Главные вкладки

    Слово об Учителе

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Учитель-идеал. Какой  он?  Умный, талантливый, улыбчивый, добрый, со строгими нотками в голосе, обладающий  чувством юмора… Еще стройный, стремительный, не знающий усталости… Ребенок смотрит, наблюдает, замечает все: как одет, как говорит, как чувствует любимый учитель, как он поступает в той или иной ситуации, как реагирует на проступки и успехи своих учеников, всегда ли он искренен. Для детского восприятия важны даже мелкие детали: взгляд из-под очков, цвет платья и помады, интонации и тембр голоса…

    ...Вспоминаю свою первую учительницу Лидию Ивановну Шашкову. Ничего похожего на этот идеальный образ. …Усталый взгляд, белый воротничок, вечный костюм цвета хаки, хотя и сидит с иголочки. Но сильнее других деталей врезались в память стоптанные каблуки стареньких бежевых туфель. Небрежность или бедность? Не знаю. Но больше всего люблю и жалею ее за эти каблуки, до слез...Теперь только понимаю, что главное для нее было не это. Не форма, не внешние проявления содержания. Вспоминаю пословицы,  часто произносимые учительницей: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», - это о невыученных правилах. «Кашу маслом не испортишь»,  -  это о ежедневных дополнительных занятиях. Уходить можно было только тем, кто самостоятельно справился с задачкой.

    Парадоксы нашей профессии встречаются на каждом шагу. И часто мы запоминаем совсем не то, что надо, а то, что определяет впоследствии наше жизненное кредо. И любим и уважаем человека тоже не за звания  и награды.

    Задумываясь над тем, почему эта профессия выбрала меня, (именно она меня выбрала, а не наоборот), чем так зацепила детскую душу (а ведь учителем решила стать уже в детстве, классе в пятом), прихожу к мысли, что дело в чем-то более существенном, чем только  внешний образ педагога.

    Думаю, что второй шаг в Вершине Учителя  гораздо сложнее. Дитя взрослеет и требует от своего кумира более серьезных вещей. Что же жизненно важно в образе учителя? Учитель -  неоспоримый профессионал. Он не случайный человек в школе. Ошибаться? – такого права у него нет. Нужно подтверждать каждый день, что ты такой, каким тебя хотят видеть и понимать, не разочаровать, не обмануть ожидания. Постоянно поднимать свою планку. Это все очень важно! Но всего важнее, чтобы учитель был Человеком с большой буквы, Личностью. И в этом смысле мне повезло. 

    Учительница русского языка  и литературы Тамара Константиновна Жолобова вела наш класс всего-то год в школе №1 г. Сальска Ростовской области.  Интеллигентная, начитанная,  она   обладала редким даром:  умением найти нужную пропорцию строгости и доброты, держала дистанцию  и одновременно с этим была простой, демократичной. Я всегда поражалась ее уникальной способности по  одному взгляду определить, готов ты к уроку или нет. Ее  факультативные занятия  были неподражаемы: она могла часами пересказывать рассказы Рокуэлла Кента или  Вашингтона Ирвинга.  И мы слушали, переносясь в необычный мир! Она обладала даром рассказчика. А потом сами находили эти книги и читали.  Необыкновенно порядочный человек. Редкая проницательность, неравнодушие. Ироничность сочеталась с материнской заботой. Умела находить подход даже к самому «пропащему» двоечнику и учила так тонко чувствовать смысл произведения! И до сегодняшнего дня бьюсь над вопросами: когда она все успевала? кто научил ее тонкостям психологии?

    Необычайно мудрый, спокойный, любящий и знающий свой предмет – историю – Игорь Иванович Смигельский. Меня он покорил своими обширными знаниями, а еще глубоким уважением к ученикам. Ко всем старшеклассникам он обращался только на Вы. Даже к хулиганам и раздолбаям. Это он методично учил нас конспектировать первоисточники, что потом очень пригодилось в вузе. Да и сейчас на своих уроках  я пользуюсь его универсальным методом осмысленного чтения. Втроем с моими подругами мы ходили на его факультатив по истории Великой Отечественной войны. И он для нас готовил много интересного материала по истории войны, рассказывал тогда еще очень секретные подробности уничтожения верхушки Вермахта, о которых, конечно, мы не могли нигде прочесть.

    Размышляя о своих учителях, которые были необыкновенными людьми, талантливыми педагогами, не могу умолчать о своей маме. Она  никогда не была учителем по профессии, но по призванию,  бесспорно!  Это ее нереализованные мечты о педагогической деятельности вдохновенно воплотились,   стали путевкой в мою профессию. И не только для меня, но еще для двух моих сестер. Перефразируя А.П.Чехова, можно так выразить напутственные  слова моей мамы: «В школу! в школу!»  Быть всегда сильной, превозмогать усталость, не хныкать, не жалеть себя – этому я училась, конечно,  только у мамы. «Самая трудная борьба – это борьба с самим собой»,  - мамины слова никогда  не теряют своей актуальности. 

    Конечно, велик соблазн подражания, стремления быть похожим на своего кумира. Но если ты хочешь двигаться вперед,  идти выше и выше, если хочешь найти себя, свою философию, свой образ, ты должен дойти до сути вещей.

    Если отбросить все эмоции и оставить только самое главное… Главное  - это то, что люди, повлиявшие на мой профессиональный и жизненный выбор, будучи Учителями с большой буквы, посвятили меня в свою веру – веру в Человека.  Вот так и иду по жизни. На том и стою. Отсюда мои принципы педагогики:

    - Люби своего ученика, умного и не очень, послушного и дерзкого, будь  справедлив и  строг по отношению к нему.

    - Требуй со всех учеников одинаково, не выделяй любимчиков, находи возможность похвалить  даже  самого злостного разгильдяя, вдруг в будущем  это  Энштейн.

    - Будь разным на уроке, расти сам, не застаивайся, ищи возможность для творчества.

    - Не мешай ученикам превзойти тебя, радуйся их успехам и новым возможностям, не тормози их развитие.

     Пусть твои ученики станут выше, лучше, талантливее тебя. Ведь слава, гордость и память учителя – в его учениках!

     

    Комментарии

    Соколова Любовь Викторовна

    Наталья Анатольевна, спасибо за откровение. Я тоже помню своего классного руководителя 5-11 классов - Федорову Надежду Владимировну. Только ей я могла раскрыть свои переживания. И она как-то по-доброму и по-матерински "обходилась" с нами. Кого надо - хвалила, а кого-то и журила.Здорово, что есть такие учителя!

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Читала о ваших, Наталья Анатольевна, а вспомнились свои....Спасибо)

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Любовь Викторовна, благодарю за отклик. Это то, что греет, как говорится, "во дни сомнений"...

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Татьяна Михайловна, я Вас понимаю. Вы настоящий друг!

    Мандрикова Людмила Андреевна

    Читала и перечитывала... Тепло, без пафоса, ДУШЕВНО!!! СПАСИБО, Наталья Анатольевна!
    Какое счастье, что у нас по жизни - в пути к себе, к своей профессии встречались замечательные педагоги, которые окрылили в нас желание работать с детьми, и помогли нам поверить в свои возможности - учить детей...
    И моя мама была лучшим другом для нас с сёстрами! Мне очень больно... 22августа ее с нами не стало... Как жить дальше... Сложно... Мои внуки тревожно смотрят в мои заплаканные глаза... Надо учиться...

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Людмила Андреевна, благодарю! Держитесь, хотя это непросто. Я Вам сочувствую!

    Безрукова Александра Сергеевна

    Наталья Анатольевна, Вы нашли такие чудесные и душевные слова о своих учителях! Читала и думала о тех, кто воспитал меня. Спасибо за момент теплых воспоминаний.

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Александра Сергеевна, спасибо за отзыв. Эти теплые воспоминания всегда с нами.

    Рогачёва Наталия Витальевна

    Какие прекрасные слова!