Детские жалобы

Не считайте все детские жалобы ябедой, а всех маленьких жалоб­щиков «тонкослезыми ябедниками», как любит говорить мой зна­комый учитель, и потенциальными доносчиками. Умейте выслушать жалобу. Вообще умение слушать ребенка - большое педагогиче­ское искусство. Там, где нет этого искусства, не может быть и воспи­тания.

Вот к вам на перерыве при­бежала первоклассница Надя. Гла­за у нее радостные, а в голосе обида: «Коля насыпал мне за во­ротник зернышек шиповника... а они колются...» Даже от таких жа­лоб нельзя отмахиваться. Вам из­вестны отношения между детьми, вдумайтесь, что руководило Ко­лей: ответил ли он просто на шут­ки девочек, или же есть у него наклонность причинять товарищам неприятности. От того, с чем вы имеете дело, зависит и ваш ответ. Помните, что в этой пустой, как может показаться на первый взгляд, жалобе, вовсе и не жало­ба, а вопрос к вам, воспитателю: что же такое справедливость? Хорошо это или плохо - причи­нять товарищу боль, обиду? Сумейте услышать этот вопрос во многих детских жалобах. Сумейте ответить на него.

Но если в обиде, послужившей при­чиной жалобы, есть хотя бы ма­ленькая крупица зла, не спешите наказывать обидчика. Надя обра­тилась к вам вовсе не для того, чтобы вы наказали Колю. Она хо­чет узнать, что хорошо и что пло­хо. Если же вы будете спешить с наказанием, дети не станут вооб­ще обращаться к вам за помощью, ибо в подавляющем большинстве они увидят в этом зло, несправед­ливость. Обращаться к вам с жа­лобами будут только те, у кого в сердце свили гнездо обида, неверие в добро - они станут прихо­дить к вам, чтобы вашими устами, вашей волей расправиться с тем, кто им неугоден. Опасайтесь, как огня, стать орудием недоброжела­тельности.


Автор: Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.


 

 

Комментарии

Кротова Елена Викторовна

Замечательная статья. Сухомлинский как всегда прав. Он остаётся прекрасным педагогом, психологом и консультантом в трудных вопросах воспитания наших детей.

Татьяна Михайловна Захарченко

"Орудие недоброжелательности"...опасное оружие...

Ежова Татьяна Геннадьевна

Спасибо, администратору проекта за выдержки из книг, перечитывая которые позволяют задуматься о детской душе.Читая книгу целиком, не всё успеваешь обдумать, стараясь дальше и дальше узнать продолжение.

Дюкова Ирина Владимировна

«Жалуясь, ребёнок просит помощи в освоении норм взаимоотношений в человеческом обществе и, следовательно, нуждается в особом внимании и участии взрослого»
Януш Корчак, Антон Макаренко

Шишкина Наталья Григорьевна

Отличная статья! Да детям очень важно, чтобы их выслушали, дали совет в сложившейся ситуации, в чем то помогли.

Все ещё актуально. Несправедливо, что многие педагоги относятся к детям как взрослым: холодно и технично, без особого подхода. Это неправильно, ведь их [детей] личности только складываются, и их действия не всегда несут очевидный мотив. Поэтому так необходим человечный, гуманный подход к воспитанникам.

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо за статью.

Иванова Ольга Александровна

Всегда надо выслушать ,даже жалобу)Но главное правило -услышать!

Хаертдинова Разина Савитьяновна

Полезная статья. Спасибо.

Спасибо за статью.Она заставила лишний раз задуматься над этим вопросом, хотя после жалобы ребенка стараемся разобрать ситуацию: "Почему так произошло?"