Мы идём к человеку. Сухомлинский В.А.

Июльским днём дети возвращались из леса. Далеко от деревни догнали дедушку. Было душно, он устал. Сел на пенёк отдохнуть. Когда мы приблизились, он поднял голову и не сводил с нас печальных глаз. Дети насторожились.

- Какая-то печаль в его глазах, - тихо сказала Валя Билокос.

- Что же он делал в лесу? - спросил Юрий Кобылецкий, когда мы попрощались с дедушкой.

- Чем он так расстроен?

Через неделю опять пошли в лес, снова встретили дедушку. И глаза у него были снова такие же печальные. Дедушке ходить нелегко, ему, вероятно, более семидесяти, куда он отправляется в такие дальние прогулки? Последовали за ним. Прошли лес, тропа побежала полем в соседнее село. Завернула на кладбище.

- Дедушка ходит на кладбище. Он одинок... - сказала Катя Роза.

Проводя дедушку, мы вернулись в школу. Был тихий летний вечер. Солнце зашло, на небе замерцала первая звезда, где-то в саду завел музыку сверчок. В такие часы детям хочется быть вместе. Я рассказал мальчикам и девочкам то, что знал о нашем дедушке.

Несколько месяцев назад врач Петр Афанасьевич похоронил жену, с которой прожил сорок пять лет. Теперь переехал в нашу деревню. Думал, будет легче, а стало еще труднее.

Я увидел, как широко открытые глаза детей устремились в лес, за которым лежало соседнее село. Никто не сказал ни слова. А я чувствовал, что ученики тронуты.

В воскресенье у леса снова встретились с дедушкой.

Мы подружились с Петром Афанасьевичем. Он пригласил нас домой. Две комнаты его дома были переполнены цветами. Рядом с домом дедушка что-то строил. Неудобно было расспрашивать. Дети взялись помогать: строгали доски, закапывали столбы. Через несколько недель поняли, что он строит теплицу для цветов.

Петр Афанасьевич любил цветы. Он вывел новый сорт розы и назвал его именем покойной жены - Мария. Когда мы приходили в его теплицу и нас окружало море хризантем, астр, гладиолусов, школьники невольно подтягивались, в их глазах появлялось что-то торжественное, праздничное.

Каждый раз, когда мы приходили к дедушке в субботу и видели приготовленный букет, мальчики и девочки были радостно взволнованы. Я видел в детских глазах гордость и удивление. Когда возвращались домой, рассказывал детям о прекрасной дружбе и любви, о красоте верности, о высоком и бессмертном человеческом благородстве. Я чувствовал, что мои рассказы пробуждают в детях чувство уважения к самим себе. Словно каждый раз, когда мы видели маленький завтрашний (так называли его ученики) букет, они смотрели в волшебное зеркало на самих себя и им хотелось быть лучше. Детям хотелось чем-то проявить свои добрые чувства, сделать для Петра Афанасьевича что-то хорошее.

Как-то в субботу, когда все дороги замело, ученики понесли дедушке цветы, выращенные в школьной теплице. Когда мы принесли ландыши, на глазах у Петра Афанасьевича выступили слезы.

Однажды я заметил, что мальчики и девочки к чему-то готовятся. Догадался - хотят чем-то порадовать дедушку, радовался и старался не замечать того, что задумали дети. А они, узнав о дне рождения покойной жены врача, накануне отнесли на могилу розы. Ни словом не обмолвились об этом дети, ни слова не сказал Петр Афанасьевич. О том, что он видел розы, было видно по его задумчивому взгляду, ласковому голосу. Дети все это почувствовали.

Мальчики и девочки становились мягче, добрее. Исчезла развязность и грубость Толи Самуила и Володи Мурашко. У детей открылись глаза на то, что они до сих пор не замечали. Сердце подсказывало им теперь, когда надо выразить словами свое отношение к человеку, а когда надо помолчать.

Петр Афанасьевич передал своим юным друзьям много семян цветов. Весной он помог им заложить питомник гладиолусов. В уходе за цветами перед детьми раскрылся источник радости. Все устроили у себя дома маленькие оранжереи. Цветы вошли в духовное общение между детьми и родителями.

У нас родилась хорошая традиция: дети сажали куст розы на память о каком-либо хорошем событии или хорошем человеке. Я учил детей: у каждого из вас будет самый дорогой после матери человек - муж, жена. Начните жить так, чтобы этот человек вошел в ваше сердце, сумейте сохранить любовь к нему до последнего вздоха. Эти слова запали в души мальчиков и девочек.

... С тех пор прошли годы. Давно закончили школу те, кто, возвращаясь из леса в теплый летний день, были тронуты человеческой верностью. Недавно я пошел на могилу Петра Афанасьевича - его похоронили рядом с женой. Шел с большой тревогой: видимо, думал, заросли могилы сорняком; кто вспомнит о них, ведь не осталось на свете у них ни одного близкого человека, послевоенные годы... Радостно забилось сердце, когда я увидел два куста роз. Значит, глубоко пустили корни добрые чувства.

Эта статья не воспоминание о мертвых, это мысль об актуальных, жгучих проблемах сегодняшнего воспитания. Человек человеку - друг, товарищ и брат. Этот великий принцип самых человечных в мире взаимоотношений - не абстрактная истина. С детства надо учить человека жить, учить быть настоящим человеком. Я убежден, что одна из самых тонких вещей в искусстве воспитания - это добиться того, чтобы человек познавал сердцем духовный мир другого человека.


Автор: Сухомлинский Василий Александрович. 1968


 

 

Комментарии

Соколова Любовь Викторовна

Спасибо, что в наш информационный век, где люди в большей степени общаются только по мобильным, заставляете задумываться о чувствах человека. И том что настоящим ЧЕЛОВЕКОМ быть не так уж сложно.

Соцкова Ольга Алексеевна

Жаль, что отношение к семье изменилось со временем. Единицы сейчас могут оценить такое.

Мелешко Олеся Геннадьевна

Как же душевно написано! Я тоже считаю, что самая главная задача в воспитании - это научить ребенка быть настоящим человеком!

Дианова Альбина Владимировна

Замечательная статья, написанная много лет назад, не потеряла актуальность и в наше время!

Барашева Ирина Анатольевна

У меня слёзы навернулимь. Как трогательно!