 лет, но для меня это до сих пор невероятно и ново, а потому в течение учебного года личная жизнь убрана на второй план, хорошо хоть на время отпуска я о работе вспоминаю крайне редко. И я готова признать, что времени катастрофически не хватает. Например, сейчас я сижу дома в кресле напротив экрана телевизора и мой супруг смотрит развлекательную передачу. На  подлокотнике кресла у меня ноутбук (который, собственно, и помогает мне сидеть на сайте), на столике рядом индивидуальные маршруты детей и календарное планирование. Всё это мне нужно сделать к завтрашнему дню. Сюда на сайт, я забежала на пару минут, порассуждать о смысле жизни...

В садике я возмущаюсь вместе с такими как я трудоголиками, когда мои коллеги не составляют индивидуальные маршруты, не печатают календарные планы, не готовятся к занятиям к следующему дню, не принимают участие в конкурсах. Они утверждают, что им некогда заниматься работой дома и гордятся тем, что забывают о ней выходя из садика ровно в 13.00 в первую смену и в 17.30 во вторую смену. Они ни за что не придут в садик в нерабочее время и не запланируют родительское собрание позже 17.30, потому что в 17.30 у них смена заканчивается. Зато у них есть личная жизнь, она у них на первом месте, и сейчас я вижу, что все те мои возмущения напрасны и пусты. Потому что они сейчас занимаются личной жизнью, а мне сегодня вечером нужно составить 12 индивидуальных маршрутов на 3 месяца (Ура! Скоро конец учебного года!!!), посмотреть на то, какие у кого проблемы, ведь это определит их дальнейшую судьбу, а они жутко милые ребятки, мне очень нравится с ними работать, поэтому-то я и пытаюсь планировать работу с ними вовремя. 

Пожалуй, я согласна с тем, что у педагогов нет личной жизни. Определённо. Но для меня, честно скажу, это не особенно ужасно. Потому что личная жизнь у меня на втором плане. Мой муж в основном принимает все мои рабочие моменты как часть меня... (Как-то он сказал: "Если тебе от этого счастье, то я согласен".) Мои девочки тоже меня понимают и помогают всячески по хозяйству. Друзья мои в основном педагоги и встречаемся мы с ними по возможности в выходные и праздники. Так что меня в данный момент волнует только планирование индивидуальных маршрутов. Так что буду заканчивать свои размышления, я и так слишком долго здесь сижу, займусь разработкой маршрутов и  календарным планированием.

А что в вашей работе является недостатком? Есть ли что-то, что вам не нравится, мешает или отравляет существовавание? Расскажите, интересно же узнать.

(В описании моих размышлений использована статья http://148.251.180.230/rabota-shmo/item/3093-vystuplenie-uchitelya-aktivnyj-pedagog-kakoj-on)

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Самый большой недостаток на данный момент - мой возраст пенсионный...работала бы ещё и работала...столько идей)

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

smileyКогда-то давно я работала в школе, коллектив которой состоял из очень опытных, возрастных педагогов. Они были так восхитительны, что я тогда, сравнительно ещё молодая, говорила:

- Пенсию надо давать по молодости, когда некогда работать, когда надо строить личную жизнь и заниматься собой. А в старости нужно работать.

Как нам тогда нужна была личная жизнь, как нам не хватало опыта и времени. Сейчас всё дается легче.

Окатова Светлана Евгеньевна

Светлана Владимировна,всегда поражаюсь Вашей трудоспособности и энтузиазму!Но всё-таки на первом плане тоже ставлю СЕМЬЮ.)

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Нередко так оно и происходит,
Как в старой песне. И об этом речь:
К тому вторая молодость приходит,
Кто первую сумел в душе сберечь.

Полоскова Мария Дмитриевна

На мой взгляд, все-таки семья первостепенна. Очень важно соблюдать баланс между работой и семьёй, особенно если у педагога свои маленькие дети. Можно качественно выполнять работу, но при это не перегружать свою семью бурной деятельностью.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Конечно на первом месте - СЕМЬЯ! Вы правы на 100%!!!

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Мою домашнюю жизнь как не парадоксально загружает именно компьютер и интернет! Мой компьютер - мой друг и помощник. Но в моём постоянном желании сделать что-то особенное и сделать это качественно, много времени уходит на поиски в интернете этого особенного. Затем шлифовка, подгонка под моё видение, украшения и тд и тп. А ещё эти непомерные требования наличия печатной документации,ну не могу я остановиться и простой краткосрочный проект превращается в долгую печатную обработку сделанного.
Я каждый раз себе обещаю - вот это сделаю и всё. Нет, спускаются новые требования и я снова сажусь за компьютер.

Полянских Нина Николаевна

Да, детям в школе всё же приятнее видеть молодого учителя. А у молодых, соответственно, больше здоровья, больше сил.Не зря женщинам дают пенсию в 55 лет, потому что в её организме начинаются необратимые процессы.Пусть простят меня возрастные педагоги (я сама немолода!)- надо уступать место молодым и энергичным! Не верю оправданиям: ох, я ещё полна сил и опыта... Опыт есть, не спорю, но здоровья, увы, нет. Короче:молодые, вперёд!

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Подвигу (даже профессиональному) всегда есть время и место. И здоровье у всех разное. Многие (к сожалению) молодые не имеют столько сил и энергии как у пенсионеров.

Татьяна Михайловна Захарченко

А мне кажется, Нина Николаевна, что детям приятнее видеть "своего" учителя, которому они доверяют, с которым интересно и комфортно. И возраст здесь не имеет значения. Не поверю, что в коллективе рядом с вами не работают молодые коллеги, которые не отличаются ни энергичностью, ни "подвижностью". Но с лозунгом "Молодые, вперёд!" согласна с вами однозначно!

Устюжанина Оксана Леонидовна

Светлана Владимировна полностью с Вами согласна, дело не в возрасте, а в отношении к своей работе. Если ты ей живешь, тебе комфортно и ты видишь довольные лица малышек, ты просто обо всем забываешь. А у нас в коллективе есть и молодые педагоги , но им не интересна работа они как Вы написали до 13.00 и дома, а есть опытные - они идут в ногу со временем: владеют современными технологиями их тянет к молодому растущему поколению, они жизнерадостные не падают духом и им хватит сил воспитать не одно поколение. Спасибо, что Вы дали тему для рассуждения.

Полянских Нина Николаевна

"...дело не в возрасте...". В нём, не будем лукавить! Просто возрастному педагогу некуда деться. Он (она) будет падать - но зато - на боевом посту. Уважаемые учителя,ну дайте возможность молодым хотя бы почувствовать вкус к своей профессии.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

А где они, молодые педагоги? АУ! Нет их, не идут. А если приходят, то до декретного отсиживаются! И нет их потом! Наши в основном инертные, "пинать" приходится.

Полянских Нина Николаевна

Простите, что же, молодым женщинам не рожать? А кто будет улучшать демографическую ситуацию, мы что ли, которым далеко ЗА..? Если молодёжь "отсиживается" в школе - это, скорее, вина самой школы. Неужели Вы, Светлана Владимировна, будучи когда-то начинающим педагогом, пришли в школу, осенённая опытом? Кстати, на днях наш президент уже абсолютно серьёзно заговорил о наставничестве - даже учреждается награда наставникам! Когда я много лет назад пришла после университета в школу, я ничего не умела.В вузах не учат педагогическому мастерству. А закончила один из лучших университетов. Красный диплом, победы в студенческих олимпиадах,успешные выступления на научных конференциях - всего этого оказалась, как Вы понимаете, недостаточно. В моей семье (все технари и медики) недоумевали: неужели детям в школе твоих знаний недостаточно?.. Слава Богу! Я "попала в руки" хороших,добрых и требовательных опытных коллег. Если бы у кого-либо из них хотя бы закралась мысль, что я "инертная" девица, которую надо "пинать", моя бы педагогическая деятельность так и закончилась, толком не начавшись. Так вот: директор, завучи, рядовые педагоги каждый(!) день приходили ко мне на уроки, тщательно разбирали, помогали, подбадривали, хвалили за каждый удачный приём - и так весь первый год моей работы. А во второй четверти следующего учебного года уже они, мои незабвенные коллеги, приходили ко мне с одной фразой: "У тебя свежие знания, пришли что-нибудь новенького у тебя позаимствовать". А сейчас лично я часто слышу от опытных коллег:"Чего это мы вдруг будем им помогать, время своё драгоценное тратить, всё равно уйдут. Нас никто не учил...". Ну да, прямо-таки все пришли в школу Сухомлинскими и Шаталовыми...

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Я ни в коем случае не отрицаю декретный отпуск. Я против отсиживания на работе рабочего времени. Я против нытья, что времени нет, что это они не могут и это не умеют, а на деле просто не желают напрягаться. Все приходят неумехами, но не у всех есть желание научиться и стремление к совершенству. Да и не учат сейчас молодежь. Ещё лет восемь назад, когда у нас в детском саду сменилось руководство и появились старшие воспитатели с таким понятием как "Все мы с образованием, почему это мы должны их учить".... я возмущалась. Сейчас коллектив устоялся, всех кого могли сократили и остались самые стойкие, да и старший воспитатель теперь поддерживает молодежь. Но есть среди них такие, которые никак не могут проснуться. И это мне непонятно.
Я пришла в садик из школы, в которой был очень сильный педагогический состав, собранный всеми правдами и неправдами и хранимый руководителями в течение нескольких десятилетий. Как я благодарна этому моему опыту. Именно из бунтарских побуждений я пошла работать в группу воспитателем, мне очень хотелось стать эталоном, показать как надо работать. Задачу свою я выполнила и очень приятно было, когда моя напарница с таким же стажем как у меня, после полгода работы со мной в группе сказала: "Я даже не знала, что так надо работать!" и результат не заставил долго ждать - у неё появились победы, награды, признание, имя загремело и тд и тп.
Я за наставничество. Мне очень хотелось бы, чтобы мои ученики стали лучше чем я.

Полянских Нина Николаевна

Поддерживаю Вас! Обожаю креативных трудяг. Преклоняюсь перед теми, кто работает с самыми маленькими. Как на духу: я бы не смогла работать с малышами.Ведь если собственный ребёнок, - он один(или два), а тут -три десятка малявок... Мой любимый возраст - подростки и старшеклассники - сложные, ершистые, обидчивые, с кучей проблем - тем слаще победы педагога над упрямством и ленью, безразличием и неуживчивостью таких школьников. И всё -таки: в данный-то момент Вы взращиваете кого-то из молодых воспитателей, чтобы обогатить их Вашим бесценным мастерством и профессиональными знаниями? Без оглядки на начальство, которое всегда будет "просеивать" коллектив, лишь бы самому не утруждаться. В педагогических коллективах, где много опытных работников и мало молодых, нет будущего.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Я заканчивала технический ВУЗ, когда "нечаянно" устроилась работать в садик воспитателем. Устроилась осенью, а весной поехала с мамой в пединститут узнавать, что и как надо сдавать для поступления на дошфак. Мне сразу предложили сдать мои документы на третий курс физмата.... Я была в шоке и сразу отказалась: "Я не смогу со школьниками, я только с маленькими"... И я поступила на общих условиях на первый курс дошфака. А через два с лишним года мне пришлось устроиться в школу (разошлась с мужем, уехала в другой город, где детские сады закрывались). Вот такая она - судьба... Оказалось, что с подростками очень даже мне комфортно. До сих пор меня помнят уже взрослые ученики и приводят в мой садик своих детей)))))))). (Вот ведь, надо же - похвалилась и веселее стало на душе).
К чему я всё это? Да к тому, что Вектор жизни иногда скачет так, что и не ожидаешь.
По белому завидую молодым-у них всё ещё впереди, только не надо бояться, лениться и слушать всяких снобов. Терпение и труд всё перетрут! Только к победе!
Очень переживаю за молодых - сколько трудностей ждет их впереди: плохих начальников и коллег, злых родителей, трудных учеников, много ненужных и не понятных бумаг... Так хочется оградить их от всего ненужного, негативного.

Полянских Нина Николаевна

С праздником Восьмое Марта, Светлана Владимировна! Здоровья, крепости духа, радости, счастья! Пусть негасимый свет Вашей доброты и знаний освещает и согревает Ваших родных, коллег, благодарных учеников и Ваших маленьких подопечных.